English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
2
>
THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE
THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE
2
THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE
Olga Demidova
Annotation
PII
S013160950020277-8-1
Publication type
Review
Source material for review
Зусева-Озкан В. Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с., ил. (сер. «„Вечные“ сюжеты и образы»; вып. 5).
Status
Published
Authors
Olga Demidova
Send message
Occupation: Professor
Affiliation:
Pushkin Leningrad State University
Address: Russian Federation,
Edition
2
Pages
254-256
Abstract
M.: Indrik, 2021. 712 s., il. (ser. «„Vechnye“ siuzhety i obrazy»; vyp. 5).
Received
21.05.2022
Date of publication
01.06.2022
Number of purchasers
11
Views
104
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Demidova O. THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE // Russian literature. – 2022. – 2 C. 254-256 . URL: https://ruslitras.ru/s013160950020277-8-1/?version_id=93891. DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256
MLA
Demidova, Olga "THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE."
Russian literature.
2 (2022).:254-256. DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256
APA
Demidova O. (2022). THE WARRIOR MAIDEN: VARIANTS OF THE IMAGE IN THE RUSSIAN MODERNIST LITERATURE.
Russian literature.
no. 2, pp.254-256 DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256
Publication content
1
DOI
: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256
<em>DOI</em><em>: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256</em>
<em>DOI</em><em>: 10.31860/0131-6095-2022-2-254-256</em>
2
© О. Р. Демидова
<em><strong>© О. Р. Демидова</strong></em>
<em><strong>© О. Р. Демидова</strong></em>
3
ДЕВА-ВОИТЕЛЬНИЦА: ВАРИАНТЫ ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА
1
1. *
Зусева-Озкан
В. Б.
Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с., ил. (сер. «„Вечные“ сюжеты и образы»; вып. 5).
ДЕВА-ВОИТЕЛЬНИЦА: ВАРИАНТЫ ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА<sup>1</sup>
ДЕВА-ВОИТЕЛЬНИЦА: ВАРИАНТЫ ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА<sup>1</sup>
1. * <em>Зусева-Озкан</em><em> В. Б.</em> Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с., ил. (сер. «„Вечные“ сюжеты и образы»; вып. 5).
4
Монография В. Б. Зусевой-Озкан представляет собой первый опыт системного описания и анализа одного из «вечных» образов мировой культуры — архетипического образа девы-воительницы и связанного с ним сюжетно-мотивного комплекса в литературе русского модернизма. При этом последняя понимается расширительно, «как литература Серебряного века в целом, т. е. приблизительно с 1890-х до начала 1930-х годов, включая сюда и литературу русской эмиграции первой волны» (с. 14). Программа-максимум, как определяет ее автор, состоит в «описании Серебряного века как единого континуума <...> в аспекте репрезентации в ней девы-воительницы» (с. 15), что позволяет представить новый взгляд на обе взаимно соотнесенные предметные области и рассмотреть литературу русского модернизма как пространство изменения гендерного порядка в эпоху модерна.
Монография В. Б. Зусевой-Озкан представляет собой первый опыт системного описания и анализа одного из «вечных» образов мировой культуры — архетипического образа девы-воительницы и связанного с ним сюжетно-мотивного комплекса в литературе русского модернизма. При этом последняя понимается расширительно, «как литература Серебряного века в целом, т. е. приблизительно с 1890-х до начала 1930-х годов, включая сюда и литературу русской эмиграции первой волны» (с. 14). Программа-максимум, как определяет ее автор, состоит в «описании Серебряного века как единого континуума <...> в аспекте репрезентации в ней девы-воительницы» (с. 15), что позволяет представить новый взгляд на обе взаимно соотнесенные предметные области и рассмотреть литературу русского модернизма как пространство изменения гендерного порядка в эпоху модерна.
