THE NAPOLEONIC WARS IN N. V. GOGOL’S MIRGOROD
Table of contents
Share
QR
Metrics
THE NAPOLEONIC WARS IN N. V. GOGOL’S MIRGOROD
Annotation
PII
S013160950023246-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Zvinyatskovsky 
Occupation: Professor
Affiliation: Masaryk University
Address: Czech Republic,
Edition
4
Pages
37-41
Abstract

The article tackles the problem of historicism in The Tale of How Ivan Ivanovich Quarreled with Ivan Nikiforovich and Old-World Landowners. It proves that, when referring to the militia, N. V. Gogol didn’t imply the Ukrainian militia of 1806-1807, but rather the Cossack regiments that took part in the Patriotic War of 1812.

Keywords
N. V. Gogol, Mirgorod, historicism, Napoleonic wars, Ukrainian militia.
Received
23.11.2022
Date of publication
30.11.2022
Number of purchasers
3
Views
48
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-37-41
2 © В. Я. ЗВИНЯЦКОВСКИЙ
3 НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ В «МИРГОРОДЕ» Н. В. ГОГОЛЯ
4 «От дворянина Миргородского повета и помещика Ивана, Иванова сына, Перерепенка прошение; а о чем, тому следуют пункты:
5
  1. Известный всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими и всякую меру превышающими законопреступными поступками, дворянин Иван Никифоров, сын Довгочхун, сего 1810 года июля 7 дня учинил мне смертельную обиду...».1
1. Гоголь Н. В. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. [Б. м.], 1937. Т. 2. С. 248. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте сокращенно, с указанием номера тома и страницы.
6 На первом пункте мы и остановимся: для комментатора он важнее остальных, ибо позволяет точно датировать ссору двух Иванов и таким образом понять тот исторический фон, на котором она происходит.
7 Только на первый взгляд кажется, что в гоголевской повести речь идет о «вечных», «общечеловеческих» взлетах (дружба Иванов) и падениях (ссора Иванов) человеческой натуры, по поводу которых меланхолический повествователь рефлексирует в настроении романтической иронии. Однако после Г. А. Гуковского мы имеем доказанные эстетические основания вопрос о реализме «Миргорода» ставить, например, в следующей плоскости: «...и Бульба и Иваны — украинцы, миргородцы; Бульба и Иван Никифорович явно походят друг на друга и своим положением вольной шляхты (Иван Иванович — тоже шляхтич, дворянин, но он — не наследственный, а «выскочка» из поповичей), и своей комплекцией, внешним обликом. Это — сходные люди сходного места в жизни и типа. Тем разительнее их отличие друг от друга, тем острее вопрос: почему же человек, рожденный быть Тарасом, становится Иваном Никифоровичем?»2 Исторический контекст здесь явно не будет лишним — он необходим нам как воздух реализма.
2. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 120.
8 Об «историческом ядре» «Миргорода» — двух повестей о прошлом Украины — автору этих строк уже доводилось писать.3 Посмотрим теперь, нет ли подобных исторических «зацепок» в двух обрамляющих повестях о современности. Было бы особенно интересно найти хотя бы одну общую для них — некий ключевой историзм, встречающийся в обеих рамочных произведениях. На один могу указать — это слово милиция. Вспомним следующие эпизоды из повестей «Миргорода»:
3. См.: Звиняцковский В. Я. 1) Историческое ядро «Миргорода» в свете художественно-мифологических установок XVIII — первой трети XIX вв. и документированной истории Украины. [Статья 1]. «Тарас Бульба» и «История русов» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования. М., 2009. Вып. 2. С. 289-307; 2) Историческое ядро «Миргорода» в свете художественно-мифологических установок XVIII — первой трети XIX века и документированной истории Украины. Статья 2. Исторические реалии в «Вие» // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. СПб., 2011. С. 166-178.
9 «Один только раз Пульхерия Ивановна пожелала обревизировать свои леса. Для этого были запряжены дрожки с огромными кожаными фартуками, от которых, как только кучер встряхивал вожжами и лошади, служившие еще в милиции, трогались с своего места, воздух наполнялся странными звуками, так что вдруг были слышны и флейта, и бубны, и барабан; каждый гвоздик и железная скобка звенели до того, что возле самых мельниц было слышно, как пани выезжала со двора, хотя это расстояние было не менее двух верст» (2, 20; «Старосветские помещики»; здесь и далее курсив наш. — В. З.).
10 «Задавши себе такой глубокомысленный вопрос, Иван Иванович задумался; а между тем глаза его отыскали новые предметы, перешагнули чрез забор в двор Ивана Никифоровича и занялись невольно любопытным зрелищем. Тощая баба выносила по порядку залежалое платье и развешивала его на протянутой веревке выветривать. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парчовую кофту, за ним высунулся дворянский, с гербовыми пуговицами, с отъеденным воротником; белые казимировые панталоны с пятнами, которые когда-то натягивались на ноги Ивана Никифоровича и которые можно теперь натянуть разве на его пальцы. За ними скоро повисли другие в виде буквы Л. Потом синий казацкий бешмет, который шил себе Иван Никифорович назад тому лет двадцать, когда готовился было вступить в милицию и отпустил было уже усы. Наконец, одно к одному, выставилась шпага, походившая на шпиц, торчавший в воздухе» (2, 228-229; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
11 «...это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина» (2, 234; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
12 Лексема «милиция» настоятельно требует реального комментария, а он, в свою очередь, зависит от того, о какой, собственно, «милиции» идет речь: какой страны, какой эпохи.
13 Страна, разумеется, Украина. Об эпохе в «Старосветских помещиках» дается косвенное представление: лошади, служившие еще в милиции, — это очень старые лошади, может быть, даже невероятно старые, и далеко не все лошади доживают до такого предельного возраста.
