- Код статьи
- S013160950015188-0-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2021-2-215-218
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 2
- Страницы
- 215-218
- Аннотация
Статья представляет собой разбор сложного стихотворения позднего Осипа Мандельштама «Чернозем». Автор опирается на суждение о «Черноземе» самого поэта, приведенное в письме С. Б. Рудакова к жене, и предлагает увидеть в стихотворении манифест «нового акмеизма», в котором место камня занял воронежский чернозем.
- Ключевые слова
- Мандельштам, акмеизм, поэтика.
- Дата публикации
- 04.06.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 160
DOI: 10.31860/0131-6095-2021-2-215-218
© О. А. Лекманов
О СТИХОТВОРЕНИИ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА «ЧЕРНОЗЕМ»1
Чернозем
Переуважена, перечерна, вся в холе,
Вся в холках маленьких, вся воздух и призор,
Вся рассыпаючись, вся образуя хор, —
Комочки влажные моей земли и воли...
В дни ранней пахоты черна до синевы,
И безоружная в ней зиждется работа —
Тысячехолмие распаханной молвы:
Знать, безокружное в окружности есть что-то.
И все-таки земля — проруха и обух.
Не умолить ее, как в ноги ей ни бухай, —
Гниющей флейтою настраживает слух,
Кларнетом утренним зазябливает ухо.
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.
Черноречивое молчание в работе.
Апрель 19352
Согласно воспоминаниям Н. Я. Мандельштам, «вокруг „Чернозема“» «группировались» «все стихи» начального воронежского периода поэта.3 Бросающаяся в глаза особенность стихотворения — в каждой строфе образы, связанные с землей, последовательно воплощаются через образы, связанные со звуками (речи или музыки), и через это, очевидно, с искусством и уже — с поэзией. В первой строфе земля образует хор; во второй — предстает в виде «распаханной молвы»; в третьей — в виде «гниющей флейты» и «кларнета»; четвертая, финальная строфа завершается упоминанием о «черноречивом молчании».
Как можно описать связь чернозема и поэзии в стихотворении? В чем она, по Мандельштаму, состоит? На эти два вопроса, как кажется, помогает ответить авторская оценка стихотворения, зафиксированная в письме его воронежского друга С. Б. Рудакова к жене: «„Чернозем“ — вещь реакционная: акмеистическая строфика с обновленной инструментовкой, вещь из „Камня“, источники — „Адмиралтейство“ etc.».4
Не затрагивая сейчас перекличек «Чернозема» со стихотворением Мандельштама «Адмиралтейство» (о них в свое время интересно писал В. В. Мусатов),5 напомним, что первое издание книги поэта «Камень» (1913) завершается поэтическим манифестом акмеизма, стихотворением «Notre Dame» (1912), которое венчается такой строфой:
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...6
В стихотворениях периода «Камня» Мандельштам «создавал прекрасное» из слов как из камней (отсюда и название его первой книги). В Воронеже он собрался строить свою новую поэзию из слов как из «комочков влажных» «чернозема». Иначе говоря, перед нами манифест «нового акмеизма», в котором камень как строительный материал заменяется землей.
Исследователи уже писали, в том числе и в связи с «Черноземом», о тех значениях образа земли, которые актуализировались для Мандельштама в воронежской ссылке.7 Попробуем теперь рассмотреть, как поэт столкнул эти значения в разбираемом стихотворении при помощи «акмеистической строфики».
Если в «Notre Dame» две четные строфы были противопоставлены нечетным, знаком чего служил противительный союз «но» в зачине четных строф, в «Черноземе» третья строфа противопоставлена первой, второй и четвертой через конструкцию «И все-таки...» в начале этой строфы.
В первой, второй и четвертой строфах люди объединяются на земле для созидательного коллективного труда. А в третьей строфе сконцентрированы мотивы, связанные с темой беды, смерти и, соответственно, могильной земли. В первом стихе третьей строфы свернуты две зловещие идиомы — «И на старуху бывает проруха» и «как обухом по голове»;8 во втором стихе земля предстает в своей неумолимой, грозной ипостаси; в третьем и четвертом стихах возникает прямо намекающий на могилу мотив гниения, а также мотив холода («зазябливает»).9 Не подразумевается ли в этих двух стихах похоронный оркестр?
9. Ср.: Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. С. 460.