Монография В. Б. Зусевой-Озкан представляет собой первый опыт системного описания и анализа одного из «вечных» образов мировой культуры — архетипического образа девы-воительницы и связанного с ним сюжетно-мотивного комплекса в литературе русского модернизма. При этом последняя понимается расширительно, «как литература Серебряного века в целом, т. е. приблизительно с 1890-х до начала 1930-х годов, включая сюда и литературу русской эмиграции первой волны» (с. 14). Программа-максимум, как определяет ее автор, состоит в «описании Серебряного века как единого континуума <...> в аспекте репрезентации в ней девы-воительницы» (с. 15), что позволяет представить новый взгляд на обе взаимно соотнесенные предметные области и рассмотреть литературу русского модернизма как пространство изменения гендерного порядка в эпоху модерна.
5
Специфика литературы русского модернизма, к основным характеристикам которой следует отнести выраженное стремление к синтезу искусств и активному межкультурному взаимодействию, имевшие результатом необычайное расширение культурных «горизонтов» большинства авторов, обусловила необходимость расширения предметного поля исследования: В. Б. Зусева-Озкан обращается не только к собственно литературным источникам, но и к живописным, театральным, музыкальным, фольклорным, религиозно-мистическим текстам, детально реконструируя тот единый концептуальный, эстетический и художественный фон, из которого «прорастал» образ девы-воительницы. Подобный междисциплинарный подход позволяет автору, во-первых, представить типологию образа и связанных с ним мотивов и сюжетов, во-вторых, проанализировать наиболее репрезентативные в этом отношении тексты как писателей «первого ряда», так и менее известных литераторов. Немаловажно, что произведения с участием девы-воительницы анализируются не только в контексте всего творчества того или иного писателя, но и в едином контексте культуры эпохи модернизма. При этом основной предмет интереса автора монографии — процесс и механизмы расшатывания гендерных ролей и стереотипов в Серебряном веке (с. 15).
Специфика литературы русского модернизма, к основным характеристикам которой следует отнести выраженное стремление к синтезу искусств и активному межкультурному взаимодействию, имевшие результатом необычайное расширение культурных «горизонтов» большинства авторов, обусловила необходимость расширения предметного поля исследования: В. Б. Зусева-Озкан обращается не только к собственно литературным источникам, но и к живописным, театральным, музыкальным, фольклорным, религиозно-мистическим текстам, детально реконструируя тот единый концептуальный, эстетический и художественный фон, из которого «прорастал» образ девы-воительницы. Подобный междисциплинарный подход позволяет автору, во-первых, представить типологию образа и связанных с ним мотивов и сюжетов, во-вторых, проанализировать наиболее репрезентативные в этом отношении тексты как писателей «первого ряда», так и менее известных литераторов. Немаловажно, что произведения с участием девы-воительницы анализируются не только в контексте всего творчества того или иного писателя, но и в едином контексте культуры эпохи модернизма. При этом основной предмет интереса автора монографии — процесс и механизмы расшатывания гендерных ролей и стереотипов в Серебряном веке (с. 15).
Специфика литературы русского модернизма, к основным характеристикам которой следует отнести выраженное стремление к синтезу искусств и активному межкультурному взаимодействию, имевшие результатом необычайное расширение культурных «горизонтов» большинства авторов, обусловила необходимость расширения предметного поля исследования: В. Б. Зусева-Озкан обращается не только к собственно литературным источникам, но и к живописным, театральным, музыкальным, фольклорным, религиозно-мистическим текстам, детально реконструируя тот единый концептуальный, эстетический и художественный фон, из которого «прорастал» образ девы-воительницы. Подобный междисциплинарный подход позволяет автору, во-первых, представить типологию образа и связанных с ним мотивов и сюжетов, во-вторых, проанализировать наиболее репрезентативные в этом отношении тексты как писателей «первого ряда», так и менее известных литераторов. Немаловажно, что произведения с участием девы-воительницы анализируются не только в контексте всего творчества того или иного писателя, но и в едином контексте культуры эпохи модернизма. При этом основной предмет интереса автора монографии — процесс и механизмы расшатывания гендерных ролей и стереотипов в Серебряном веке (с. 15).
