- Код статьи
- S013160950013970-1-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2021-1-190-205
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 1
- Страницы
- 190-205
- Аннотация
В статье анализируется методика работы В. В. Маяковского в записных книжках. Впервые публикуется записная книжка № 55 (свердловская). Исследуются черновые варианты и редакции входящих в нее стихотворений «Парижская коммуна», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Лицо классового врага», «Две культуры» и др.
- Ключевые слова
- В. В. Маяковский, архивные материалы, архивы on-line, записные книжки, русская литература ХХ века.
- Дата публикации
- 01.03.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 125
DOI: 10.31860/0131-6095-2021-1-190-205
«КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»:
СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО.
ЧАСТЬ 21
(вступительная статья, подготовка текста и комментарии ©Л. В. Хачатурян)
В Свердловской записной книжке В. В. Маяковского (№ 55), помимо завершенных в путешествии Казань – Свердловск – Пермь – Вятка2 стихотворений,3 находятся тексты, публикация которых была отложена. Именно эти фрагменты представляют наибольшую сложность для датировки, нередко вызывая полемику текстологов и исследователей поэта. Одним из самых известных незавершенных стихотворений можно назвать знаменитую строфу, четко, без сокращений и помарок, записанную на одной из последних страниц:
3. К ним относятся «Екатеринбург – Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру», «Сердечная просьба», «Лицо классового врага», «Парижская коммуна», «Две культуры» и др.
Уже второй
должно быть ты легла
Покой благой
в ночи млечпуть серебряной
окою
Я не спешу и молниями
телеграмм
Мне незачем тебя
будить и беспокоить.4
О датировке и, соответственно, лирической героине этих строк, существует два противоположных мнения. Одно из них в своих работах излагает текстолог Маяковского, редактор девятого тома Полного собрания сочинений, в который входят стихотворения 1928 года,5 В. А. Арутчева; второе аргументированно выстраивает человек, фактически сопровождавший Маяковского во всех поездках, не исключая сибирскую, – П. И. Лавут.
Позиция Арутчевой базируется на эволюции черновых текстов в записных книжках поэта. Первый вариант этого стихотворения появляется в записной книжке № 55 (январь–февраль 1928 года), затем работа над текстом переходит в записные книжки № 69 и 70 (1929–1930), и наконец, последняя прижизненная правка зафиксирована в записной книжке № 71 (1930).6 При этом даже последний вариант сохраняет нехарактерный для Маяковского элегический тон:
Уже второй должно быть ты легла
В ночи млечпуть серебряной окою
Я не спешу и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить
Как говорят инцидент исперчен
Любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете и не к чему
перечень
взаимных болей бед и обид
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданью.7
Важный аргумент в пользу эволюции текста – появление правки в последней строфе, в то время как первые две переписаны полностью сложившимися. И если в варианте 1928 года открытое «я не спешу» все-таки рассматривает возможность телеграмм в более подходящее время в будущем, то две последние строфы никакого «земного» будущего уже не предполагают.
Версия Лавута основывается на точном анализе событий уральской поездки января–февраля 1928 года. Полемизируя с Арутчевой в третьем издании своей книги «Маяковский едет по Союзу»,8 Лавут проводит «ревизию памяти», сопоставляя собственные воспоминания с расшифровкой записных книжек в «Литературном наследстве»:9 «Эта датировка (В. А. Арутчевой. – Л. Х.) мотивируется лишь тем, что они вписаны в записную книжку рядом со стихами, действительно созданными во время пребывания Маяковского в Свердловске. <…> Предсмертные же наброски из так называемого “Неоконченного” так же, как и ранее приведенные, появились, конечно, в 1930 году, а точнее, незадолго до катастрофы. Еще факты: в этой же книжке, имеется подробный адрес второго МГУ, записанный с моих слов рукой Маяковского ввиду того, что он никогда там не бывал и не выступал, а за три дня до смерти, то есть 11 апреля, ему предстояло там выступать».10
9. Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое о Маяковском. С. 325–396.
10. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. С. 117-119.
