- Код статьи
- S013160950012866-6-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2020-4-252-268
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 252-268
- Аннотация
В статье анализируется методика работы В. В. Маяковского в записных книжках. Впервые публикуется записная книжка № 55 (Свердловская). Исследуются черновые варианты и редакции входящих в нее стихотворений «Екатеринбург — Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Сердечная просьба».
- Ключевые слова
- В. В. Маяковский, записные книжки, архивные материалы, архивы online, русская литература ХХ века.
- Дата публикации
- 08.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 493
DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-252-268
«КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»:
СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО. ЧАСТЬ 1
(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА И КОММЕНТАРИИ
© Л. В. ХАЧАТУРЯН)1
Среди исследований творчества В. В. Маяковского в последнее десятилетие начинают преобладать работы, посвященные записным книжкам поэта. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, не опубликован, за исключением отдельных документов, огромный комплекс записных книжек, блокнотов и рабочих тетрадей, которые Маяковский вел более двадцати лет.2 Вторым фактором стал растущий интерес к записной книжке как к «творческой мастерской», отражающей создание поэтического текста. Третьим фактором можно назвать влияние цифровой революции, сделавшей электронные копии рукописей рабочим инструментом исследователя.3
3. В настоящее время рукописи Маяковского доступны на порталах «РУКОПИСИ.ИМЛИ» ( >>>> ) и «Автограф. ХХ век» (НИУ ВШЭ — ИРЛИ РАН — РГАЛИ): http:// majaovskiy.literature-archive.ru.
Как отмечала Л. Д. Громова-Опульская в одной из своих последних работ, «в постмодернистской литературе незавершенность, фрагментарность, действительно становится творческим методом и художественным приемом. Если добавить к этому отсутствие свободы, невозможность своевременно печататься, как это происходило в XX веке со многими писателями, текучесть текста неизбежна».4 Записная книжка предстает оптимальным объектом для изучения «движения текста»5 — генетической критики. Текст будущих произведений представлен здесь во множестве вариантов. Реконструируя процесс заполнения страниц, мы можем проследить динамику тексто- и словообразования, отбора и даже авторской цензуры вне влияния государственных структур, заказчика или редактора. Не случайно наиболее полные варианты произведений литературы ХХ века (примерно с конца 1920-х годов и до конца 1970-х) мы находим не в беловых автографах издательского портфеля, а в записных книжках или рабочих тетрадях поэтов.
5. Там же.
Взгляд на художественный текст как на «вечно становящуюся систему»6 позволяет отнестись к записям как к самостоятельному произведению особого «пограничного» жанра.7 Закономерно меняется и подход к их публикации. Примерно до последней четверти ХХ века записные книжки были фактически «препарированы»8 на «Варианты и разночтения» и «Неиспользованные строки и рифмы», традиционные разделы академического собрания сочинений,9 как некогда «препарировались» на примечания дневники и переписка писателей. Апология эго-документа вызвала огромный интерес к современной публикации без купюр,10 как целостного произведения, включающего весь спектр записей, смысл которого — в самом процессе «возникновения текста».11
7. Еще Б. В. Томашевский заметил: «...как бы мы точно ни определяли, всегда найдется такое произведение, которое встанет на самую границу, и мы не скажем, куда оно относится.» (Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л., 1959. С. 503). В исследованиях французской генетической критики этот жанр выделен как авантекст (пред-текст, потенциально содержащий все возможные варианты развития). См.: Бельмен-НоэльЖ. Воссоздать рукопись, описать черновики, составить авантекст / Пер. О. Торпаковой // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999. С. 93-115.
8. «Записные книжки были буквально „препарированы“ в рамках традиционной схемы „текст + варианты + комментарии“» (Вайнштейн О. Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) // Новое литературное обозрение. 1995. № 13. С. 386). См. также: Березкин А. М. Когнитивные и прикладные аспекты современной текстологии // Русская литература. 2005. № 1. С. 67-80.
9. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 9. С. 437-536.
10. См.: Грякалова Н., Иванова Е. Записные книжки Александра Блока без купюр // Наше наследие. 2013. № 105. С. 90-105.
11. Луи Э. Текста не существует. Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции. С. 119.
* * *
В Свердловскую записную книжку входят одиннадцать стихотворений Маяковского и незавершенный отрывок «Уже второй должно быть ты легла <так!>». Предположительно эта записная книжка — детский «Альбом для стихов» карманного формата — была куплена на вокзале по дороге из Казани в Свердловск (Екатеринбург). В конце января 1928 года Маяковский отправился в лекционную поездку, включающую двенадцать выступлений по маршруту: Казань — Свердловск — Пермь — Вятка. Пребывание в Свердловске было коротким: пять дней с 26 по 30 января. Но за это время написано три стихотворения («Екатеринбург — Свердловск», «Император», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру») и создана черновая основа для большинства остальных. Начатая в январе 1928 года, Свердловская записная книжка Владимира Маяковского12 может быть прочитана как идеальное пособие по стихосложению. Всего два года отделяют ее от статьи «Как делать стихи»,13 практическому и теоретическому руководству, в котором Маяковский подробно разбирает собственную технику.