6
Масштабность, новизна и неоспоримая оригинальность
2
задачи и ракурса исследования определили его методологический аппарат, сочетающий мифопоэтический и историко-культурный методы со структурно-семиотическим, компаративным, интертекстуальным анализом при ведущей роли гендерного подхода. Кроме того, модернистские тексты анализируются («читаются») «через оптику „жизнестроительства“, взаимодействия искусств, социального действия и биографической значимости» (с. 19). Избранная комплексная методология позволяет автору монографии детально рассмотреть весьма репрезентативный корпус текстов и явленных в них (ин)вариантов образа девы-воительницы в контексте многовековой культурной традиции — как ее продолжение и развитие, с одной стороны, но и как пространство деконструкции жесткой универсальной патриархатной дихотомии маскулинности и фемининности и конструирования
3
«новой» фемининности — с другой. Образ девы-воительницы при этом расценивается как случай «гендерного беспокойства» («gender trouble») на фоне нормативного гендерного дисплея.
2. Несмотря на наличие значительного корпуса исследований, посвященных образу девы-воительницы в мифологии, фольклорных жанрах, в современной массовой культуре, а также работ о гендерном порядке в России в целом (см. с. 19 и библиографию работы), указанный образ до сих пор не был предметом исследования в сочетании с соответствующим сюжетно-мотивным комплексом и в связи с основной проблемно-тематической парадигмой Серебряного века.
3. Под конструированием гендера автор понимает «отразившиеся в текстах (и художественных, и эгодокументах литературных деятелей) варианты репрезентации „фемининного“ и „маскулинного“ как нормативных канонов (социальных ожиданий), форм подтверждения сложившегося гендерного порядка, с одной стороны, и выхода за их пределы, разрушения такого порядка — с другой» (с. 18).
Масштабность, новизна и неоспоримая оригинальность<sup>2</sup> задачи и ракурса исследования определили его методологический аппарат, сочетающий мифопоэтический и историко-культурный методы со структурно-семиотическим, компаративным, интертекстуальным анализом при ведущей роли гендерного подхода. Кроме того, модернистские тексты анализируются («читаются») «через оптику „жизнестроительства“, взаимодействия искусств, социального действия и биографической значимости» (с. 19). Избранная комплексная методология позволяет автору монографии детально рассмотреть весьма репрезентативный корпус текстов и явленных в них (ин)вариантов образа девы-воительницы в контексте многовековой культурной традиции — как ее продолжение и развитие, с одной стороны, но и как пространство деконструкции жесткой универсальной патриархатной дихотомии маскулинности и фемининности и конструирования<sup>3</sup> «новой» фемининности — с другой. Образ девы-воительницы при этом расценивается как случай «гендерного беспокойства» («gender trouble») на фоне нормативного гендерного дисплея.
Масштабность, новизна и неоспоримая оригинальность<sup>2</sup> задачи и ракурса исследования определили его методологический аппарат, сочетающий мифопоэтический и историко-культурный методы со структурно-семиотическим, компаративным, интертекстуальным анализом при ведущей роли гендерного подхода. Кроме того, модернистские тексты анализируются («читаются») «через оптику „жизнестроительства“, взаимодействия искусств, социального действия и биографической значимости» (с. 19). Избранная комплексная методология позволяет автору монографии детально рассмотреть весьма репрезентативный корпус текстов и явленных в них (ин)вариантов образа девы-воительницы в контексте многовековой культурной традиции — как ее продолжение и развитие, с одной стороны, но и как пространство деконструкции жесткой универсальной патриархатной дихотомии маскулинности и фемининности и конструирования<sup>3</sup> «новой» фемининности — с другой. Образ девы-воительницы при этом расценивается как случай «гендерного беспокойства» («gender trouble») на фоне нормативного гендерного дисплея.