«Факты» приведены точно. Действительно, на обороте этой же страницы записной книжки внизу отчеркнута запись: «девичье поле малая пироговская / второе МГУ ленинская аудитория» (Л. 22 об).
Таким образом, Свердловская книжка содержит записи и начала двадцать восьмого года, и весны тридцатого. И здесь возникают сразу два вопроса к исследователю, имеющему возможность «более тесного общения с текстом, чем то, которое позволяют существующие издания».11 Первый: могла ли в записной книжке появиться полностью завершенная и написанная без единой помарки строфа? И второй: когда этот отрывок мог быть вписан? Во время работы над остальными текстами – зимой 1928 года – или позже?
В «Альбоме для стихов» мы встречаем несколько записей завершенных строф. Среди них тексты опубликованных к тому моменту стихотворений, которые Маяковский набросал по памяти:
Сия история была
в некоей республике
Баба на базар плыла
А у бабы бублики.
(л. 3 об.)
Это первая строфа стихотворения «История про бублики и про бабу, не признающую республики».12 Текст предельно сжат: нужно было записать его внизу страницы после черновых строф «Десятилетней песни». На одной странице «Альбома для стихов» Маяковский намеренно разместил два отрывка, которые он планировал прочесть на юбилейном вечере: новые стихи, написанные к 10-летию революции, и собственное стихотворение времени Гражданской войны.
Но есть и другие тексты. Их фиксация происходила не синхронно с созданием. Что-то мешало Маяковскому записать строфы сразу, и в альбом они попадали уже post creationem – после того, как полностью сложились в уме поэта. Именно о такой записи существуют подробные воспоминания Н. А. Брюханенко. В них можно найти точную дату, место и даже обстоятельства записи; более того, в мемуарах появляется и сам «Альбом для стихов»: «21 февраля у меня с Маяковским был разговор по телефону <...> На следующий день, как всегда верный слову и аккуратный, Маяковский заехал ко мне с билетами в театр Корша, на спектакль “Проходная комната”. <...> В театре мы сидели где-то в первых рядах, на виду у всех. Когда опускался занавес после первого действия, Маяковский начал очень громко свистеть. В публике шипели и возмущались. Тогда он встал во весь рост и еще громче пересвистел аплодисменты зала. После третьего действия мы ушли из театра, не досмотрев пьесу до конца, Маяковский, как бы грозясь, сказал:
— Теперь я им напишу про это...
Уже возвращаясь из театра, Маяковский написал четыре строчки. Он шел, бормотал, останавливался и писал. Записывал, прямо на Петровке, поднося к свету магазинных витрин альбомчик с розовенькими и желтыми листочками, как у гимназисток для стихов».13
Как и воспоминания Лавута, мы можем сопоставить память мемуариста с источником текста – записной книжкой. Вот эти «четыре строчки» из альбома «гимназистки»:
Я бежал от сих
насилий
Но вполне уверен в
этом
Что в дальнейшем
кот Василий
Будет жить с велосипедом.
(л. 15)
Первой родилась ключевая, полная иронии строфа. Она записана в блокноте сверху на отдельном листе, поскольку не продолжает работу над текстом, а начинает ее. Впоследствии она вошла в беловой текст практически без изменений (появились знаки препинания, исчезли прописные буквы в начале строк). Буквально за десять дней вокруг нее сложилось стихотворение – рецензия «Даешь тухлые яйца!»,14 пунктуально выполняющее обещание «всегда верного слову и аккуратного» Маяковского. Финал стихотворения практически дословно цитирует Н. А. Брюханенко:
…но мы, –
где пошлость,
везде, –
должны,
а не только имеем право
негодовать
и свистеть.15
Дополнительным аргументом при обращении к источнику текста становится автокоммуникация. Рабочий текст, «производство» которого происходит в записной книжке, записывается скорописью. В нем отсутствует строфика, сокращены слова; «ускоряется» даже сам почерк. Подобную особенность черновой записи отметил Н. А. Богомолов в своей работе, посвященной ранним дневникам Брюсова: «Если официальный его (В. Я. Брюсова. – Л. Х.) почерк очень легко читаем и по-своему красив, то делавшиеся для себя записи чрезвычайно неразборчивы. <…> Усугубляют дело сокращения и недописанные слова, во множестве встречающиеся в рукописи».16
«Официальный» почерк Маяковского мы можем увидеть в рукописи незавершенного стихотворения, первая строфа которого связана или с Н.А. Брюханенко (если верна датировка Арутчевой), или с Т. А. Яковлевой (версия Лавута). Строфа написана крупно; четким, практически прямым почерком. Очень важно и расположение записи. Она ориентирована вертикально: начинается на верхней странице блокнота и свободно движется вниз. Между строк двойные интервалы – девять строчек занимают практически всю альбомную страницу. Нижняя часть листа отчеркнута. Там, теснясь через один интервал, быстрым «рабочим» почерком с правкой, почти сливающейся с основным текстом, записан черновой вариант стихотворения «Сердечная просьба»:
Нагоняя одурь сонную
Он вещает/повторяет впав в азарт
Снова речь произнесенную
8 месяцев назад.
