«THE MAKINGS OF POETRY»: V. V. MAYAKOVSKY’S SVERDLOVSK NOTEBOOK Part 2
Table of contents
Share
QR
Metrics
«THE MAKINGS OF POETRY»: V. V. MAYAKOVSKY’S SVERDLOVSK NOTEBOOK Part 2
Annotation
PII
S013160950013970-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liubov Khachaturian 
Occupation: Professor Assistant
Affiliation: National Research University Higher School of Economics in Moscow
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
190-205
Abstract

 

The article analyzes the approach of V. V. Mayakovsky to writing notebooks. Notebook № 55 (Sverdlovsk) is published for the first time. The article examines draft versions and revisions of the poems Paris Commune, The Story of the Foundry Worker Ivan Kozyrev about Moving into a New Apartment, The Face of the Class Enemy, Two Cultures, etc.

 

Keywords
V. V. Mayakovsky, archival materials, archives on-line, notebooks, Russian literature of the 20th century.
Received
24.02.2021
Date of publication
01.03.2021
Number of purchasers
6
Views
97
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-1-190-205
2 «КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»:
3 СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО.
4 ЧАСТЬ 21
1. * Исследование подготовлено в рамках проекта РНФ № 19-18-00353, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
5 (вступительная статья, подготовка текста и комментарии ©Л. В. Хачатурян)
6 В Свердловской записной книжке В. В. Маяковского (№ 55), помимо завершенных в путешествии Казань – Свердловск – Пермь – Вятка2 стихотворений,3 находятся тексты, публикация которых была отложена. Именно эти фрагменты представляют наибольшую сложность для датировки, нередко вызывая полемику текстологов и исследователей поэта. Одним из самых известных незавершенных стихотворений можно назвать знаменитую строфу, четко, без сокращений и помарок, записанную на одной из последних страниц:
2. Подробнее см.: «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В. В. Маяковского / Вступ. статья, подг. текста и комм. Л. В. Хачатурян // Русская литература. 2020. № 4. С. 252–268.

3. К ним относятся «Екатеринбург – Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру», «Сердечная просьба», «Лицо классового врага», «Парижская коммуна», «Две культуры» и др.
7 Уже второй
8 должно быть ты легла
9 Покой благой
10 в ночи млечпуть серебряной
11 окою
12 Я не спешу и молниями
13 телеграмм
14 Мне незачем тебя
15 будить и беспокоить.4
4. РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Л. 23. Далее ссылки на эту единицу хранения приводятся в тексте сокращенно, с указанием номера листа. Этот документ оцифрован и доступен на портале «Автограф. ХХ век»: >>>> ; дата обращения: 31.12.2020.
16 О датировке и, соответственно, лирической героине этих строк, существует два противоположных мнения. Одно из них в своих работах излагает текстолог Маяковского, редактор девятого тома Полного собрания сочинений, в который входят стихотворения 1928 года,5 В. А. Арутчева; второе аргументированно выстраивает человек, фактически сопровождавший Маяковского во всех поездках, не исключая сибирскую, – П. И. Лавут.
5. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 9.
17 Позиция Арутчевой базируется на эволюции черновых текстов в записных книжках поэта. Первый вариант этого стихотворения появляется в записной книжке № 55 (январь–февраль 1928 года), затем работа над текстом переходит в записные книжки № 69 и 70 (1929–1930), и наконец, последняя прижизненная правка зафиксирована в записной книжке № 71 (1930).6 При этом даже последний вариант сохраняет нехарактерный для Маяковского элегический тон:
6. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 9.
18 Уже второй должно быть ты легла
19 В ночи млечпуть серебряной окою
20 Я не спешу и молниями телеграмм
21 Мне незачем тебя будить и беспокоить
22 Как говорят инцидент исперчен
23 Любовная лодка разбилась о быт
24 С тобой мы в расчете и не к чему
25 перечень
26 взаимных болей бед и обид
27 Ты посмотри какая в мире тишь
28 Ночь обложила небо звездной данью
29 в такие вот часы встаешь и говоришь
30 векам истории и мирозданью.7
7. Фотографическую вклейку разворота страницы из записной книжки № 71 см.: Там же. С. 280–281. Слова «какая в мире» вписаны под «сейчас такая».
31 Важный аргумент в пользу эволюции текста – появление правки в последней строфе, в то время как первые две переписаны полностью сложившимися. И если в варианте 1928 года открытое «я не спешу» все-таки рассматривает возможность телеграмм в более подходящее время в будущем, то две последние строфы никакого «земного» будущего уже не предполагают.
32 Версия Лавута основывается на точном анализе событий уральской поездки января–февраля 1928 года. Полемизируя с Арутчевой в третьем издании своей книги «Маяковский едет по Союзу»,8 Лавут проводит «ревизию памяти», сопоставляя собственные воспоминания с расшифровкой записных книжек в «Литературном наследстве»:9 «Эта датировка (В. А. Арутчевой. – Л. Х.) мотивируется лишь тем, что они вписаны в записную книжку рядом со стихами, действительно созданными во время пребывания Маяковского в Свердловске. <…> Предсмертные же наброски из так называемого “Неоконченного” так же, как и ранее приведенные, появились, конечно, в 1930 году, а точнее, незадолго до катастрофы. Еще факты: в этой же книжке, имеется подробный адрес второго МГУ, записанный с моих слов рукой Маяковского ввиду того, что он никогда там не бывал и не выступал, а за три дня до смерти, то есть 11 апреля, ему предстояло там выступать».10
8. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. 3-е изд., доп. М., 1978.

9. Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое о Маяковском. С. 325–396.

10. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. С. 117-119.
33 «Факты» приведены точно. Действительно, на обороте этой же страницы записной книжки внизу отчеркнута запись: «девичье поле малая пироговская / второе МГУ ленинская аудитория» (Л. 22 об).
34 Таким образом, Свердловская книжка содержит записи и начала двадцать восьмого года, и весны тридцатого. И здесь возникают сразу два вопроса к исследователю, имеющему возможность «более тесного общения с текстом, чем то, которое позволяют существующие издания».11 Первый: могла ли в записной книжке появиться полностью завершенная и написанная без единой помарки строфа? И второй: когда этот отрывок мог быть вписан? Во время работы над остальными текстами – зимой 1928 года – или позже?
11. Гаспаров Б. М. Заметки о Пушкине // Новое литературное обозрение. 2001. № 6 (52). С. 00 ( >>>> ; дата обращения: 31.10.2020).
35 В «Альбоме для стихов» мы встречаем несколько записей завершенных строф. Среди них тексты опубликованных к тому моменту стихотворений, которые Маяковский набросал по памяти:
36 Сия история была
37 в некоей республике
38 Баба на базар плыла
39 А у бабы бублики.
40 (л. 3 об.)
41 Это первая строфа стихотворения «История про бублики и про бабу, не признающую республики».12 Текст предельно сжат: нужно было записать его внизу страницы после черновых строф «Десятилетней песни». На одной странице «Альбома для стихов» Маяковский намеренно разместил два отрывка, которые он планировал прочесть на юбилейном вечере: новые стихи, написанные к 10-летию революции, и собственное стихотворение времени Гражданской войны.
12. Маяковский В. В. Полн. собр.соч.: В 13 т. Т. 3. С. 142; впервые: Окно сатиры РОСТА № 241. Август 1920 года.
42 Но есть и другие тексты. Их фиксация происходила не синхронно с созданием. Что-то мешало Маяковскому записать строфы сразу, и в альбом они попадали уже post creationem – после того, как полностью сложились в уме поэта. Именно о такой записи существуют подробные воспоминания Н. А. Брюханенко. В них можно найти точную дату, место и даже обстоятельства записи; более того, в мемуарах появляется и сам «Альбом для стихов»: «21 февраля у меня с Маяковским был разговор по телефону <...> На следующий день, как всегда верный слову и аккуратный, Маяковский заехал ко мне с билетами в театр Корша, на спектакль “Проходная комната”. <...> В театре мы сидели где-то в первых рядах, на виду у всех. Когда опускался занавес после первого действия, Маяковский начал очень громко свистеть. В публике шипели и возмущались. Тогда он встал во весь рост и еще громче пересвистел аплодисменты зала. После третьего действия мы ушли из театра, не досмотрев пьесу до конца, Маяковский, как бы грозясь, сказал:
43 — Теперь я им напишу про это...
44 Уже возвращаясь из театра, Маяковский написал четыре строчки. Он шел, бормотал, останавливался и писал. Записывал, прямо на Петровке, поднося к свету магазинных витрин альбомчик с розовенькими и желтыми листочками, как у гимназисток для стихов».13
13. Брюханенко Н. Пережитое // «Имя этой теме: любовь!»: Современницы о Маяковском / Сост., вступ. статья и комм. В. В. Катаняна.М., 1993. С. 203.
45 Как и воспоминания Лавута, мы можем сопоставить память мемуариста с источником текста – записной книжкой. Вот эти «четыре строчки» из альбома «гимназистки»:
46 Я бежал от сих
47 насилий
48 Но вполне уверен в
49 этом
50 Что в дальнейшем
51 кот Василий
52 Будет жить с велосипедом.
53 (л. 15)
54 Первой родилась ключевая, полная иронии строфа. Она записана в блокноте сверху на отдельном листе, поскольку не продолжает работу над текстом, а начинает ее. Впоследствии она вошла в беловой текст практически без изменений (появились знаки препинания, исчезли прописные буквы в начале строк). Буквально за десять дней вокруг нее сложилось стихотворение – рецензия «Даешь тухлые яйца!»,14 пунктуально выполняющее обещание «всегда верного слову и аккуратного» Маяковского. Финал стихотворения практически дословно цитирует Н. А. Брюханенко:
14. Стихотворение «Даешь тухлые яйца! (Рецензия № 1)» опубликовано под названием «Товарищи, где свистки? (Вместо рецензии)»: Рабочая Москва. 1928. 4 марта. № 55).
55 …но мы, –
56 где пошлость,
57 везде, –
58 должны,
59 а не только имеем право
60 негодовать
61 и свистеть.15
15. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 9. С. 59. В черновом варианте: «Должны а не только имеем право / В десять пальцев свистеть» (л. 9).
62 Дополнительным аргументом при обращении к источнику текста становится автокоммуникация. Рабочий текст, «производство» которого происходит в записной книжке, записывается скорописью. В нем отсутствует строфика, сокращены слова; «ускоряется» даже сам почерк. Подобную особенность черновой записи отметил Н. А. Богомолов в своей работе, посвященной ранним дневникам Брюсова: «Если официальный его (В. Я. Брюсова. – Л. Х.) почерк очень легко читаем и по-своему красив, то делавшиеся для себя записи чрезвычайно неразборчивы. <…> Усугубляют дело сокращения и недописанные слова, во множестве встречающиеся в рукописи».16
16. Валерий Брюсов. Дневник 1890 г. С. 334.
63 «Официальный» почерк Маяковского мы можем увидеть в рукописи незавершенного стихотворения, первая строфа которого связана или с Н.А. Брюханенко (если верна датировка Арутчевой), или с Т. А. Яковлевой (версия Лавута). Строфа написана крупно; четким, практически прямым почерком. Очень важно и расположение записи. Она ориентирована вертикально: начинается на верхней странице блокнота и свободно движется вниз. Между строк двойные интервалы – девять строчек занимают практически всю альбомную страницу. Нижняя часть листа отчеркнута. Там, теснясь через один интервал, быстрым «рабочим» почерком с правкой, почти сливающейся с основным текстом, записан черновой вариант стихотворения «Сердечная просьба»:
64 Нагоняя одурь сонную
65 Он вещает/повторяет впав в азарт
66 Снова речь произнесенную
67 8 месяцев назад.
68 (л. 23)
69 Стихотворение «Сердечная просьба» опубликовано в газете сразу после создания,17 поэтому мы можем определить датировку: не позднее 21 февраля. Черновой автограф «Сердечной просьбы» позволяет датировать верхнюю запись, сделанную ранее. А в результате предпринятое нами «близкое знакомство с текстом» делает возможным соотнести время создания и адресата первой строфы. В начале 1928 года «молнии телеграмм» должны были направляться не в Париж, а в Москву. Остановив их, Владимир Маяковский не хотел «будить и беспокоить» Наталью Брюханенко.
17. Комсомольская правда. 1928. 21 февр. № 44. В «Полном собрании произведений» черновой автограф из записной книжки № 55 датирован «между 13 и 20 февраля 1928 г.». См. также: Маяковский В. В. Полн. собр. произведений: В 20 т. М., 2014. Т. 3. С. 375, 505.
70 * * *
71 В настоящую публикацию входит вторая часть Свердловской записной книжки, включающая стихотворения «Парижкская коммуна», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру», «Лицо классового врага», «Две культуры» и др. (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Л. 10–23 об.). Орфография приведена в соответствие с современными нормами, сохранен ряд особенностей авторского правописания, графики и пунктуации, отражающих процесс работы Маяковского над текстом. Зачеркнутые слова переданы графически, вертикальное зачеркивание — курсивом. В текстах стихотворений сохранена строфика (тогда, когда она появляется), а также авторское деление страницы короткой горизонтальной чертой. Маргиналии размещаются нами внизу текста.
72 Альбом для стихов
73 (часть вторая)
74 Храни эту память бережно18
18. Черновой вариант стихотворения «Парижская коммуна». Опубл.: Труд. 1928. 18 марта. № 66; Ленинградская правда. 1928. 18 марта. № 6. 18 марта – день Парижской коммуны.
75 Слушай истории топот
76 Учитывай в днях теперешних
77 Прошедших восстаний опыт
78 ______
79 Через два коротких месяца
80 Почуяв коммуна свалится19
19. Период самоуправления Парижа продолжался 72 дня – с 18 марта по 28 мая 1871 года.
81 Волками Волком которые который бесится
82 Бросились на коммуну версальцы20
20. Речь идет о наступлении на Париж войск, подконтрольных маршалу А. Тьеру, базировавшихся в Версале. 21 мая 1891 года войска вошли в Париж, началась оборона на баррикадах. 28 мая Парижская коммуна пала. 29 мая был взят последний укрепленный пункт коммунаров – форт Венсен.
83 ______
84 И явится война Будет война кануном
85 Кануном того что близкая за войнами явить<ся>
86 За войнами явится близкая
87 Вторая парижская коммуна
88 Лондонская римская и берлинская
89 Густятся военные тучи.
90 Каркаю<т> чемберлены21 и кулиджи22
21. Невилл Чемберлен (1869–1940), лидер консервативной партии Великобритании.

