«КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК» ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
«КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК» ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
Аннотация
Код статьи
S013160950021719-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Федотова Марина Анатольевна 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
87-100
Аннотация

Существование пьесы «Кающийся грешник», как и ее атрибуция Димитрию Ростовскому, долгое время ставилось под сомнение. Обнаруженный среди сочинений ростовского митрополита в рукописи РГБ, собр. А. И. Хлудова, № 25 список драмы «Суд кающегося грешника перед Богом» доказывает факт ее написания и постановки в ростовской школе святителя Димитрия. Пьеса была создана как отдельная декламация и почти полностью соответствует 1-4 явлениям 2 действия «Успенской драмы» Димитрия Ростовского. В 1750-е годы, в период царствования Елизаветы Петровны, драма «Кающийся грешник» была, вероятно, дополнена новыми персонажами и новыми сценами при ее постановке в ярославском театре Ф. Г. Волкова, а также на сцене придворного театра императрицы, тем самым став новой сценической редакцией ранее существовавшей пьесы.

Ключевые слова
Димитрий Ростовский, театр, пьесы, декламация, источниковедение, атрибуция.
Классификатор
Получено
24.08.2022
Дата публикации
31.08.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
84
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
2 DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-87-100
3 © М. А. Федотова
4 «КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК» ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
5 Существование пьесы «Кающийся грешник», приписываемой святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, до сих пор ставится исследователями под сомнение. Среди противников этой атрибуции, как и факта существования самой драмы, были, например, Н. И. Петров, советовавший «не повторять эту старую басню, давно выкинутую наукой за борт»,1 и И. А. Шляпкин (чьи заслуги в изучении творчества святителя трудно переоценить), считавший, что перу Димитрия не принадлежит ни одной пьесы, так как «у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них не упоминается».2 Проблема усугубляется тем, что текст драмы до настоящего времени, действительно, не был известен.
1. Петров Н. И. О сочинении студента Евгения Троицкого на тему: «О драматических произведениях св. Димитрия Ростовского» // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 3. С. 680.

2. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 343345. Заметим также, что ни одно собрание сочинений Димитрия Ростовского в своем составе этих пьес не имеет.
6 В историографии российского театра впервые эта драма Димитрия Ростовского была упомянута среди других спектаклей, поставленных по его пьесам, членом Российской академии наук Якобом Штелином сначала в немецкоязычной статье «Zur Geschichte des Theaters in Rußland» 1769 года, а затем в ее русском переводе 1779 года.3 «Аллегорическая драма Грешник кающийся» была отмечена в словарях Николая Новикова4 и митрополита Евгения (Болховитинова),5 затем она неизменно перечислялась среди сочинений Димитрия Ростовского в исследованиях, посвященных его биографии и творчеству, начиная с труда А. В. Горского.6
3. Штелин Я. Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года // Санкт-Петербургский вестник. 1779. № 4. С. 85.

4. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 58.

5. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 1. С. 133.

6. [Горский А. В., протоиерей]. Святый Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Книга была составлена на основе двух работ выпускников Московской духовной академии 1848 года: Виссариона (Нечаева), будущего епископа Костромского и Галичского, и Николая Барского, будущего ректора Ярославской духовной семинарии.
7 Самым убедительным свидетельством ее существования являются два хорошо известных и не раз цитируемых описания пьесы:7 русского драматурга князя А. А. Шаховского8 и актера Ивана Носова.9 Оба пересказа составлены на основе записи, сделанной знаменитым русским актером И. А. Дмитриевским. Изложение Шаховского — более полное и авторитетное по сравнению с заметкой Носова, чья «Хроника русского театра» считается во многом сомнительной и малодостоверной. Переданное Шаховским описание Дмитриевского может относиться к петербургской придворной постановке 18 марта 1752 года, разыгранной труппой Ф. Г. Волкова.10
7. Текст см.: Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). М., 1972. Т. 2. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. / Изд. подг. О. А. Державина, А. С. Демин, В. П. Гребенюк. С. 336-337.

8. См.: Театральный альманах на 1830 год. СПб., 1830. С. 125-130.

9. См.: Хроника русского театра Носова. С предисловием и новыми разысканиями о первой эпохе русского театра Е. В. Барсова. М., 1883. С. 32-33.