(л. 23)
Стихотворение «Сердечная просьба» опубликовано в газете сразу после создания,17 поэтому мы можем определить датировку: не позднее 21 февраля. Черновой автограф «Сердечной просьбы» позволяет датировать верхнюю запись, сделанную ранее. А в результате предпринятое нами «близкое знакомство с текстом» делает возможным соотнести время создания и адресата первой строфы. В начале 1928 года «молнии телеграмм» должны были направляться не в Париж, а в Москву. Остановив их, Владимир Маяковский не хотел «будить и беспокоить» Наталью Брюханенко.
* * *
В настоящую публикацию входит вторая часть Свердловской записной книжки, включающая стихотворения «Парижкская коммуна», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру», «Лицо классового врага», «Две культуры» и др. (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Л. 10–23 об.). Орфография приведена в соответствие с современными нормами, сохранен ряд особенностей авторского правописания, графики и пунктуации, отражающих процесс работы Маяковского над текстом. Зачеркнутые слова переданы графически, вертикальное зачеркивание — курсивом. В текстах стихотворений сохранена строфика (тогда, когда она появляется), а также авторское деление страницы короткой горизонтальной чертой. Маргиналии размещаются нами внизу текста.
Альбом для стихов
(часть вторая)
Храни эту память бережно18
Слушай истории топот
Учитывай в днях теперешних
Прошедших восстаний опыт
______
Через два коротких месяца
Почуяв коммуна свалится19
Волками Волком которые который бесится
Бросились на коммуну версальцы20
______
И явится война Будет война кануном
Кануном того что близкая за войнами явить<ся>
За войнами явится близкая
Вторая парижская коммуна
Лондонская римская и берлинская
Густятся военные тучи.
Каркаю<т> чемберлены21 и кулиджи22
22. Джон Калвин Кулидж (1872–1933), президент США в 1923–1929 годах, лидер республиканской партии.
Каркают воронам
Но умных зрячих история учит
Что она приходит повторно
Напрасно буржуева ставленника
Молит поднимая ладони
30 тысяч кандальников
[пошли] звенело по Новой Каледонии23
______
<На полях:> за него явится близкая
(л. 1024)
Пощады восставшим рабочим нет
Падают сраженными
Их тридцать тысяч пулей
к стене
Пришито с детьми и женами.25
Когда ружейные дулица
Пускай аппетит у пушек велик
Насытились до отвала
Сорок тысяч и 40 тысяч в плевках повели
в сыр<ость> темень тюремных подвалов
На нас эксплуататоры
смотрят дрожа
И многим бы очень хотелось
Чтоб мы кулак диктатуры
разжав
рассыпались в мягкотелость
Но мы себя провести не дадим
Верны большевистскому знамени
Мы помним версальских
выстрелов дым
И кровью залитые камни
<На полях:>
праздновать
плясать
на рвани знамени красного
легла не сумев
Полков дисциплиной
выкрепить гнев
(л. 10 об.)