22. Джон Калвин Кулидж (1872–1933), президент США в 1923–1929 годах, лидер республиканской партии.
91 Каркают воронам
92 Но умных зрячих история учит
93 Что она приходит повторно
94 Напрасно буржуева ставленника
95 Молит поднимая ладони
96 30 тысяч кандальников
97 [пошли] звенело по Новой Каледонии23
23. Новая Каледония – принадлежащая Франции группа островов в Тихом океане. После падения Парижской коммуны более 50 000 человек были приговорены к каторжным работам и сосланы в Новую Каледонию.
98 ______
99 <На полях:> за него явится близкая
100 (л. 1024)
24. Л. 9 об. не заполнен.
101 Пощады восставшим рабочим нет
102 Падают сраженными
103 Их тридцать тысяч пулей
104 к стене
105 Пришито с детьми и женами.25
25. Речь идет о расстреле сторонников Парижской коммуны в период «Версальского террора» (21–28 мая 1871 года). По оценке различных источников, было убито до 35–40 тысяч человек.
106 Когда ружейные дулица
107 Пускай аппетит у пушек велик
108 Насытились до отвала
109 Сорок тысяч и 40 тысяч в плевках повели
110 в сыр<ость> темень тюремных подвалов
111 На нас эксплуататоры
112 смотрят дрожа
113 И многим бы очень хотелось
114 Чтоб мы кулак диктатуры
115 разжав
116 рассыпались в мягкотелость
117 Но мы себя провести не дадим
118 Верны большевистскому знамени
119 Мы помним версальских
120 выстрелов дым
121 И кровью залитые камни
122 <На полях:>
123 праздновать
124 плясать
125 на рвани знамени красного
126 легла не сумев
127 Полков дисциплиной
128 выкрепить гнев
129 (л. 10 об.)
130 И вот выползает веселья/дворянства лиса
131 Пошла осмотревшись праздновать
132 Буржуи начали праздновать
133 И самими пошел галифе26 сапогами припустился плясать
26. Гастон Огюст Галифе (1830–1909), маркиз, французский кавалеристский генерал. В 1871 года командовал бригадой Версальских войск. Принимал участие в расстреле сторонников Парижской коммуны, в том числе и невиновных.
134 На клочьях знамени красного
135 Погибла коммуна легла не сумев
136 партией силы собрать
137 одною громадой бушуя
138 полков дисциплиной
139 выкрепив гнев
140 разбить дворян и буржуев
141 (л. 11)
142 Улица рада27
27. Черновой вариант стихотворения «Майская песенка». Опубл.: Еж. 1928. № 4 (апрель). С. 00.
143 весной омытая
144 Шагаем отрядом
145 И мы и ты и я
146 за Зеленые листики
147 И нет зимы
148 идем раздольем чистеньким
149 Идем и я и мы
150 На ситцах на бумаге
151 Огонь на всем
152 Красные флаги несем
153 несем несем
154 (л. 1228)
28. Сбой архивной нумерации страниц. Далее пронумеровано без оборотных листов, перепутаны листы 14 и 15.
155 Уймет его
156 Пулеметов
157 держу его
158 буржуево
159 показывая
160 газовые
161 (Л. 13)
162 Я бежал от сих
163 насилий29
29. Фрагмент стихотворения «Даешь тухлые яйца!». Опубл.: Рабочая Москва. 1928. 4 марта. № 55. Начало находится в этой книжке на л. 9 (см.: «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В. В. Маяковского. С. 266).
164 Но вполне уверен в
165 этом
166 Что в дальнейшем
167 кот Василий
168 Будет жить с велосипедом
169 (л. 15)
170 Малая Бронная Спиридоновский
171 15 13 кв. 25 Третьяков30
30. Третьяков Сергей Михайлович (1890–1937) – поэт-футурист, драматург. Один из создателей группы «Леф». После ухода Маяковского (1928) редактировал журнал «Новый Леф». Соавтор поэм Маяковского «Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей» и «Рассказ про Клима из черноземных мест, про Всероссийскую выставку и Резинотрест». Репрессирован и расстрелян в 1937 году. В записи указан его адрес (ныне: ул. Малая Бронная, дом 13/21, стр. 1).
172 (л. 14)
173 В одном кране31
31. Черновой вариант стихотворения «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру». (Опубл.: Правда. 1928. 18 февр. № 42. Стихотворение написано в Свердловске 28 января 1928 года
174 холодная крайне
175 Кран другой не тронуть рукой
176 Во в ширину вышина во
177 Проветрена освещена и согрета
178 Все хорошо но больше всего
179 Мне понравилось это
180 Хоть грязь на тебе десятилетнего стажа
181 С тебя корою с дерева
182 Чуть не лыками сходит сажа
183 Смывается стерва
184 Как будто пришел
185 К социализму в гости
186 От удовольствия захватывает
187 дых
188 Брюки на крюк блузу
189 на гвоздик
190 Мыло в руки и бултых
191 <На полях:> хотелось мягкотелость ладони
192 каледонии
193 <каждым камнем?>
194 (л. 1632)
32. Далее в архивной единице восстановлена нумерация с оборотными листами.
195 К Студенецкая ул. Шмидтовский
196 проезд33 д. 2 Г<ородок> Трехгорный34
33. С января 1931 года – Шмитовский проезд, названный в честь Н. П. Шмите (1883–1907).