10. «Комедия о покаянии грешного человека» входила в репертуар ярославского театра. См.: [Всеволодский-Гернгросс В. Н.]. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века. С. 143. А. А. Шаховской также свидетельствовал, что Ф. Г. Волков собрал и переписал «все духовные трагедии, приписанные Димитрию Ростовскому». См.: Театральный альманах на 1830 год. С. 125.
8 Е. В. Жигулин, опираясь на эти изложения, сделал вывод, что названная постановка «не соответствует эстетике постановок ростовской школы начала XVIII в.» и, «поскольку известные нам пьесы Димитрия Ростовского посвящены церковным праздникам, „Кающегося грешника“ митрополит не писал». По мнению исследователя, пьеса могла быть создана «в кругах, близких к ростовской или ярославской духовным школам 1720-1740-х гг. <...> на основе части 2-го действия „Успенской драмы“ и, возможно, с привлечением „Рождественской драмы“. <...> В пересказе „Кающегося грешника“ упоминаются те же персонажи, что участвуют во втором действии „Успенской драмы“: Совесть, Ангел-Хранитель, Правосудие (Суд), Надежда. Персонажи Ада — Главный Дьявол и Черти „Кающегося грешника“ могли быть взяты из 2-го действия „Рождественской драмы“. В сцене спора с Ангелом-Хранителем Главный Дьявол мог получить реплики Нотария „Успенской драмы“».11
11. Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1995. С. 67-68.
9 Еще одним, к тому же самым ранним доказательством существования пьесы «Кающийся грешник» является ее использование в драме рязанского школьного театра 1720-х годов. С. И. Николаев, обнаруживший программу представления «рязанской» драмы (название и сам текст пьесы неизвестны), поставленной, вероятно, в апреле 1727 года, полагает, что «на основании многих совпадений» литературным источником 4-го действия рязанской постановки можно считать «Кающегося грешника».12 Встает, однако, вопрос, был ли этим источником «Кающийся грешник», или материалом стала сама «Успенская драма», к которой восходит «Кающийся грешник», так как 2-5 явления 4 действия «рязанской» пьесы, согласно программе, почти полностью соответствуют 1-4 явлениям 2 действия «Успенской драмы».
12. Николаев С. И. Из истории рязанского школьного театра 1720-х гг. // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 77.
10 Возможно, ответить на этот вопрос поможет обнаруженная нами в рукописи РГБ. Ф. 394 (Собр. А. И. Хлудова). № 25,13 среди сочинений Димитрия Ростовского, на л. 609 об. — 616 пьеса под названием «Суд кающагося грешника пред Богом».
13. Рукопись 1760-х годов, 2о, 678 л. (Филигрань: герб Ярославля с литерами ЯМСЯ (3 тип), см.: Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959. С. 20, 23). Краткое описание рукописи см.: Викторов А. Е. Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1866 г. М., 1898. С. 52. Рукопись выставлена на сайте НИОР РГБ: >>>> ; дата обращения: 10.04.2022.
11 Рукопись из собрания А. И. Хлудова относится к тем сборникам сочинений Димитрия Ростовского (большинство текстов в них — проповеди), которые были написаны с использованием автографов Димитрия или авторизованных списков (т. е. списков, написанных писцами, но с правкой самого святителя Димитрия), хранившихся в ростовском скриптории.14 Так, например, в этой рукописи при «Слове в субботу 4 недели Великаго Поста» имеется помета «По Феодору Яков[личу] Турчанину, по[минает] сын его Андрей, в церкви Ко[змы и Дамиана] в Ка[дашевћ], ноемвриа [27], 1705» (л. 47),15 сходная с названием проповеди и пометой-автографом в авторизованной рукописи митрополита ГИМ. Собр. М. И. Соколова. № 81. Л. 165: «An. 1705 Nouembr: 27. Панахида по Феодору Яковличу Турченину, поминатель син его Андрей, в церкви Козмы и Дамиана в Кадашевћ».
14. К такого типа сборникам с сочинениями Димитрия Ростовского относятся также рукописи Ростовского музея-заповедника Р-828 и РНБ. Собр. А. А. Титова. № 3557.

15. Поля в рукописи до реставрации были в плохой сохранности, текст в квадратных скобках восстановлен нами.
12 «Суд кающагося грешника пред Богом» в рукописи из собрания А. И. Хлудова, на наш взгляд, представляет собой не что иное, как пьесу «Кающийся грешник», которая была создана в качестве отдельной декламации на основе «Успенской драмы» Димитрия Ростовского.
13 Пьеса в одном действии состоит из четырех явлений и посвящена теме заступничества Пресвятой Богородицы за кающегося грешника перед Судом Божиим. Текстологическое исследование показало, что она почти полностью (хотя и с некоторыми разночтениями) соответствует 1-4 явлениям 2 действия «Успенской драмы», при этом по чтениям ближе Музейскому списку пьесы.16 Самыми существенными являются разночтения в репликах Гнева, Суда и Грешника в конце 1 явления (вместо реплики Грешника идет реплика Суда); Нотария и Хранителя — в 4 явлении (четыре отдельные реплики в «Успенской драме» объединены в две в «Кающемся грешнике»).
16. «Успенская драма» Димитрия Ростовского сохранилась в двух списках — ГИМ. Музейское собр. № 1199. Л. 60 об. — 93 и РГАДА. Ф. 381 (Рукописное собрание библиотеки Московской Синодальной типографии). № 1236. Л. 1-25 об.
14
«Успенская драма» «Кающийся грешник»
2 действие 1 явление 1 действие 2 явление
Гнев Гнћв
Горд, завистник, нечистый, праздноглаголивый. Пяница, обжирца, тат, убийца, ленивый. Тако ли есть се? Горд, завистник, нечист, праздноглаголивый, Пияница, обжирца, тать, убица, ленивый.
Грешник Суд
Тако! Тако ли есть се? Грешен тако!
2 действие 4 явление 1 действие 4 явление
Нотарий Нотарий
Простила грехи, бывша пред отчаянием. Хранитель Потом, яже согрешил, стер покаянием. Простила грћхи, бывша пред отчаянием, Потом, яже согрешил, стер покаянием.
Нотарий Хранитель
А яже суть не стерта, где сия поденеш? Хранитель Вложи на свою выю: что со мною прећш. Вложи на свою выю, что ся со мною прећш. А яже суть не стерта, гдћ сия подћеш?
Благоутробие Благоутробие
Перестан человека смертна искушати, Перестан ему дорогу в небо препинати!17 Перестань человека смертна искушати, Перестань ему дорогу в небо препинати.18
17. Димитрий Ростовский. Успенская драма (Комедия на Успение Богородицы) // Ранняя русская драматургия. Т. 2. С. 205, 214.