И вот выползает веселья/дворянства лиса
Пошла осмотревшись праздновать
Буржуи начали праздновать
И самими пошел галифе26 сапогами припустился плясать
На клочьях знамени красного
Погибла коммуна легла не сумев
партией силы собрать
одною громадой бушуя
полков дисциплиной
выкрепив гнев
разбить дворян и буржуев
(л. 11)
Улица рада27
весной омытая
Шагаем отрядом
И мы и ты и я
за Зеленые листики
И нет зимы
идем раздольем чистеньким
Идем и я и мы
На ситцах на бумаге
Огонь на всем
Красные флаги несем
несем несем
(л. 1228)
Уймет его
Пулеметов
держу его
буржуево
показывая
газовые
(Л. 13)
Я бежал от сих
насилий29
Но вполне уверен в
этом
Что в дальнейшем
кот Василий
Будет жить с велосипедом
(л. 15)
Малая Бронная Спиридоновский
15 13 кв. 25 Третьяков30
(л. 14)
В одном кране31
холодная крайне
Кран другой не тронуть рукой
Во в ширину вышина во
Проветрена освещена и согрета
Все хорошо но больше всего
Мне понравилось это
Хоть грязь на тебе десятилетнего стажа
С тебя корою с дерева
Чуть не лыками сходит сажа
Смывается стерва
Как будто пришел
К социализму в гости
От удовольствия захватывает
дых
Брюки на крюк блузу
на гвоздик
Мыло в руки и бултых
<На полях:> хотелось мягкотелость ладони
каледонии
<каждым камнем?>
(л. 1632)
К Студенецкая ул. Шмидтовский
проезд33 д. 2 Г<ородок> Трехгорный34
34. Московская улица Трехгорный вал, пересекающаяся со Шмитовским проездом. Далее записан адрес Александры Алексеевны, Людмилы Владимировны и Ольги Владимировны Маяковских (матери и сестер поэта), которым в 1928 году Маяковский купил квартиру. Организатор поездки Маяковского на Урал П. И. Лавут связывал приобретение этой квартиры в Москве с замыслом стихотворения «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»: «Сестра поэта — Людмила Владимировна — рассказывала, что брат помог приобрести им квартиру в новых кооперативных домах Трехгорной мануфактуры. Впервые войдя в нее, он спросил: “Это у всех рабочих квартиры с ванной?” Тогда, вероятно, и родилась мысль написать стихотворение о вселении в новую квартиру. Здесь, в Свердловске, побывав в хорошем общежитии и в новых домах, куда вселялись рабочие Верхне-Исетского завода, он снова вернулся к этой теме» (Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. С. 116). В работе А. Р. Пудваля упоминается о том, что к приезду Маяковского «четвертый дом горсовета» был еще не достроен, а в остальных новых домах (ул. Ленина, 36) ванные комнаты были не предусмотрены (Пудваль А. Р. Поиск: Рассказы литературного следопыта. Свердловск, 1974. С. 00; см. также: Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1. С. 177–208.
кв. 14 (красн<ый> боль<шой> с балконами)
от конца 3-ий под<ъезд>
3-ий этаж вторник 4 ч.
(л. 16 об.)
Сядешь и моешься долго
долго
Словом моешься пока охота
Просто в комнате лето
и волга
Только что рыбы нет нет стерляди
и пароходов
Придешь усталый вешаться
хочется
Ни щи не радуют ни
чая клокотанье
а чайкой поплещешься
и мертвый расхохочется
от этого плещущего щекотания
Себя разглядевши в зеркало
вправленное
в рубашку чистую
чистый влазь
Влажу с удовольствием
и думаю очень правильная
Эта самая советская власть
<На полях:>
хочется
расхохочется
(л. 17)
И уж расжаришься, распаришься
уж
Тут вертай ручки
и каплет прохладой дождиком
душ
Из дырчатой железной тучки
Я пролетарий
объясняться лишне
Жил35 как мать произвела
родив
И вот мне квартиру дает
жилищный
Мой рабочий кооператив
Нуж <так!> и ласковость в этом душе
Никакой тебя не возьмет
упадок
погладит волосы поплещет потреплет уши
и течет по жолобу промежду
лопаток36
<На полях:>
Подумаешь
тоже Маркс
(л. 17 об.)