34. Московская улица Трехгорный вал, пересекающаяся со Шмитовским проездом. Далее записан адрес Александры Алексеевны, Людмилы Владимировны и Ольги Владимировны Маяковских (матери и сестер поэта), которым в 1928 году Маяковский купил квартиру. Организатор поездки Маяковского на Урал П. И. Лавут связывал приобретение этой квартиры в Москве с замыслом стихотворения «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»: «Сестра поэта — Людмила Владимировна — рассказывала, что брат помог приобрести им квартиру в новых кооперативных домах Трехгорной мануфактуры. Впервые войдя в нее, он спросил: “Это у всех рабочих квартиры с ванной?” Тогда, вероятно, и родилась мысль написать стихотворение о вселении в новую квартиру. Здесь, в Свердловске, побывав в хорошем общежитии и в новых домах, куда вселялись рабочие Верхне-Исетского завода, он снова вернулся к этой теме» (Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. С. 116). В работе А. Р. Пудваля упоминается о том, что к приезду Маяковского «четвертый дом горсовета» был еще не достроен, а в остальных новых домах (ул. Ленина, 36) ванные комнаты были не предусмотрены (Пудваль А. Р. Поиск: Рассказы литературного следопыта. Свердловск, 1974. С. 00; см. также: Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1. С. 177–208.
197 кв. 14 (красн<ый> боль<шой> с балконами)
198 от конца 3-ий под<ъезд>
199 3-ий этаж вторник 4 ч.
200 (л. 16 об.)
201 Сядешь и моешься долго
202 долго
203 Словом моешься пока охота
204 Просто в комнате лето
205 и волга
206 Только что рыбы нет нет стерляди
207 и пароходов
208 Придешь усталый вешаться
209 хочется
210 Ни щи не радуют ни
211 чая клокотанье
212 а чайкой поплещешься
213 и мертвый расхохочется
214 от этого плещущего щекотания
215 Себя разглядевши в зеркало
216 вправленное
217 в рубашку чистую
218 чистый влазь
219 Влажу с удовольствием
220 и думаю очень правильная
221 Эта самая советская власть
222 <На полях:>
223 хочется
224 расхохочется
225 (л. 17)
226 И уж расжаришься, распаришься
227 уж
228 Тут вертай ручки
229 и каплет прохладой дождиком
230 душ
231 Из дырчатой железной тучки
232 Я пролетарий
233 объясняться лишне
234 Жил35 как мать произвела
35. Исправлено чернилами. Было: живу.
235 родив
236 И вот мне квартиру дает
237 жилищный
238 Мой рабочий кооператив
239 Нуж <так!> и ласковость в этом душе
240 Никакой тебя не возьмет
241 упадок
242 погладит волосы поплещет потреплет уши
243 и течет по жолобу промежду
244 лопаток36
36. Внизу страницы карандашный набросок одноэтажного дома и дерева.
245 <На полях:>
246 Подумаешь
247 тоже Маркс
248 (л. 17 об.)
249 <2 строфы стерты>
250 И в ванну влазь
251 влез и думаю очень
252 интересная правильная
253 Это самая советская
254 власть
255 Желтые краны блестящие крайне
256 _____
257 На каждом кране
258 _____
259 (л. 1837)
37. В правом верхнем углу помещается геометрический рисунок.
260 Сажа
261 Как кора с дерева
262 См<ывается>
263 Слезает стерва
264 _____
265 можешь холодной мыть хохол
266 горячей пот пор
267 на кране одном написано хол
268 на кране другом гор
269 Это белее лунного света
270 Удобней чем земля обетованная
271 Это да что говорить об
272 этом
273 Это ванная
274 Стираете воду с вашего мокрого38 с тельца
38. Исправлено чернилами.
275 Мохнатой простыней и полотенцем как зверь
276 мохнатым39
39. Исправлено чернилами.
277 Чтоб суше
278 подошвам пяткам40 полы сделаны
40. Исправлено чернилами.
279 Извините за выражение пробковым
280 матом
281 (л. 18 об.)
282 Распознать буржуя просто41
41. Черновой вариант стихотворения «Лицо классового врага» (с подзаголовком «Буржуй-нуво»; опубл.: Комсомольская правда. 1928. 29 февр. № 51).
283 он настоен на спирту
284 толстый низенького роста
285 И с сигарою во рту
286 А из лысенных целин
287 поднимается цилиндр
288 так буржуев за днями дни
289 Карикатурил товарищ дэни42 <так!>
42. Виктор Николаевич Дени (наст. фам. Денисов, 1893–1946) – художник-график, карикатурист.
290 А буржуй сегодня кроткий
291 Зря соваться нет причин
292 Шляется в косоворотке
293 И ничем не отличим
294 Кроткий взгляд приятный и худ с лица
295 Не узнаешь подлеца
296 _____
297 таких буржуев за днями дни
298 _____
299 преподносит нам товарищ
300 дэни43
43. Под этой строкой помещен геометрический рисунок.
301 он мечтает увидеть узреть романова
302 не второго а пантилеймона44 <так!>
44. Речь идет о писателе Пантелеймоне Сергеевиче Романове (1884–1938).
303 <На полях:>
304 он вшой копошится на вашем
305 теле
306 никак не лезет в тузы
307 он лезет гнездясь под вывески разных артелей
308 дутых как пузырь
309 вот он верьте в правоту
310 сова
311 зёва
312 зава
313 нажив
314 ножи
315 выкате
316 выгоде