18. ГИМ. Собр. А. И. Хлудова. № 25. Л. 611, 615 об.
15 С другой стороны, пьеса «Суд кающагося грћшника пред Богом» соответствует программе 2-5 явлений 4 действия рязанской пьесы. И если все-таки предположить, что автор последней воспользовался «Успенской драмой» Димитрия Ростовского, то тогда нужно признать, что он заимствовал только этот фрагмент — фрагмент суда над кающимся грешником и покровительства Пресвятой Богородицы. В рукописи из собрания А. И. Хлудова, № 25 явление 1 (начало: «Погибох окаянныи над всћ человћки / Увы предахся аду на вћчныя вћки...») обозначено как явление 2 (именно им открывается пьеса, см. л. 609 об.), и это, возможно, не ошибка (описка) писца данного сборника, так как в программе рязанской пьесы явление, полностью соотносимое с ним по содержанию, также отмечено как 2 явление 4 действия, следовательно, такое надписание могло быть в протографе обоих текстов. Таким образом, вероятно, следует признать верным наблюдение Николаева, что источником рязанской пьесы был «Кающийся грешник», а не «Успенская драма», как можно было бы предположить, а значит, пьеса «Кающийся грешник» (или, как она названа в списке РГБ. Собр. А. И. Хлудова. № 25, «Суд кающагося грешника пред Богом») была создана до 1727 года — года постановки, согласно датировке Николаева, рязанской школьной драмы, являющейся «подношением» учителей и учеников Рязанского духовного училища Гавриилу Бужинскому.19
19. Николаев С. И. Из истории рязанского школьного театра 1720-х гг. С. 76.
16 По мнению Жигулина, как указывалось выше, пьеса «Кающийся грешник» могла быть написана в кругах, близких к ростовской или ярославской духовным школам 1720-1740-х годов. Однако в Ростовской епархии в период между закрытием в 1706 году Ростовской школы святителя Димитрия и открытием в 1747 году Арсением (Мацеевичем) Ярославской духовной семинарии существовала, как нам известно, еще только одна Славяно-латинская школа. Она была открыта в 1739 году в Ростовском архиерейском доме по инициативе архиепископа Иоакима, после смерти которого в 1741 году школа была почти сразу закрыта,20 а значит, пьеса «Суд кающегося грешника перед Богом» как отдельная декламация, «извлеченная» из «Успенской драмы», была создана и поставлена, вероятно, в школе святителя Димитрия или после ее закрытия, но до 1709 года (года смерти митрополита) в кругах ростовского святителя.
20. «Вследствие указа императрицы Анны он (архиепископ Иоаким. — М. Ф.) учредил в 1739 г. при своем архиерейском доме славяно-латинскую школу, для которой учителя были вызваны, за неимением русских, из Малороссии. Надо сказать, что после смерти преосвященного Димитрия митрополита просвещение в Ростове сильно упало и школ никаких не было. Впрочем, и эта небогатая школа, заведенная Иоакимом, существовала лишь до 1742 г. и стала упадать» (Летописец о ростовских архиереях / С прим. чл.-корр. А. А. Титова. СПб., 1890. Примечания. С. 46; ср.: Вахрина В. И., Кочетов Д. Б. Иоаким // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 151).
17 Сама программа, композиция «Успенской драмы», действительно, располагала к созданию, отделению от основного текста таких декламаций. Л. А. Софронова отмечала, что две части, два действия «Успенской драмы» автономны, связаны «только общей идеей <...> Никаких связывающих их сюжетных элементов они не имеют <...> Они связаны между собой, как могут быть связаны тема и пример, ее иллюстрирующий. В действии I развивается тема величия Богородицы, ее Успения, действие II — конкретный пример заступничества Богородицы за грешников».21 «Суд кающегося грешника» в качестве отдельной пьесы, выделенной из состава «Успенской драмы», как представляется, не единственный тому пример. Совершенно независимой является первая часть 3 явления «Успенской драмы», которая могла быть также если не отдельной пьесой, то самостоятельной декламацией: она требовала минимум исполнителей — Плач церковный, Утешение, Вравие и, возможно, 12 отроков-певчих, участвовавших в процессии.22 И не случайно, вероятно, что в одном из двух сохранившихся списков «Успенской драмы» эта часть (со слов Плача церковного «Мати Бога пречиста, нынћ преставленна / И от долних в горняя славно преселенна...» до слов «Со ужасом ниц падши тайно поклонихся / Божией отидох, и то возвещаю. / Вам, о друзи, от ас же болш слышати чаю») помещена и читается отдельно в конце пьесы после Пролога.23 Такой же «неисправностью» отличается Бахрушинский список24 «Рождественской драмы» Димитрия Ростовского, содержащий только часть пьесы и перепутанный порядок явлений, что может свидетельствовать не о дефекте списка, а о тенденции постановки отдельных частей пьес Димитрия Ростовского в виде небольших декламаций.25
21. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII — первой половины XVIII вв.: Польша, Украина, Россия. М., 1981. С. 165.