2. Несмотря на наличие значительного корпуса исследований, посвященных образу девы-воительницы в мифологии, фольклорных жанрах, в современной массовой культуре, а также работ о гендерном порядке в России в целом (см. с. 19 и библиографию работы), указанный образ до сих пор не был предметом исследования в сочетании с соответствующим сюжетно-мотивным комплексом и в связи с основной проблемно-тематической парадигмой Серебряного века.<br><br>3. Под конструированием гендера автор понимает «отразившиеся в текстах (и художественных, и эгодокументах литературных деятелей) варианты репрезентации „фемининного“ и „маскулинного“ как нормативных канонов (социальных ожиданий), форм подтверждения сложившегося гендерного порядка, с одной стороны, и выхода за их пределы, разрушения такого порядка — с другой» (с. 18).
7
Структура монографии определяется поставленной целью, количественными и качественными характеристиками материала и ракурсом исследования, задающим основной вектор поступательной логики анализа культурного феномена от нормативной традиции к представленным в отдельных текстах вариантам ре/деконструирования архетипического образа и далее к новой типологии переосмысленного образа и связанных с ним мотивов и сюжетов.
Структура монографии определяется поставленной целью, количественными и качественными характеристиками материала и ракурсом исследования, задающим основной вектор поступательной логики анализа культурного феномена от нормативной традиции к представленным в отдельных текстах вариантам ре/деконструирования архетипического образа и далее к новой типологии переосмысленного образа и связанных с ним мотивов и сюжетов.
Структура монографии определяется поставленной целью, количественными и качественными характеристиками материала и ракурсом исследования, задающим основной вектор поступательной логики анализа культурного феномена от нормативной традиции к представленным в отдельных текстах вариантам ре/деконструирования архетипического образа и далее к новой типологии переосмысленного образа и связанных с ним мотивов и сюжетов.
8
В предваряющих основной корпус «Пролегоменах» задаются теоретические основания и определяются стратегия и механизмы анализа, единые для последующих четырнадцати глав. Прежде всего автор выделяет неэлиминируемое ядро образа девы-воительницы, которое составляет
«сдвинутый — по сравнению с традиционным — баланс сил»
(с. 23). Иными словами, героиня-воительница в разного рода ситуациях, традиционно относимых к так называемым прерогативно мужским, оказывается сильнее или искуснее мужчин или, как минимум, равна им. Далее определяются эстетические границы образа: автор относит к деве-воительнице «такой женский персонаж, который удовлетворяет следующим критериям: характерологическому, гендерному, мифопоэтическому, аллюзивному, номинативному» (с. 26). По мнению автора, все рассматриваемые в «отражениях» и трансформациях в литературе Серебряного века женские персонажи, относящиеся к разным национальным традициям и разным культурным эпохам, «иногда довольно далеко друг от друга отстоящие», имеют одну семантическую основу и, следовательно, представляют собой «лишь разные варианты одного образа» (с. 40-41). Очевидно, что в совокупности они образуют некий типологический инвариант, с которым связан комплекс сюжетов, мотивов, топосов, стереотипов и источников, детально анализируемых автором на обширном историко-культурном материале с опорой на ставшие классическими труды по истории и теории литературы и культуры
4
(с. 41-62). Завершает «Пролегомены» раздел «Воительница в русской литературе до Серебряного века» (с. 62-91), в финале которого автор приходит к убедительному и хорошо фундированному выводу о том, что как в творческом, так и в исследовательском сознании предшественников русского модернизма сосуществовали («соотносились») восходящие к различным национальным традициям разные варианты образа воительницы, сливающиеся в единый тип (с. 90-91). Перефразируя, можно утверждать, что культурная контаминация выступала как основной прием/механизм формирования инвариантного образа.
4. См. список источников и использованной литературы (с. 681-702), именной указатель (с. 703-706) и указатель мифологических и литературных персонажей (с. 707-711).