<2 строфы стерты>
И в ванну влазь
влез и думаю очень
интересная правильная
Это самая советская
власть
Желтые краны блестящие крайне
_____
На каждом кране
_____
(л. 1837)
Сажа
Как кора с дерева
См<ывается>
Слезает стерва
_____
можешь холодной мыть хохол
горячей пот пор
на кране одном написано хол
на кране другом гор
Это белее лунного света
Удобней чем земля обетованная
Это да что говорить об
этом
Это ванная
Стираете воду с вашего мокрого38 с тельца
Мохнатой простыней и полотенцем как зверь
мохнатым39
Чтоб суше
подошвам пяткам40 полы сделаны
Извините за выражение пробковым
матом
(л. 18 об.)
Распознать буржуя просто41
он настоен на спирту
толстый низенького роста
И с сигарою во рту
А из лысенных целин
поднимается цилиндр
так буржуев за днями дни
Карикатурил товарищ дэни42 <так!>
А буржуй сегодня кроткий
Зря соваться нет причин
Шляется в косоворотке
И ничем не отличим
Кроткий взгляд приятный и худ с лица
Не узнаешь подлеца
_____
таких буржуев за днями дни
_____
преподносит нам товарищ
дэни43
он мечтает увидеть узреть романова
не второго а пантилеймона44 <так!>
<На полях:>
он вшой копошится на вашем
теле
никак не лезет в тузы
он лезет гнездясь под вывески разных артелей
дутых как пузырь
вот он верьте в правоту
сова
зёва
зава
нажив
ножи
выкате
выгоде
(л. 19)
Это зав у частника
прибылей участником
Миллион оттопырил
_____
миллионом набит карман его
а не прежним советским
лимоном
на ложу в окна театральных
касс
тыкая ногтем лаковым
он дает социальный
заказ
на дни турбиных булгаковым45
Он лавку украсит сотнею ваз
Куда государственным
органам
в такую любезность обсахарит
вас
что вы уйдете прослезитесь растроганным
не прямо штурмует волк матерый
твой канцелярский замок
шлет он сначала парламентеров
своих расфуфыренных самок
Бывает раскиснет работник/партиец иной
еще ничем не замаран
нэпач а он уж стоит за его спиной
как демон сзади тамары
<На полях:>
грузно
узнан
(л. 19 об.)
подойду да погляжу я46
офицера буржуя
За границей мерзкая
Порода офицерская
Лапа панская груба
Бьет рабочих солдата по зубам
Фашист не любит дерзких
Отрядов пионерских
Мальчишки и девчонки
Вверх ручонки
За границею попы47
Всем в глаза пускают пыль
Мои полки
Сам господь велел вам братцы
За буржуев крепче драться
Ноги вытянув широко
Занялися маршировкой
Пыль ногой до неба дуй
Маршируй да не бунтуй
(л. 20)
Не угодно ли взаймы48
что вы ах сочтемся мы
прет росток от червонного сева
И идет о заве слава
что одни слова из зева
у свихнувшегося зава
Получает заказ на сии дрова
Артель гражданина сидорова
Сей заказ получает сидоров
При больше сидоров приноси подноси даров49
Вот и зав теперь у частника
всех делов участником
Пайщик и участник
Он купил у дворника брюки
прозодежа <так!> для фининспектора
а в театре сияют руки
всей игрой бриллиантного спектора
_____
Не тешься товарищ мирным<и> днями
И пузо его не грузно что кроет времени мрак
Товарищи помните между нами
таится классовый враг
_____
он не любит открытых лон
по задворкам ищите хвата
где-то он закупает лен
где-то хлеб у нас перехватывает
_____
Пускай он лицо свое перекрасил
и пузо его не грузно
он враг как и прежде рабочего класса
он должен быть понят и узнан
Обеспечены советские рублики
всем достоянием республики
Там где речь о личной выгоде
у него глаза на выкате
там где речь о трудах для своих
нажив
у него не зубы – ножи
<На полях:>
Произрос росток из сева
(л. 20 об.)