22. Ср.: Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. С. 62.

23. См.: ГИМ. Музейское собр. № 1199. Л. 52 об. — 60 об.

24. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. № 162040. Л. 1-13 (первая половина XVIII века, 4°, 145 л.).

25. Ранняя русская драматургия. Т. 2. С. 334.
18 Таким образом, пьеса «Суд кающегося грешника перед Богом» была создана при Димитрии Ростовском. Как минимум еще один ее список, кроме списка из собрания А. И. Хлудова, был известен автору рязанской постановки. В 1740-1750-е годы, в период царствования Елизаветы Петровны, существующая драма в постановке ярославской труппы Ф. Г. Волкова, возможно, была дополнена новыми персонажами и новыми сценами, тем самым став новой сценической редакцией «Кающегося грешника» Димитрия Ростовского.
19 Текст пьесы «Суд кающагося грешника пред Богом» публикуется по рукописи РГБ. Ф. 394 (Собр. А. И. Хлудова). № 25. Л. 609 об. — 616. Из букв кириллического алфавита сохраняется только 4, остальные буквы заменяются современными, ъ воспроизводится только в середине слова; титла раскрываются; выносные буквы вносятся в строку в соответствии с написанием подобных слов в данной рукописи; пунктуация современная. Киноварь передается полужирным шрифтом. Исправления, сделанные по списку ГИМ. Музейское собр. № 1199, выделяются курсивом.
20 ПРИЛОЖЕНИЕ
21 СУД КАЮЩАГОСЯ ГРЪШНИКА ПРЕД БОГОМ
22 Дћйство 1. Явление 2
23 Погибох окаянный над всћ человеки,
24 Увы, предахся аду на вћчныя вћки.
25 Нћсть грћха, егоже аз не сотворих блудный,
26 Нћсть скверны, еяже аз не содћях студный,
27 Толь много грћхов на мнћ, сколь звћзд имат небо.
28 Коль песку воскрай моря, я сам знаю, се бо
29 Грћхъми, аки звћздами, живу испещренный,
30 Не як в песку, но во смрадном блатћ очерненный.
31 Не помянух суд страшный, ни лютоя смерти,
32 Не помянух имуща ада мя пожрети.
33 Поглядаю на красно небо окаянный,
34 Но бысть в нем ненадежен, гину отчаянный,
35 Гину да гину, иду во пропасть безденну
36 Отчаян спасения, иду во геенну.
37 Совћсть
38 О горе, человече, что се глаголеши,
39 Отчаянием себе в геену влечеши!
40 Или не вћси, грћшне, милостива Бога,
41 Могущаго отпустити многим грћхи многа!
42 Помяни согрћшивших: Петра, Магдалину,
43 Ниневитян, Монасию и египтянину.
44 Не вћси ли, яко ти Богу согрћшиша,
45 Кающеся простыню грћхов получиша.
46 Ты же отчаянному послћдствуеши Июдћ,
47 Хотящ быти купно с ним в серчистом сосудћ.
48 Се уже от тя отступил и аггел хранитель,
49 Скорбен отиде от тя твой руководитель.
50 Грћшник
51 Вћм, яко мя остави, спасти бо не може,
52 Уже бо ношу с собою геенское ложе.
53 Не возможе от руку тћх мя изхитити,
54 Иже мя уловиша адовыми сћти // (л. 610)
55 Совћсть
56 Послушай мя, полезный совести твоея,
57 Послушай и здравыя породы моея.
58 Прежде смерть не постигла, истинно покайся,
59 Умилостивиш Бога, вћруй, не отчайся.
60 Стяжи ходатаицу Дћвую Пречистую,
61 Марию, Матерь Бога, безбрачну невћсту.
62 Та — покров, заступница людем есть едина,
63 Умолит и о тебћ Бога си и Сына.
64 Аще на земли пришедши жителствует,
65 Обаче спасение всћм ходатайствует.
66 Рцы к ней: «Спаси, Марие, спаси, погибаю,
67 Чрез тя у Создателя милости прошаю!»
68 Помолися, улучиш грћхов простыню
69 И вћчную восприемлеш тебћ благостыню.
70 Грћшник
71 Что всуе глаголеши, егоже не чаю,
72 Не хощу тя слушати, уши затыкаю.
73 Первће солнце згаснет, звћзды потемнћют,
74 Первће свћтозарные небеса изтлћют.
75 Первће источатся источницы в мори,
76 Первће непроходныи во путь пойдут горы,
77 Первће возглаголют каменные стћны,
78 Неже мя помилует Бога благостыни.
79 Совћсть
80 Встань, ах, встань, Гнћв Божий наступает,
81 На грћшную ти выю меч свой изощряет,
82 Се ти погибель в сем часћ настоит.
83 Грћшник
84 Вћм, яко и геенна огниста предстоит,
85 Ты же, Совћсти, молчи, аз сам разум имћю,
86 Память, волю — тћми мя в сем часћ радћю.
87 Пћние, аще возможно. // (л. 610 об.)
88 Совћсть
89 Встань, встань! Доколь в тинћ грћховно лежиши,