317 (л. 19)
318 Это зав у частника
319 прибылей участником
320 Миллион оттопырил
321 _____
322 миллионом набит карман его
323 а не прежним советским
324 лимоном
325 на ложу в окна театральных
326 касс
327 тыкая ногтем лаковым
328 он дает социальный
329 заказ
330 на дни турбиных булгаковым45
45. Премьера пьесы состоялась 5 октября 1926 года. В апреле 1929-го пьеса была исключена из репертуара МХАТ, в 1932 году восстановлена.
331 Он лавку украсит сотнею ваз
332 Куда государственным
333 органам
334 в такую любезность обсахарит
335 вас
336 что вы уйдете прослезитесь растроганным
337 не прямо штурмует волк матерый
338 твой канцелярский замок
339 шлет он сначала парламентеров
340 своих расфуфыренных самок
341 Бывает раскиснет работник/партиец иной
342 еще ничем не замаран
343 нэпач а он уж стоит за его спиной
344 как демон сзади тамары
345 <На полях:>
346 грузно
347 узнан
348 (л. 19 об.)
349 подойду да погляжу я46
46. Фрагмент стихотворения «Прочти и катай в Париж и Китай», не вошедший в окончательный текст (газ. «Пионерская правда». 1928. 29 февр. № 17; 3 марта. № 18). См.: Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. С. 257.
350 офицера буржуя
351 За границей мерзкая
352 Порода офицерская
353 Лапа панская груба
354 Бьет рабочих солдата по зубам
355 Фашист не любит дерзких
356 Отрядов пионерских
357 Мальчишки и девчонки
358 Вверх ручонки
359 За границею попы47
47. В оригинале: паны. Вероятно, ошибка или описка В.В. Маяковского.
360 Всем в глаза пускают пыль
361 Мои полки
362 Сам господь велел вам братцы
363 За буржуев крепче драться
364 Ноги вытянув широко
365 Занялися маршировкой
366 Пыль ногой до неба дуй
367 Маршируй да не бунтуй
368 (л. 20)
369 Не угодно ли взаймы48
48. Черновой вариант стихотворения «Лицо классового врага». Начало на л. 19.
370 что вы ах сочтемся мы
371 прет росток от червонного сева
372 И идет о заве слава
373 что одни слова из зева
374 у свихнувшегося зава
375 Получает заказ на сии дрова
376 Артель гражданина сидорова
377 Сей заказ получает сидоров
378 При больше сидоров приноси подноси даров49
49. Маяковский обыгрывает настоящую фамилию поэта-футуриста Вадима Баяна (В. И. Сидоров). 22 июля 1929 года в «Литературной газете» (№ 4) было опубликовано письмо Вадима Баяна, выступавшего против использования его литературного псевдонима в пьесе «Клоп». Рифма «Сидоров – не неси даров» зафиксирована Чуковским в дневниковой записи от 5 мая 1921 года (Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. М., 2006. Т. 11. Дневник 1901–1921. С. 334). См. также: Маяковский В. В. Полн. собр. произведений: В 20 т. Т. 3. С. 516–517. По свидетельству другого мемуариста, эти строки могли относиться к другому поэту – Г. А. Сидорову (псевдоним: Окский) и звучали так: «Поэт Гурий Сидоров, / Не носи даров» (Спасский С. Д. Москва // Спасский С. Д. Маяковский и его спутники. Л., 1940. С. 104). Благодарю за указание на этот факт Г. В. Обатнина.
379 Вот и зав теперь у частника
380 всех делов участником
381 Пайщик и участник
382 Он купил у дворника брюки
383 прозодежа <так!> для фининспектора
384 а в театре сияют руки
385 всей игрой бриллиантного спектора
386 _____
387 Не тешься товарищ мирным<и> днями
388 И пузо его не грузно что кроет времени мрак
389 Товарищи помните между нами
390 таится классовый враг
391 _____
392 он не любит открытых лон
393 по задворкам ищите хвата
394 где-то он закупает лен
395 где-то хлеб у нас перехватывает
396 _____
397 Пускай он лицо свое перекрасил
398 и пузо его не грузно
399 он враг как и прежде рабочего класса
400 он должен быть понят и узнан
401 Обеспечены советские рублики
402 всем достоянием республики
403 Там где речь о личной выгоде
404 у него глаза на выкате
405 там где речь о трудах для своих
406 нажив
407 у него не зубы – ножи
408 <На полях:>
409 Произрос росток из сева
410 (л. 20 об.)
411 В париже мадам и
412 ее родня50
50. Черновой автограф стихотворения «Две культуры. Опубл.: Труд. 1928. 8 марта. № 58; Звезда. 1928. 8 марта. № 58.
413 а новый советский быт
414 ведет работницу к новым дням
415 от примусов и плит
416 Культура у нас не роман
417 да балы
418 Не в танце снующие
419 пары
420 Мы будем варить и
421 мыть полы
422 Но только совсем не <для?>
423 барынь
424 Работа не знает ни баб ни мужчин
425 ни белой работы труд и ни черный
426 ткачихе с ткачом одинаковый
427 чин
428 на фабрике раскрепощенной
429 растет революция <в> нашей
430 стране
431 другую дорогу давая
432 и голова другая на ней
433 осмысленная
434 и трудовая
435 (л. 21)
436 Новая культура здравствуй
437 смотри и москва и харьков
438 в советах управляет государством
439 ткачиха и швея тув крестьянка швея и кухарка