В париже мадам и
ее родня50
а новый советский быт
ведет работницу к новым дням
от примусов и плит
Культура у нас не роман
да балы
Не в танце снующие
пары
Мы будем варить и
мыть полы
Но только совсем не <для?>
барынь
Работа не знает ни баб ни мужчин
ни белой работы труд и ни черный
ткачихе с ткачом одинаковый
чин
на фабрике раскрепощенной
растет революция <в> нашей
стране
другую дорогу давая
и голова другая на ней
осмысленная
и трудовая
(л. 21)
Новая культура здравствуй
смотри и москва и харьков
в советах управляет государством
ткачиха и швея тув крестьянка швея и кухарка
_____
И отдавая дань годам
роман сменяя кухней
жила сидит/живет культурная мадам
и с жиру мордой пухнет
_____
такую даму мадам хозяйку помнит знает
всякий
К чему
Я был у дамы в те года
не вспомню имя отчества
но собиралось у мадам
культурнейшее общество
поевши душу веселя
они одной ногой
разделывали вензеля
увлечены тангой
А после пучили живот
утробным низким ржанием
слушая кто с кем живет и
у кого на содержании
<На полях:>
Еда и поэтам
вещь нужная
и я поэтому
сижу и ужинаю
____________
(л. 2251)
Сижу Я был Гляжу культурой поражен
Умильно губки сжав
Никто не режет рыбищу ножом
И не едят Никто не ест с ножа
словесностью
с глашею
торгашей
быт уводит от плит
ногою
аргентинской тангой
а вечером с кухаркой глашею
Белой работой стала черная раскрепощенная
_____
Потом внимали с мужеством
Напившись разных зелий
ждущую замужества игру романсы двух мадмузазель<так!>
Она как горила <так!>
орет от гнева
розовая
суп переварила
у мужичье рыло дура стоеросовая
<На полях:>
графине граф дает манто
сияет снег манжет
чего еще сплошной
бонтон
сплошное бламанже <так!>
девичье поле малая пироговская 7
второе МГУ ленинская аудитория52
278-52 Гор<б>ов53
(л. 22 об.)
Уже второй
должно быть ты легла54
Покой благой
в ночи млечпуть серебряной
окою
Я не спешу и молниями
телеграмм
Мне не зачем тебя
будить и беспокоить
_____
Нагоняя одурь сонную55
Он вещает/повторяет впав в азарт
Снова речь произнесенную
8 месяцев назад
(л. 23)
Вослед гостям ушли идут когда56
два заспанных лакея
Вызывается к мадам
кухарка пелагея
Пелагея что такое
Где еще кусок жаркое
<На полях:>
Воронцова 3-64-72
Черныш
Миша57
Любарский58
(л. 23 об.)
Библиография
- 1. Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое оМаяковском.
- 2. Брюханенко Н. Пережитое // «Имя этой теме: любовь!»: Современницы о Маяковском / Сост., вступ. статья и комм. В. В. Катаняна. М., 1993.
- 3. Валерий Брюсов. Дневник 1890 г. / Предисловие Н. А. Богомолова, подг. текста и прим. В. Л. Гайдук и Н. А. Богомолова // Studia Literarum. 2020. Т. 5. № 3.
- 4. Гаспаров Б. М. Заметки о Пушкине // Новое литературное обозрение. 2001. № 6 (52).
- 5. «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В. В. Маяковского / Вступ. статья, подг. текста и комм. Л. В. Хачатурян // Русская литература. 2020. № 4.
- 6. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. 3-е изд., доп. М., 1978.
- 7. Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1.
- 8. Маяковский В. В. Полн. собр. произведений: В 20 т. М., 2014. Т. 3.
- 9. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958-1959. Т. 9, 10, 12.
- 10. Пудваль А. Р. Поиск: Рассказы литературного следопыта. Свердловск, 1974.
- 11. Смолич А. Трагедия семьи Любарских // https://amsmolich.livejournal.com/282906.html.
- 12. Спасский С. Д. Москва // Спасский С. Д. Маяковский и его спутники. Л., 1940.
- 13. Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. М., 2006. Т. 11. Дневник 1901-1921.
- 14. Янгфельдт Б. Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг. М., 2016.