90 Доколь непокаянством аггелов смутиши?
91 Се Гнћв Божий находит мечем тя погубити,
92 Ах, Пречистая Дћва, не дай погубити.
93 Гнћв Божий
94 Лежиш здћ, окаянне, прогнћвавши Бога,
95 На число песка морскаго зла сотвори многа,
96 Совћстию обличен, непокаявыйся,
97 В вћк милости Божой здћ отчаявыйся.
98 Нынћ же кто тя измет от моею руку,
99 Утоплю меч во утробу, пошлю в вћчную муку.
100 Будеш, будеш в плачевном адћ ввћк сидћти,
101 Будеш в неугасимом огнћ вћк горћти.
102 Прежде даже в уши ти не прийдет глас трубный.
103 Тма, огнь, червь обимет тя, плачь и скрежет зубный.
104 Судом Бога послан есмь Гнћв тебе убити
105 И всћх некающихся племя истребити.
106 Преклони выю, вскоре падши на колена,
107 Да приймет нагороду грехов твоих вина.
108 Грћшник
109 Гнћве Божий, потерпи поне мало время,
110 Да грехов моих сложу нечистое бремя.
111 Гнћв
112 Доселћ имћл еси разум, уже не время память, волю,
113 Могущу каятися, в вћчну днесь идеши неволю.
114 Грћшник
115 Поне час или два ны продолжи молити.
116 Гнћв
117 Приими мзду по дћлом ти, ни полминуты, и болшую приемлеш,
118 Егда ся огнем вечным геенским обимеш.
119 Благоутробие Богородицы
120 Стой, умилосердися, Гнћве Божий правый,
121 Не губи, егоже Бог во образ свой создавый. // (л. 611)
122 Той его кровию си искупи от смерти,
123 Ты же напрасно аду не предай пожерти.
124 Остави согрћшившу, падшаго помилуй,
125 Божию того Суду предстоит усилуй.
126 Аз, Благоутробие, тебе умоляю,
127 На судћ кроток буди, главу ти склоняю.
128 Гнћв
129 Добрћ, но и Суд Божий так будет судити,
130 Не схощет бо без казни того отпустити.
131 Гряди на суд и его веди с собою.
132 Благоутробие
133 Добрћ, гряду по тебћ, ко истинну суду,
134 Да его не погубит, умоляти буду.
135 Гнћв
136 Суде Божий, осуди сего, пришеды к суду человћка,
137 Тот грћхов полны, яко никто же от вћка.
138 Суд
139 Кии суть того грћхи, исповћждь подробну,
140 Мы того мучению предадим подобну.
141 Ты же, Извћте, пиши глаголемая,
142 Тебћ истинно да будут внемлћма.
143 Гнћв
144 Горд, завистник, нечист, праздноглаголивый,
145 Пияница, обжирца, тать, убица, лћнивый.
146 Суд
147 Тако ли есть се? Грћшен тако!
148 Гнћв
149 Слыша, разсудћте,
150 По величеству грехов казнем предадите.
151 Суд
152 Всяк грћх смертный, за всяк есть он смерти достойный,
153 На вћчну смерть напиши извћт ему пристойный. // (л. 611 об.)
154 Благоутробие
155 Суде Божий, за имя Пречистой Марии
156 Напиши: Со грешником преклоняем выи.
157 Потерпи немощем грешна человека
158 Чрез ту, яже Бог избрал за Матерь от вћка.
159 Немощен человек, а супостат силнћйший,
160 Тћм падеся и Адам, человек первейший,
161 Колми паче в нынешнем послћднћйшем вћцы
162 Како не имут пасти слабы человћцы?
163 Истинна
164 По падении Адам скоро был казнимый,
165 Из Рая от херувим мечем изгонимый.
166 И умилостивити не можаше Бога,
167 Не ведома ему бысть покуты дорога.
168 Он грћхи покутам могл бы очистити
169 И милостива Бога себћ сотворити,
170 Не единожды Совесть его обличала
171 И ко покаянию зћлнћ привлекала.
172 Но понеже не хотћ достоин есть муки,
173 Достоин предатися в Лицыпера руки.
174 Благоутробие
175 О, Истинно Божия, буди благосерда,
176 Буди, якоже и Бог, грћшным милосерда.
177 Милосердие Бога да не упразднится,
178 Но на сем грћшницћ вами да явится.
179 Истинна
180 Не была бых Истинна, грћшных не казнящи,
181 Не трудися болће сћмо предстоящи.
182 Суд
183 Прочти Истиннћ, Извћт, како осуждены
184 Пойдет, на коем мћстћ будет посажденный.
185 Извћт
186 Истинным Судом Божиим дается извћт
187 На грћшника сего за премногая злодеяния и
188 Отчаяния, да емлется в тму кромешную, // (л. 612)
189 Идћже плачь и скрежет зубный, червь
190 Неусыпаемый и огнь неугасимый.
191 Суд
192 Раба сего лукава в темницу ввержете.
193 Благоутробие
194 Суде Божий, мало на время пождете
195 На небеси Дћвая Богу предстоящи,
196 Не престает за грешных Иисуса молящи.
197 От имени тоея аз тебћ умоляю.
198 Суд
199 Аз от имени ея тебе послушаю,