14 На вопрос, сколько лет живут лошади, имеется ответ: от 25 до 30. Те, что упомянуты в повестях, служили в милиции не в пору своего жеребячества, значит, лет как минимум за 25 до описанных событий. На момент «рассказывания» «Старосветских помещиков» (нынче, сейчас — т. е. в 1835 году) Пульхерии Ивановны уже нет в живых, но умерла она недавно. Предположим, что последнюю свою «ревизию» она совершила года три назад, т. е. около 1832 года. Следовательно, лошади служили в милиции примерно в 1807 году. Но не все так просто с «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Рассказывая о событиях того самого лета 1810 года, когда Иван Никифорович поссорился с соседом, повествователь сообщает, что Иван Никифорович готовился было вступить в милицию «назад тому лет двадцать». Получается — в 1790 году. Но, как мы сейчас увидим, повествователь в данном случае держит в уме не 1810 год, т. е. время события, а все те же 1834-1835 годы, т. е. время повествования. Однако в этом случае уже не только 1790 год, когда не было еще никакой милиции, но и 1807 год вряд ли подойдет. По отношению к 1834-1835 годам это не 20, а почти 30 лет, и лошади столько не живут...
15 Несомненно, перед нами анахронизм, но какого рода? Невольная, бессознательная ошибка? Или же еще одна микротема в составе большой темы несостоявшегося казачества Ивана Никифоровича? Ведь, как оказывается при ближайшем рассмотрении, у него была не одна, а две возможности собираться, да отчего-то так и не собраться «в милицию». И обе они были на памяти у современников Гоголя.
16 Тема, которую предлагает нам повествователь в подтексте упоминаний о «милиции», весьма любопытна, — это тема участия украинского войска в наполеоновских войнах.
17 Французский историк Э. Дрио о «наполеоновских планах» сообщает нам следующее: «Одно время Наполеон думал поднять казанских татар; он также приказал изучить восстание казаков под предводительством Пугачева; он верил в существование Украины и думал о Мазепе <...> но остановился пред грозной тайной степей».4
4. Driault E. Napoléon et Europe: La chute de l’Empire. Paris, 1927. Р. 27-28.
18 Между тем правительство Александра I ни о какой опасной для себя «тайне степей», во всяком случае украинских, не думало и не гадало. Так, в разгар наполеоновских войн 1806-1807 годов, шедших тогда еще вне территории Российской империи, на случай вторжения официально признанного антихристом Наполеона Бонапарта в Малороссийской губернии по высочайшему повелению и была учреждена так называемая «милиция». Рядовые «милиционеры», сиречь ополченцы, набирались из украинских крестьян, офицеры — из украинских дворян. Местное население должно было обеспечить «милицию» лошадьми. Одним из лиц, ответственных за формирование «милиции» в Полтаве, был не кто иной, как автор «казацкой» «Энеиды» мелкопоместный дворянин Иван Петрович Котляревский. Однако после подписания Тильзитского договора (1807) «милиция», к величайшему разочарованию воспрянувшего было духом полтавского «казачества», была распущена.
19 Однако же набор в ополчение, «милицию» или «украинские казачьи полки» (именно так они и значатся во всех русских, французских, немецких и прочих реляциях уже с реальных полей «битвы народов») был немедленно возобновлен в 1812 году. К сожалению, судьба этих полков мало изучена, а из посвященных им работ самой основательной остается выполненная по западным источникам работа украинского политэмигранта первой волны, бывшего петлюровского сотника О. Переяславского.5 Общую численность украинского ополчения 1812-1814 годов, вместе с пополнениями, Переяславский определил в 100 тысяч человек, что составляло треть всего ополчения Российской империи!
5. Переяславский О. Украинская вооруженная сила в наполеоновских войнах 1812-1814 гг. // Табор (Варшава). 1933. № 19, 20; 1934. № 21, 22, 23, 25, 26.
20 Отчего же царское правительство допустило формирование этих частей? Разве можно было исключить опасность, что Наполеон, реально и вовремя оценив обстановку, неблагоприятно сложившуюся для него в России, из Москвы двинется на юг, в богатую, процветающую Украину, ища там военно-политической поддержки (как это было в Польше), — и тогда стотысячная украинская армия перейдет на его сторону? Ведь если Наполеон, как изящно выразился французский историк, «верил в существование Украины», то не могла ли и Украина поверить в то, что в лице Наполеона она получает реальную возможность, подобно Польше при Наполеоне, получить независимость и войти в семью европейских народов? То есть стать частью той, по классическим законам развивающейся капиталистической экономики, что была и остается во всем противоположна семейно-патриархальной хозяйственной модели, которую иронически изобразил нам Гоголь в образе хозяйственной деятельности Пульхерии Ивановны?
21 Наполеон Бонапарт, даже и после того, как он объявил себя императором, неоднократно, и не только на словах, но и на деле, заявлял себя носителем ценностей и достижений буржуазной французской революции, как бы молчаливо предполагая, что и вся остальная Европа уже дозрела до такого состояния и мировоззрения, чтобы разделить эти ценности.6
6. См.: Тарле Е. В. Наполеон. М.; Л., 1957.
22 Но послушаем, что говорит конкретно о французах капитан полтавской «милиции» И. П. Котляревский в своей знаменитой «козацкой» «Энеиде»:
23 Вони i на Владику лають,
24 За горло всякого хватають,
25 Гризуться i промiж себе:
26 У них хто хитрий, то i старший,
27 I, знай, вам наминае паршц
28 Чуприну всякому скубе.7
7. Котляревський I. Твори. Берлiн, 1922. Т. I. Енеïда / З передмовою й поясненнями Б. Лепкого. С. 76.
29 Ну а уж если такой народ возглавил и повел на восток сам антихрист, то Ивану Никифоровичу, «рожденному быть Тарасом» (тот, как мы помним, тоже всю свою жизнь искал ответа на вопрос: если «не можно» воевать со всякого рода «антихристами», то «на какого чорта мы живем?»; 2, 69), не остается ничего иного, как отрастить себе усы, купить у турчина специальное ружье, каких «теперь не сыщете нигде», да и записаться в антинаполеоновскую милицию.
30 Тот Апокалипсис отменили, а несостоявшегося антихриста отправили, в пример иным-прочим, гнить в тоске на остров Эльба — но со дня на день ждут уже нового.
31 В свое время Д. И. Чижевский убедительно связал соответствующие настроения Гоголя с предсказаниями немецкого мистика Юнга-Штиллинга о конце света, ожидаемом в 1837 году.8 И хотя Иван Никифорович так и не собрался на битву с антихристом, но для автора «Миргорода» эсхатологические ожидания сохраняют свою актуальность на протяжении всего его творчества. И лошади Пульхерии Ивановны, эти кони Апокалипсиса, «служившие еще в милиции», несмотря на свою фантастическую старость — вдруг прогремят гоголевской птицей-тройкой, так что вновь станут слышны и флейта, и бубны, и барабан...
8. См.: Чижевский Дм. Неизвестный Гоголь // Новый журнал (Нью-Йорк). 1951. № 27. С. 140.