440 _____
441 И отдавая дань годам
442 роман сменяя кухней
443 жила сидит/живет культурная мадам
444 и с жиру мордой пухнет
445 _____
446 такую даму мадам хозяйку помнит знает
447 всякий
448 К чему
449 Я был у дамы в те года
450 не вспомню имя отчества
451 но собиралось у мадам
452 культурнейшее общество
453 поевши душу веселя
454 они одной ногой
455 разделывали вензеля
456 увлечены тангой
457 А после пучили живот
458 утробным низким ржанием
459 слушая кто с кем живет и
460 у кого на содержании
461 <На полях:>
462 Еда и поэтам
463 вещь нужная
464 и я поэтому
465 сижу и ужинаю
466 ____________
467 (л. 2251)
51. Л. 21 об. не заполнен.
468 Сижу Я был Гляжу культурой поражен
469 Умильно губки сжав
470 Никто не режет рыбищу ножом
471 И не едят Никто не ест с ножа
472 словесностью
473 с глашею
474 торгашей
475 быт уводит от плит
476 ногою
477 аргентинской тангой
478 а вечером с кухаркой глашею
479 Белой работой стала черная раскрепощенная
480 _____
481 Потом внимали с мужеством
482 Напившись разных зелий
483 ждущую замужества игру романсы двух мадмузазель<так!>
484 Она как горила <так!>
485 орет от гнева
486 розовая
487 суп переварила
488 у мужичье рыло дура стоеросовая
489 <На полях:>
490 графине граф дает манто
491 сияет снег манжет
492 чего еще сплошной
493 бонтон
494 сплошное бламанже <так!>
495 девичье поле малая пироговская 7
496 второе МГУ ленинская аудитория52
52. Второй Московский государственный университет создан в 1918 году, реорганизован 18 апреля 1930-го. По воспоминаниям организатора поездок Маяковского П. И. Лавута, запись сделана с его слов в апреле 1930 года и связана с планируемым выступлением Маяковского во Втором МГУ 11 апреля. Выступление не состоялось. Восстановивший хронику последних дней Маяковского Бергт Янгфельдт связывает отмену выступления с произошедшей в этот день ссорой с В. В. Полонской. См.: Янгфельдт Б. Ставка – жизнь. Владимир Маяковский и его круг. М., 2016. С. 569–570.
497 278-52 Гор<б>ов53
53. Возможно, речь идет о литературном критике Дмитрии Александровиче Горбове (1894–1967), персонаже стихотворения «Соберитесь и поговорите-ка вровень…» (1928) и полемических выступлений Маяковского. «Вчера т. Горбов сказал, что нет контрреволюционных произведений, потому что каждое наследие можно использовать, так как оно состоит из двух моментов: из объекта и отношение субъекта к объекту. Но есть такие поэтические произведения, где и субъект – дрянь, и объект – сволочь». (Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 12. С. 407).
498 (л. 22 об.)
499 Уже второй
500 должно быть ты легла54
54. Набросок незавершенного стихотворения. В дальнейшем был переработан в записных книжках № 69–71 (1929–1930 г.). В. А. Арутчева относит его к 1927–1928 годам, П. И. Лавут – к 1929–1930-му.
501 Покой благой
502 в ночи млечпуть серебряной
503 окою
504 Я не спешу и молниями
505 телеграмм
506 Мне не зачем тебя
507 будить и беспокоить
508 _____
509 Нагоняя одурь сонную55
55. Фрагмент стихотворения «Сердечная просьба». Начало в этой книжке на л. 7 об. – 9. См.: «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В. В. Маяковского. С. 265–266.
510 Он вещает/повторяет впав в азарт
511 Снова речь произнесенную
512 8 месяцев назад
513 (л. 23)
514 Вослед гостям ушли идут когда56
56. Фрагмент стихотворения «Две культуры». Начало на л. 21.
515 два заспанных лакея
516 Вызывается к мадам
517 кухарка пелагея
518 Пелагея что такое
519 Где еще кусок жаркое
520 <На полях:>
521 Воронцова 3-64-72
522 Черныш
523 Миша57
57. Установить, кто имеется в виду, не удалось.
524 Любарский58
58. Возможно, речь идет о Льве Георгиевиче Любарском (1910–1929), дело которого в 1928–1929 годах активно обсуждалось в газетах. 16 августа 1928 года Любарский застрелил в трамвае Р. С. Шапошникова, заместителя начальника Политического управления РККА. По словам 18-летнего Любарского, признанного медицинской экспертизой психически невменяемым, выстрел был связан с неудачной попыткой самоубийства, после которой он решил «убить кого-нибудь из руководителей государства, чтобы наверняка быть расстрелянным». Выбор пал на Шапошникова, потому что «он был военный с большим количеством ромбов». 18 августа Любарский добровольно явился в ОГПУ и признался в убийстве. В ходе следствия была создана и раскрыта «террористическая организация», по делу которой 12 июня 1929 года было расстреляно 12 человек: сам Любарский, его родственники и друзья. Лев Любарский реабилитирован 19 сентября 1991 года. Дело Л. Г. Любарского находится в Центральном архиве ФСБ России. См.: Смолич А. Трагедия семьи Любарских // >>>> ; дата обращения: 31.12.2020.
525 (л. 23 об.)