200 Не предаю грћшнаго под адское бремя,
201 Но в крепкую темницу заключаю на время.
202 Явление 2
203 Грћшник в темницћ воздыхает
204 О мя, преокаянна, в сих заклћпах суща,
205 Помощи ни от кого бћдна не имуща.
206 Истинным Судом Бога есмь здћ посажденны,
207 Но не вћм, чрез кого аз буду свобожденный.
208 И Истинна с Судом Бога согласным советом,
209 Ах, на вечную мя смерть предаша извитом.
210 Ах, на вечную.
211 Ах, кто мнћ, грћшну, нынћ даст помощь и руку,
212 Да не пойду осужден во вечную муку.
213 Оле во жизни моей всего окаянства:
214 Чревообядения, зависти и пиянства,
215 Гордость и нечистоту хотћх бых оставить,
216 И прочая хотящи житие исправить.
217 Но горе мнћ, блудному, уже днесь не время,
218 Влечет мя в дно геенны грехов моих бремя.
219 Аще толкати в небо молитвою тщуся,
220 Внћ со буими дћвы горе обращуся:
221 «Господи, отверзи ми, да аз исповћм тя».
222 Он непотћшным гласом отповћт: «Не вћм тя.
223 Ах, горе, — рече, — поиди от мене, проклятый,
224 Во огнь вечный, там будеш диаволы яты, // (л. 612 об.)
225 Будешь во тмћ кромешной навыки сидћти,
226 Будешь зубами скрежащ в геенна горсти».
227 О, муки, ах, о, рћки серчистой пловущей.
228 О, муки, во всћм вћцћ конца не имущей.
229 Лучшии есть звћрие, живши безразумныи,
230 Нежели аз, человек грћшащ, суща умный.
231 Та погибнут, умерши душею и тћлом,
232 Аз же истязан буду по моим злым дћлом.
233 Покайся, ах, покайся, всяк нынћ грћшащи,
234 Нћсть ми покаяния в час сей настоящий.
235 Покайся, егда тя Гнћв не постиже Бога,
236 Уже ми загладися к небеси дорога.
237 Совћсть
238 Се нынЬ, окаянне, людей увћщаеш,
239 Егда не само себе погибели ти знаеш.
240 Не глаголах ли тебћ: «Покайся, покайся,
241 Покайся, человћче, Бога не отчайся!»
242 Но от словес моих ум тебћ потемнися,
243 А нынћ в сей темницћ нощной просвћтися.
244 Увы мнћ, окаянной Совести твоея,
245 Не слушав хранителя, ни рады моея.
246 Грћшник
247 Истинну глаголеши, Совести тщалива,
248 Не убояхся впасти в руцћ Бога жива,
249 Согрћших, отчаяхся, погибох ввмки вмком,
250 Скотом уподибихся, а не человеком.
251 Лучше бо безумным скотом родити,
252 А нежели умному в геенна горсти.
253 Щастлив скот: умирающ ввћки умирает,
254 О неразумна муки вечной не знает.
255 Аз же создание есть Боже, разумно,
256 Но погубих ум живый на земли безумно!
257 Создан во образ Бога, но уподобихся
258 Диаволу, в того бо образ премћнихся.
259 Первым грехом — гордостию есть соравненный:
260 Он с неба, аз же з земли во ад низверженный. // (л. 613)
261 Горе, скорбь мя снедает, мука безконечна,
262 Плачите мя, людие и вся подсолнечна.
263 Совћсть
264 Не буди отчаянны, еще Бога Мати
265 Не отяла от тебе своей благодати.
266 Ей обычно есть грешных всћх не оставляти,
267 Но оставлении грехов умоляти.
268 Возведи очи в небо и воздай к ней руцћ,
269 Помолися, да вечной не предаст тя муцћ.
270 Грћшник
271 Во время погибели тебе послушаю,
272 Чрез заклепы к ней руцћ горћ воздеваю:
273 «О, красото пресвћтла небеснаго града,
274 Не остави мя суща в преддверии ада!
275 Призри на погибшаго, яко ти обычно
276 Всћх нас грешных спасати тебе есть прилично.
277 Умоли Христа Бога, сладкаго ти Сына,
278 Всћм нам грешным надежда ты суть едина.
279 Да вћк к покаянию мнћ, грешному, пробавит,
280 Благоутробием ты милости на мнћ явит».
281 Надежда
282 Не погубляй надежды, грешный человћче,
283 Милость Дћвы Марии на тебћ приниче,
284 Теплћйшия молитвы к Сыну проливает, восылает,
285 Егда твоему гласу молебну внимает.
286 Не отчаявайся — ти Надежда вћщаю,
287 Спасение Дћвою тебћ обещаю.
288 Аще предстанеш Суду, ничтоже сумнися,
289 Токмо умом к Дћвћ Пречистой молися.
290 Та облечет тя в перву нетлћнну одежду,
291 Вћруй, яко приемлеш, имћй мя, Надежду.
292 Во время, когда имаш предан бытии
293 Мукам, на небо не престань смотрћти.
294 Узриш по лћствицы аггела сходяща,
295 Мариины молитвы пред Бога приносяща.
296 Та молба тя избавит от вечныя муки,
297 И от Божия Гнева избавит тя руки, // (л. 613 об.)