В предваряющих основной корпус «Пролегоменах» задаются теоретические основания и определяются стратегия и механизмы анализа, единые для последующих четырнадцати глав. Прежде всего автор выделяет неэлиминируемое ядро образа девы-воительницы, которое составляет <em>«сдвинутый — по сравнению с традиционным — баланс сил»</em> (с. 23). Иными словами, героиня-воительница в разного рода ситуациях, традиционно относимых к так называемым прерогативно мужским, оказывается сильнее или искуснее мужчин или, как минимум, равна им. Далее определяются эстетические границы образа: автор относит к деве-воительнице «такой женский персонаж, который удовлетворяет следующим критериям: характерологическому, гендерному, мифопоэтическому, аллюзивному, номинативному» (с. 26). По мнению автора, все рассматриваемые в «отражениях» и трансформациях в литературе Серебряного века женские персонажи, относящиеся к разным национальным традициям и разным культурным эпохам, «иногда довольно далеко друг от друга отстоящие», имеют одну семантическую основу и, следовательно, представляют собой «лишь разные варианты одного образа» (с. 40-41). Очевидно, что в совокупности они образуют некий типологический инвариант, с которым связан комплекс сюжетов, мотивов, топосов, стереотипов и источников, детально анализируемых автором на обширном историко-культурном материале с опорой на ставшие классическими труды по истории и теории литературы и культуры<sup>4</sup> (с. 41-62). Завершает «Пролегомены» раздел «Воительница в русской литературе до Серебряного века» (с. 62-91), в финале которого автор приходит к убедительному и хорошо фундированному выводу о том, что как в творческом, так и в исследовательском сознании предшественников русского модернизма сосуществовали («соотносились») восходящие к различным национальным традициям разные варианты образа воительницы, сливающиеся в единый тип (с. 90-91). Перефразируя, можно утверждать, что культурная контаминация выступала как основной прием/механизм формирования инвариантного образа.
В предваряющих основной корпус «Пролегоменах» задаются теоретические основания и определяются стратегия и механизмы анализа, единые для последующих четырнадцати глав. Прежде всего автор выделяет неэлиминируемое ядро образа девы-воительницы, которое составляет <em>«сдвинутый — по сравнению с традиционным — баланс сил»</em> (с. 23). Иными словами, героиня-воительница в разного рода ситуациях, традиционно относимых к так называемым прерогативно мужским, оказывается сильнее или искуснее мужчин или, как минимум, равна им. Далее определяются эстетические границы образа: автор относит к деве-воительнице «такой женский персонаж, который удовлетворяет следующим критериям: характерологическому, гендерному, мифопоэтическому, аллюзивному, номинативному» (с. 26). По мнению автора, все рассматриваемые в «отражениях» и трансформациях в литературе Серебряного века женские персонажи, относящиеся к разным национальным традициям и разным культурным эпохам, «иногда довольно далеко друг от друга отстоящие», имеют одну семантическую основу и, следовательно, представляют собой «лишь разные варианты одного образа» (с. 40-41). Очевидно, что в совокупности они образуют некий типологический инвариант, с которым связан комплекс сюжетов, мотивов, топосов, стереотипов и источников, детально анализируемых автором на обширном историко-культурном материале с опорой на ставшие классическими труды по истории и теории литературы и культуры<sup>4</sup> (с. 41-62). Завершает «Пролегомены» раздел «Воительница в русской литературе до Серебряного века» (с. 62-91), в финале которого автор приходит к убедительному и хорошо фундированному выводу о том, что как в творческом, так и в исследовательском сознании предшественников русского модернизма сосуществовали («соотносились») восходящие к различным национальным традициям разные варианты образа воительницы, сливающиеся в единый тип (с. 90-91). Перефразируя, можно утверждать, что культурная контаминация выступала как основной прием/механизм формирования инвариантного образа.
4. См. список источников и использованной литературы (с. 681-702), именной указатель (с. 703-706) и указатель мифологических и литературных персонажей (с. 707-711).
9
Последующие главы посвящены анализу образа девы-воительницы в произведениях писателей русского модернизма, представляющих три эстетически и художественно разные культуры: позднюю дореволюционную российскую, русскую эмигрантскую 1920—1930-х годов и раннюю советскую. Прежде всего, заслуживает внимания тщательный отбор авторов и текстов, включенных в монографию.