Впрочем, благодаря словосочетанию «гниющей флейтою»10 даже устойчивый мотив разложения в земле, как представляется, превращается у Мандельштама в едва ли не позитивный, ведь из этого могильного гниения рождается музыка. Выразительную параллель (не подтекст!) к этому комплексу мотивов (рождение, которое невозможно без смерти и погребения, рождение, буквально вырастающее из смерти) содержат два стиха о смерти и возрождении зерна из знаменитого стихотворения Владислава Ходасевича «Путем зерна» (1917):
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.11
У Ходасевича дальше следует проекция пути зерна в земле на судьбу самого поэта:
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет — и оживет она.12
Учитывая ситуацию Мандельштама апреля 1935 года (написание в 1933 году антисталинского стихотворения — арест — ожидание расстрела — мягкая ссылка с возможностью продолжать писать), наверное, биографическую проекцию будет уместно сделать и для возникающего в «Черноземе» и некоторых других воронежских стихотворениях соотношения мотивов погребения и возрождения из земли. Отметим, что тема воскрешения прямо обозначается в первом стихе отпочковавшегося от «Чернозема» мандельштамовского стихотворения, написанного в том же апреле 1935 года:
Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте,
А небо, небо — твой Буонаротти...13
Возможно, что именно с темой смерти, совмещенной с темой рождения и воскрешения, связано упоминание о «земле и воле» в последнем стихе первой строфы. Еще Наталья Штемпель увидела здесь обыгрывание названия тайного революционного общества, чей съезд собрался в 1879 году в Воронеже.14 С одной стороны, в деятельности «Земли и воли» принимал активное участие и присутствовал на съезде в Воронеже А. И. Желябов — один из организаторов убийства Александра II, казненный за это в 1881 году, в том самом месяце, которым датирован «Чернозем». С другой стороны, главное политическое требование «Земли и воли» заключалось в передаче всей земли крестьянам в равных долях. То есть созидание и смерть, смерть ради созидания на земле были тесно увязаны в сознании членов организации. Отметим также, что при распаде «Земли и воли» в том же 1879 году было образовано тайное общество «Черный передел», чье название значимо перекликается с названием и ключевыми мотивами разбираемого стихотворения Мандельштама.
В заключение скажем несколько слов про «обновленную инструментовку» «Чернозема», что даст нам возможность прояснить ряд конкретных образов этого стихотворения. Обращает на себя внимание обилие окказионализмов, которые встречаются последовательно, в каждой строфе, причем построены все эти окказионализмы по «хлебниковской модели». Именно Велимир Хлебников когда-то конструировал свои окказионализмы, объединяя в одно новое слово два похоже звучащих и уже существовавших до этого в языке и добиваясь тем самым обогащения значений слов и экономии средств языка (вместо двух слов можно употребить одно). В статье «Наша основа» (1919) Хлебников иллюстрировал рассказ о своем способе строительства окказионализмов следующими примерами: «Если мы имеем пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне — творцы жизни. Или, если мы знаем слово землероб, мы можем создать слово времяпахарь, времяроб, т. е. назвать прямым словом людей, так же возделывающих свое время, как земледелец свою почву».15
Кажется очевидным, что в стихотворении «Чернозем» Мандельштам пошел как раз по этому пути. В первой строфе определения переуважена и перечерна сложены из слов перепахана + уважена + унавожена и перепахана + черна. Во второй строфе пространственная характеристика тысячехолмие не просто превращает в одно слово два (тысяча холмов), но, вероятно, вбирает в себя временную характеристику тысячелетие.16 В финале строфы эпитет безокружное складывается из употребленных в этой же строфе слов безоружная и окружность, а также, по-видимому, эпитета безграничное. В третьей строфе глагол настраживает складывается из глаголов настраивает + настораживает, а глагол зазябливает — из глагола зябнуть + существительное зяблик (кларнет играет зябким утром и звучит для уха, как песня зяблика) + существительное зябь (вспаханное поле). И наконец, в финальной, четвертой строфе стихотворения существительное проворот сложено из глагола провернуть + существительное поворот, а эпитет черноречивое образуется из освежения стертой метафоры красноречивое молчание, приложенной к перепахиванию чернозема.
Таким образом, акмеизм в разбираемом стихотворении сращивается с футуризмом, а происходит это сращение на плодородной воронежской почве.17
Библиография
- 1. Гаспаров Б. М. Севооборот поэтического дыхания: Мандельштам в Воронеже, 19341937 // Новое литературное обозрение. 2003. № 63.
- 2. Мандельштам Н. Я. Комментарий к стихам 1930-1937 гг. // Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990.
- 3. Мандельштам О. Э. Полн. собр. соч. и писем: В 3 т. М., 2009. Т. 1.
- 4. Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000.
- 5. Никитина Т. Формирование мифологемы «чернозем» в лирике О. Мандельштама 19081925 гг. // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень, 2001. Вып. 5.
- 6. О. Э. Мандельштам в письмах С. Б. Рудакова к жене (1935-1936) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1993 год. Материалы об О. Э. Мандельштаме. СПб., 1997.
- 7. Хлебников В. Творения. М., 1986.
- 8. Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 8 т. М., 2009. Т. 1.
- 9. Штемпель Н. Мандельштам в Воронеже // Новый мир. 1987. № 10.
- 10. Baines J. Mandelstam’s later poetry. Cambridge, 1976.