298 Буду спастися надежень, яко Ной в ковчезе,
299 Не будеш во пеколном, но на небесном брезе.
300 Чрез мя сучец масличен шлет ти голубица,
301 Мария Матерь Бога, нескверна девица.
302 Грћшник
303 Благодарю, Надеждо, за весть ти такову,
304 Юже ми спасения возвестила нову.
305 О, да бы твои слова собылися делом,
306 Желаю всеусердно душею и телом!
307 Явление 3
308 Суд
309 На Благоутробия молитву призревши,
310 Грешнику время жизни мало умедливши.
311 Сотворемо истинну и суд Божий правый,
312 Да погибнет от земля Божий раб лукавый.
313 В нюже всади, в темницу идите,
314 Грешника скоро семо представите.
315 Достоин еси скверне за грехи приличну,
316 Ити, приявши извет, во геенну вечну.
317 Молитва
318 Владыко, Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Сыне Боже мой! Аз, смиренная раба и Мати Твоя, надеяся на милость благоутробия Твоего, дерзаю матерски к Тебе простирати молбы о грешнице, иже в предвериах ада сущи, всемогущея имя Твое и мене, Матерь Твою, на помощь призвах. Помяни щедроты Твоя и милости Твоя, яже от века суть, да не одолеет грешных злоба Твоей неизреченной благости. Помяни безконечную ко грешным милость Твою, еяже ради с небеси на землю низшел еси и поклонился еси, убо о преблагий Иисусе, хотящи всем // (л. 614) спастися ради воплощения и рождества Твоего, ради со человеки пожития Твоего волнаго распятия, преславнаго воскресения и на небеса вознесению. Аще угодна есть молитва моя пред Тобою, да исправится, избави от вечныя смерти человека сего, от негоже того чистою си искупил кровию. Помяни, о прелюбезный Сыну, о Всемилостивый Боже, Матерь Твою, молящуюся о его согрешении и прощении. Помяни очеса моя, любезно на Тя смотревшая. Помяни ушеса моя, усердно Тя Послушавшая. Помяни уста моя, матерски Тя лобзавшая. Помяни руце мои, мягце Тя пеленами повившая и носившая. Помяни нозе мои, от лютаго Ирода во Египет Тебе ради бегшия и паки тридневно тебе ищущия. Помяни сердце мое, еже Тебе, сущу на кресте, оружие проиде. Всем сердцем, всеми силами души и тела моего молю Тя, не помяни беззакония его, ниже предаждь его вечной муце, не мертвии бо восхвалят Тя, Господи, ни вси, нисходящии во ад. Да не возвеселится враг о погибели его, но да возрадуются престолу Твоему аггелы предстоящии, к ним иже и того сопричти, да с теми хвалит Тя вовеки. Аминь.
319 Аггел с неба с молитвою
320 Да адская грешника не поимет ловитва,
321 Сие Марии Девы сотвори молитва,
322 Та умолила Сына своего единородна
323 И от вечныя смерти сотвори свободна.
324 Се в знамение, молитву приемши, прочтете,
325 Человека в одежду перву облецете.
326 Суд
327 Извете, чти молитву, возми на марала,
328 Аще за грехи того довле сотворила. // (л. 614 об.)
329 Здћ грехи клади, аще молитва превышит,
330 Человек ся вечнаго живота не лишит.
331 Истинна
332 Достойно и праведно волна сотворити,
333 Ты же ввек не забуди Марию блажити.
334 Благоутробие
335 Гряди, аггеле Божии, изволь поведати,
336 Что зде бысть, Хранитель же его семо поспешати
337 Да изволит, уже бо за грехи прощены
338 Паки оному отсела врученны.
339 Суд
340 Гневе Божий, Истинно, оружия скрыйте,
341 В одежду человека первую окрыйте.
342 Истинна
343 Низвержи скверну, чисту восприими одежду,
344 Благодари благую Деву, ти надежду.
345 Поклонися до земли, воздай в небо руцћ,
346 Яко тя не предаде безконечной муцћ.
347 Грћшник
348 Благодарю тя, Дћва, раб непотребнейший,
349 Во всем вћцћ паче всех грешников грешнейший.
350 Благодарю за любовь к Сыну ти и Богу,
351 Благодарю за милость матерню премногу.
352 Благословенный буди един в Троицы, Боже,
353 Буди благосклонна, Царица Госпоже.
354 Явление 4
355 Грћшник
356 Егоже видћсте мя, грешна человека,
357 Уже с телом и душею погибша ввек века.
358 Уже бех окаянный в преддверии ада,
359 Не в преддверии и внутрь пекелнаго града.
360 Аще бы не дала ми та помощь и руку,
361 Яже не хощет грешным поити в вечную муку, // (л. 615)
362 Мария, Матерь Бога, чистая девица,