References

1. Arutcheva V. A. Zapisnye knizhki Maiakovskogo // Lit. nasledstvo. 1958. T. 65. Novoe oMaiakovskom.

2. Briukhanenko N. Perezhitoe // «Imia etoi teme: liubov’!»: Sovremennitsy o Maiakovskom / Sost., vstup. stat’ia i komm. V. V. Kataniana. M., 1993.

3. Chukovskii K. I. Sobr. soch.: V 15 t. M., 2006. T. 11. Dnevnik 1901-1921.

4. Gasparov B. M. Zametki o Pushkine // Novoe literaturnoe obozrenie. 2001. № 6 (52).

5. langfel’dt B. Stavka — zhizn’. Vladimir Maiakovskii i ego krug. M., 2016.

6. «Kak delat’ stikhi»: Sverdlovskaia zapisnaia knizhka V. V. Maiakovskogo / Vstup. stat’ia, podg. teksta i komm. L. V. Khachaturian // Russkaia literatura. 2020. № 4.

7. Lavut P. I. Maiakovskii edet po Soiuzu. 3-e izd., dop. M., 1978.

8. Luk’ianin V. Maiakovskii «sam» i piat’ ego sverdlovskikh dnei // Ural. 2003. № 1.

9. Maiakovskii V. V. Poln. sobr. proizvedenii: V 20 t. M., 2014. T. 3.

10. Maiakovskii V. V. Poln. sobr. soch.: V 13 t. M., 1958-1959. T. 9, 10, 12.

11. Pudval’ A. R. Poisk: Rasskazy literaturnogo sledopyta. Sverdlovsk, 1974.

12. Smolich A. Tragediia sem’i Liubarskikh // https://amsmolich.livejournal.com/282906.html.

13. Spasskii S. D. Moskva // Spasskii S. D. Maiakovskii i ego sputniki. L., 1940.

14. Valerii Briusov. Dnevnik 1890 g. / Predislovie N. A. Bogomolova, podg. teksta i prim. V. L. Gaiduk i N. A. Bogomolova // Studia Literarum. 2020. T. 5. № 3.

Comments

No posts found

Write a review
Translate