5
Очевидно, что в рамках одной книги невозможно учесть абсолютно всех писателей, обращавшихся к образу воительницы, и все тексты, в которых она действует. Вместе с тем заданные тема и цель исследования предполагают анализ феномена во всем его многообразии и на широком историко-культурном и историко-литературном фоне. Представляется, что В. Б. Зусева-Озкан вполне успешно разрешила эту непростую задачу: в каждом из отобранных для анализа произведений А. А. Барковой, А. Белого, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, Е. И. Замятина, М. А. Кузмина, М. Е. Лёвберг, Д. С. Мережковского, С. Я. Парнок, Л. Столицы, М. И. Цветаевой явлен один из вариантов сосуществовавших в литературе образов девы-воительницы, обусловленных гендерной принадлежностью автора, его/ее мировоззрением, идеологическими и эстетическими предпочтениями, принадлежностью к определенной традиции, местом и статусом в литературе, системой ценностей, жизненными обстоятельствами. В результате во всех главах монографии представлены и подробно проанализированы общекультурные и собственно литературные источники образа девы-воительницы и векторы его преломления в сознании авторов, что в некоторых случаях задано уже в названии главы,
6
варианты образа,
7
место образа в едином контексте творчества автора
8
и даже в истории литературного быта эпохи.
9
5. Как одно из безусловных достоинств работы следует отметить то обстоятельство, что В. Б. Зусева-Озкан не только обращается к целому ряду текстов, не становившихся прежде предметом анализа (произведениям Л. Столицы, стихотворению Н. Г. Львовой «Твой шлем покатился...», пьесам М. А. Кузмина «Всадник» и А. А. Барковой «Настасья Костер»), но и вводит в научный оборот значительный корпус никогда не публиковавшихся произведений (например, глава, посвященная М. Е. Лёвберг, полностью основана на архивных материалах).
6. «Валькирическая героиня в системе персонажей драматической поэмы Н. С. Гумилева „Гондла“» (с. 182-231), «Валькирический миф в творчестве Андрея Белого» (с. 318-353), «Поэма-сказка М. И. Цветаевой „Царь-Девица“ в свете фольклорных и литературных источников» (с. 486-539).
7. «Дева-воительница как
alter
ego
М. И. Цветаевой» (с. 440-485), «Воительница как
persona
non
grata
в творчестве С. Я. Парнок» (с. 540-563), «Амазонка, красноармейка, атаманша: воительница в творчестве А. А. Барковой» (с. 620-663).
8. «Воительница у Д. С. Мережковского и формирование концепции Третьего Завета» (с. 92-127), «Дева-воительница в художественном мире А. А. Блока и гностический миф» (с. 232-317), «Воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы» (с. 388439), «Драма „Жанна д’Арк“ (1902) в контексте творчества М. Е. Лёвберг» (с. 564-583), «Дева-воительница как константа художественного мира» Е. И. Замятина (с. 584-619).
9. «Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге В. Я. Брюсова и Н. Г. Львовой» (с. 128-153), «„Бой“ В. Я. Брюсова и „Поединок“ Н. С. Гумилева: проблема поэтического состязания» (с. 154-181).