References

1. Chizhevskii Dm. Neizvestnyi Gogol' // Novyi zhurnal (N'iu-Iork). 1951. № 27.

2. Driault E. Napoleon et Europe: La chute de l'Empire. Paris, 1927.

3. Gogol' N. V. Poln. sobr. soch.: V 14 t. [B. m.], 1937. T. 2.

4. Gukovskii G. A. Realizm Gogolia. M.; L., 1959.

5. Kotliarevs'kii I. Tvori. Berlin, 1922. T. I. Eneida / Z peredmovoiu i poiasnenniami B. Lepkogo.

6. Pereiaslavskii O. Ukrainskaia vooruzhennaia sila v napoleonovskikh voinakh 1812-1814 gg. // Tabor (Varshava). 1933. ¹ 19, 20; 1934. ¹ 21, 22, 23, 25, 26.

7. Tarle E. V. Napoleon. M.; L., 1957.

8. Zviniatskovskii V. la.Istoricheskoe iadro "Mirgoroda" v svete khudozhestvenno-mifologicheskikh ustanovok XVIII - pervoi treti XIX vv. i dokumentirovannoi istorii Ukrainy. [Stat'ia 1]. "Taras Bul'ba" i "Istoriia rusov" // N. V. Gogol': Materialy i issledovaniia. M., 2009. Vyp. 2.

9. Zviniatskovskii V. la. Istoricheskoe iadro "Mirgoroda" v svete khudozhestvenno-mifologicheskikh ustanovok XVIII - pervoi treti XIX veka i dokumentirovannoi istorii Ukrainy. Stat'ia Istoricheskie realii v "Vie" // Fenomen Gogolia: Materialy Iubileinoi mezhdunar. nauch. konf., posviashch. 200-letiiu so dnia rozhdeniia N. V. Gogolia. SPb., 2011.

Comments

No posts found

Write a review
Translate