363 Жилцев неба и земли крепкая царица,
364 Надежда грешным, помощь отчаянным,
365 Спасение погибшим и в муку посланным.
366 Та во адских заклепах и мне, грешну сущу
367 И на вечныя муки в геенну идущу,
368 Поможе молитвою к Сыну си и Богу,
369 Еяже удивила на мне милость многу.
370 Благоутробием си спасе мя оттуду,
371 О чесом ея милость хвалить не забуду.
372 Вы же, о человецы, прилежно внимайте,
373 Марию человеком заступницу знайте.
374 Аще кто когда впадает в коликия бћды,
375 Аще кто и заблудит на грћшничи слћды,
376 На земли, во пустыни и промежду горы,
377 В кровавых бранех на поле, такожде и на мори,
378 Взывай на помощь Дћву, та будет ти щитом,
379 Та предстанет ти в помощь со аггелским синклитом,
380 Та прогнание будет полков невидимых,
381 Та мечь, та оружие на врагов видимых.
382 Яко на себћ дознах, истћ вам вћщаю,
383 Волће не глаголю, ибо смерть чаю.
384 Дух ми сказует, яко близ моя кончина,
385 Уже тћло слабћет, яко паучина.
386 Вся кости и вся уды уже изнемогают,
387 Уже к темному гробу конечни зближают,
388 Иду убо на одрћ немощен почити,
389 Вы же умирающа изволте простити.
390 Нотарий (ремарка — подячии)26
26. Глосса является, согласно азбуковникам, переводом слова: нотарийподьяк. См. многочисленные примеры на сайте «История русской лексикографии»: >>>> 7554; дата обращения: 20.04.2022.
391 Зри, человћче, ко гробу идущий,
392 Коль согрћшилес чрез вћк твой пловущий.
393 Се грћхов твоих книга исполнена,
394 Да разсмотриш, се тебћ разгебенна.
395 Хранитель
396 Не смущай человћка, при кончинћ суща,
397 От временной жизни ко вћчной идуща. // (л. 615 об.)
398 Дћвая Пречистая Христа умолила,
399 Чрез Христа человеку вся грћхи простила.
400 Нотарий
401 Простила грћхи, бывша пред отчаянием,
402 Потом, яже согрћшил, стер покаянием.
403 Хранитель
404 Вложи на свою выю, что ся со мною прећш.
405 А яже суть не стерта, гдћ сия подћеш?
406 Благоутробие
407 Перестань человћка смертна искушати,
408 Перестань ему дорогу в небо препинати.
409 Нотарий
410 Како препинаю, аз Истинныи требую,
411 Да долг за грћхи отдаст, на то усилую.
412 Благоутробие
413 О, Истинно Вожия, скорћ прииди сћмо,
414 Настоятель сего от нас ижденемо.
415 Истинна
416 Что мя здћ желаете, се стою, готова,
417 Рцете, яже имате ко мнЬ кии слова.
418 Благоутробие
419 Близко смерти сущаго сего человћка
420 Устрашает грћхами, бывшими от вћка,
421 ДЬвыя же молитвы аки бы не знает
422 И каяния его не воспоминает.
423 Возми, молю, благии на мерило дћла
424 Купно покуту, яже довлћ сотворила,
425 Ты, свою сћмо да положит книгу.
426 Истинна
427 Человек сей адскому не подлежит игу,
428 Уступи человеку, дай мирно умерти,
429 Не достоин онаго геенна пожерти.
430 Благоутробие здћ неотступно буди,
431 Ты такожде, Хранитель тщаливы, пребуди. // (л. 616)
432 Хранитель
433 Сорадуйтемися всћ аггелския хоры,
434 Сорадуйтемися всћ аггелския дворы,
435 Яко человека, мнћ по Христћ вручена,
436 Вижду ликов небесных днесь неотлученна.
437 Молю со усердием: небеса приклоните,
438 Со радостию душу в небо понесћте,
439 Пойте разлучаемой днес души от тћла,
440 «Аллилуиа» воспойте радостно до зћла.

Библиография

1. Вахрина В. И., Кочетов Д. Б. Иоаким // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23.

2. [Всеволодский-Гернгросс В. Н.]. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века.

3. Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1995.

4. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959.

5. Николаев С. И. Из истории рязанского школьного театра 1720-х гг. // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999.

6. Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII в.). М., 1972. Т. 2. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. / Изд. подг. О. А. Державина, А. С. Демин, В. П. Гребенюк.

7. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII - первой половины XVIII вв.: Польша, Украина, Россия. М., 1981.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

Перевести