Последующие главы посвящены анализу образа девы-воительницы в произведениях писателей русского модернизма, представляющих три эстетически и художественно разные культуры: позднюю дореволюционную российскую, русскую эмигрантскую 1920—1930-х годов и раннюю советскую. Прежде всего, заслуживает внимания тщательный отбор авторов и текстов, включенных в монографию.<sup>5</sup> Очевидно, что в рамках одной книги невозможно учесть абсолютно всех писателей, обращавшихся к образу воительницы, и все тексты, в которых она действует. Вместе с тем заданные тема и цель исследования предполагают анализ феномена во всем его многообразии и на широком историко-культурном и историко-литературном фоне. Представляется, что В. Б. Зусева-Озкан вполне успешно разрешила эту непростую задачу: в каждом из отобранных для анализа произведений А. А. Барковой, А. Белого, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, Е. И. Замятина, М. А. Кузмина, М. Е. Лёвберг, Д. С. Мережковского, С. Я. Парнок, Л. Столицы, М. И. Цветаевой явлен один из вариантов сосуществовавших в литературе образов девы-воительницы, обусловленных гендерной принадлежностью автора, его/ее мировоззрением, идеологическими и эстетическими предпочтениями, принадлежностью к определенной традиции, местом и статусом в литературе, системой ценностей, жизненными обстоятельствами. В результате во всех главах монографии представлены и подробно проанализированы общекультурные и собственно литературные источники образа девы-воительницы и векторы его преломления в сознании авторов, что в некоторых случаях задано уже в названии главы,<sup>6</sup> варианты образа,<sup>7</sup> место образа в едином контексте творчества автора<sup>8</sup> и даже в истории литературного быта эпохи.<sup>9</sup>
Последующие главы посвящены анализу образа девы-воительницы в произведениях писателей русского модернизма, представляющих три эстетически и художественно разные культуры: позднюю дореволюционную российскую, русскую эмигрантскую 1920—1930-х годов и раннюю советскую. Прежде всего, заслуживает внимания тщательный отбор авторов и текстов, включенных в монографию.<sup>5</sup> Очевидно, что в рамках одной книги невозможно учесть абсолютно всех писателей, обращавшихся к образу воительницы, и все тексты, в которых она действует. Вместе с тем заданные тема и цель исследования предполагают анализ феномена во всем его многообразии и на широком историко-культурном и историко-литературном фоне. Представляется, что В. Б. Зусева-Озкан вполне успешно разрешила эту непростую задачу: в каждом из отобранных для анализа произведений А. А. Барковой, А. Белого, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, Е. И. Замятина, М. А. Кузмина, М. Е. Лёвберг, Д. С. Мережковского, С. Я. Парнок, Л. Столицы, М. И. Цветаевой явлен один из вариантов сосуществовавших в литературе образов девы-воительницы, обусловленных гендерной принадлежностью автора, его/ее мировоззрением, идеологическими и эстетическими предпочтениями, принадлежностью к определенной традиции, местом и статусом в литературе, системой ценностей, жизненными обстоятельствами. В результате во всех главах монографии представлены и подробно проанализированы общекультурные и собственно литературные источники образа девы-воительницы и векторы его преломления в сознании авторов, что в некоторых случаях задано уже в названии главы,<sup>6</sup> варианты образа,<sup>7</sup> место образа в едином контексте творчества автора<sup>8</sup> и даже в истории литературного быта эпохи.<sup>9</sup>
5. Как одно из безусловных достоинств работы следует отметить то обстоятельство, что В. Б. Зусева-Озкан не только обращается к целому ряду текстов, не становившихся прежде предметом анализа (произведениям Л. Столицы, стихотворению Н. Г. Львовой «Твой шлем покатился...», пьесам М. А. Кузмина «Всадник» и А. А. Барковой «Настасья Костер»), но и вводит в научный оборот значительный корпус никогда не публиковавшихся произведений (например, глава, посвященная М. Е. Лёвберг, полностью основана на архивных материалах).<br><br>6. «Валькирическая героиня в системе персонажей драматической поэмы Н. С. Гумилева „Гондла“» (с. 182-231), «Валькирический миф в творчестве Андрея Белого» (с. 318-353), «Поэма-сказка М. И. Цветаевой „Царь-Девица“ в свете фольклорных и литературных источников» (с. 486-539).<br><br>7. «Дева-воительница как <em>alter</em><em> </em><em>ego</em><em> </em>М. И. Цветаевой» (с. 440-485), «Воительница как <em>persona</em><em> </em><em>non</em><em> </em><em>grata</em> в творчестве С. Я. Парнок» (с. 540-563), «Амазонка, красноармейка, атаманша: воительница в творчестве А. А. Барковой» (с. 620-663).<br><br>8. «Воительница у Д. С. Мережковского и формирование концепции Третьего Завета» (с. 92-127), «Дева-воительница в художественном мире А. А. Блока и гностический миф» (с. 232-317), «Воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы» (с. 388439), «Драма „Жанна д’Арк“ (1902) в контексте творчества М. Е. Лёвберг» (с. 564-583), «Дева-воительница как константа художественного мира» Е. И. Замятина (с. 584-619).<br><br>9. «Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге В. Я. Брюсова и Н. Г. Львовой» (с. 128-153), «„Бой“ В. Я. Брюсова и „Поединок“ Н. С. Гумилева: проблема поэтического состязания» (с. 154-181).
10
Не менее значима и парадигма вариантов авторского
отношения
к образу: от полной или частичной идентификации с ним у большинства авторов-женщин до семиотического переосмысления его у Брюсова, Гумилева, Блока, Белого, «переписывания» у Н. Г. Львовой, дегероизации у Замятина и подчеркнуто мизогинного «снятия» у Кузмина.
10
Представляется, что подобное многообразие свидетельствует не только о специфике личности и творческих установок каждого из авторов, но и о нестабильности гендерного порядка эпохи, о все более очевидном размывании границ маскулинного и фемининного.
10. «Воительница в творчестве М. А. Кузмина и образ профанной любви» (с. 354-387).
Не менее значима и парадигма вариантов авторского <em>отношения</em> к образу: от полной или частичной идентификации с ним у большинства авторов-женщин до семиотического переосмысления его у Брюсова, Гумилева, Блока, Белого, «переписывания» у Н. Г. Львовой, дегероизации у Замятина и подчеркнуто мизогинного «снятия» у Кузмина.<sup>10</sup> Представляется, что подобное многообразие свидетельствует не только о специфике личности и творческих установок каждого из авторов, но и о нестабильности гендерного порядка эпохи, о все более очевидном размывании границ маскулинного и фемининного.
Не менее значима и парадигма вариантов авторского <em>отношения</em> к образу: от полной или частичной идентификации с ним у большинства авторов-женщин до семиотического переосмысления его у Брюсова, Гумилева, Блока, Белого, «переписывания» у Н. Г. Львовой, дегероизации у Замятина и подчеркнуто мизогинного «снятия» у Кузмина.<sup>10</sup> Представляется, что подобное многообразие свидетельствует не только о специфике личности и творческих установок каждого из авторов, но и о нестабильности гендерного порядка эпохи, о все более очевидном размывании границ маскулинного и фемининного.
10. «Воительница в творчестве М. А. Кузмина и образ профанной любви» (с. 354-387).
11
Наряду с вербальным, в монографии существует визуальный текст, воссоздающий историю образа воительницы от античных богинь до советских, извода 1960-х годов, и являющий «зримые» его варианты, которые иллюстрируют разные стадии эволюции представлений о деве-воительнице, складывавшихся и бытовавших в культурном сознании человечества на протяжении тысячелетий. Взаимно дополняя друг друга, оба текста дают исчерпывающее представление не только об эстетических горизонтах предшествующих эпох, но и о присущих каждой из них гендерных нормах, установках, стереотипах и критериях, в значительной мере определявших течение жизни и способы ее отображения в творчестве.
Наряду с вербальным, в монографии существует визуальный текст, воссоздающий историю образа воительницы от античных богинь до советских, извода 1960-х годов, и являющий «зримые» его варианты, которые иллюстрируют разные стадии эволюции представлений о деве-воительнице, складывавшихся и бытовавших в культурном сознании человечества на протяжении тысячелетий. Взаимно дополняя друг друга, оба текста дают исчерпывающее представление не только об эстетических горизонтах предшествующих эпох, но и о присущих каждой из них гендерных нормах, установках, стереотипах и критериях, в значительной мере определявших течение жизни и способы ее отображения в творчестве.
Наряду с вербальным, в монографии существует визуальный текст, воссоздающий историю образа воительницы от античных богинь до советских, извода 1960-х годов, и являющий «зримые» его варианты, которые иллюстрируют разные стадии эволюции представлений о деве-воительнице, складывавшихся и бытовавших в культурном сознании человечества на протяжении тысячелетий. Взаимно дополняя друг друга, оба текста дают исчерпывающее представление не только об эстетических горизонтах предшествующих эпох, но и о присущих каждой из них гендерных нормах, установках, стереотипах и критериях, в значительной мере определявших течение жизни и способы ее отображения в творчестве.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found