13. Маяковский В. В. Как делать стихи // Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 81-117.
Мотивом для описания «производства стихов» как рабочего процесса становится необходимость новой поэтики, в понимании Маяковского — социальный заказ, трагически для самого Маяковского не совпадающий с заказом государственным. Статья начинается с характерного императива «Я должен писать на эту тему».14 Расходится с госзаказом и само понимание новой поэзии. Маяковский начинает с неверной даты. Игнорируя великий рубеж — революцию, он разделяет «старую» и «новую» поэзию появлением авангарда. «Ссылка на то, что старая поэтика существует полторы тысячи лет, а наша лет тридцать — мало помогающая отговорка».15 Статья написана в 1926 году, и по «официальному календарю» новой поэзии десять, а не тридцать лет.
15. Там же. С. 82.
Статья является своеобразным откликом на основную повестку русской формальной школы. Вопрос о структуре и закономерностях развития художественного текста вызвал ответ поэта литературоведам в привычной для Маяковского ироничной форме: «Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. <...> С поэзией прошлого ругаться не приходится — это наш учебный материал».16 Декларируя сугубо практичный подход,17 Маяковский опять ошибается. Производственно-поэтической школы статья не создала. Но оказалась бесценной именно с научной точки зрения. Статья «Как делать стихи» стала идеальным «ключом» к собственному методу Маяковского, поясняя этапы создания первых художественных заготовок — авантекста будущих стихотворений; опираясь на нее, мы можем назвать рабочие инструменты поэта и показать, как и зачем он ими пользовался.
17. Ср.: «Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Никакого научного значения моя статья не имеет» (Там же. С. 82).
О своих блокнотах Маяковский пишет как о рабочем пространстве, в котором происходит фиксация и упорядочение непрерывного «делания» стихов: «Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления».18 Здесь мы находим и детальное описание самого процесса: «Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок. <...> На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. <...> Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы».19
19. Там же. С. 89-90.
Чтобы не потерять ни одной строки, Маяковский вел несколько записных книжек одновременно, при необходимости покупая новые (с этим связана и срочная покупка «Альбома для стихов» на вокзале). «Записная книжка — одно из главных условий для делания настоящей вещи. <...> У начинающих поэтов эта книжка, естественно, отсутствует, отсутствует практика и опыт. Сделанные строки редки, и потому вся поэма водяниста, длинна».20
В качестве примера подобных заготовок Маяковский приводит фрагмент из записной книжки 1911-1912 годов, при этом указывает точное время и место записи:
Улица.
Лица у... (Трамвай от Сухаревской башни до Срет<енских> ворот. <19>13 г.).
Угрюмый дождь скосил глаза, —
А за… (Страстной монастырь, <19>12 г.).21
Метод работы в блокноте не меняется и через пятнадцать лет. В Свердловской записной книжке мы видим множество использованных и неиспользованных заготовок: аллитераций и ассонансов, случайных фраз, фамилий, мест:
Влез
В лес
(л. 2 об.)
Кровожаден провожайте
(л. 6)
Во театре Корша (бе)
Ух ты мать моя родная Пьеска ничего себе22
(л. 9)
Записи вносятся скорописью. Скоропись Маяковского не соблюдает знаков препинания, правил орфографии, пробелов и прописных букв. Еще нет знаменитой лесенки. Функция скорописи — сохранить внутреннюю речь поэта, тот «словесный шум», который станет самым первым текстом стихотворения:
он мечтает увидеть узреть романова
не второго а пантилеймона
(л. 19)
Новая культура здравствуй
смотри и москва и харьков
в советах управляет государством
ткачиха и швея крестьянка тка швея и кухарка
(л. 22)
Похоже выглядит и скоропись других поэтов.23 О том, как происходила запись, например, у Осипа Мандельштама, мы можем судить по фрагменту из воспоминаний Надежды Мандельштам, пытавшейся фиксировать ее с голоса: «Он (Мандельштам. — Л. Х.) диктовал кусками, главку приблизительно в раз. Перед сеансом диктовки он часто уходил один погулять — на час, а то и на два. Возвращался напряженный, злой, требовал, чтобы я скорее чинила карандаши и записывала. Первые фразы он диктовал так быстро, словно помнил их наизусть, и я еле успевала их записывать. Потом темп замедлялся, но я часто путалась в длинных периодах».24
24. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. М., 1999. С. 203-204.
Дальше начиналась работа с текстом. Заготовка (чаще всего — основная аллитерация или ассонанс) переписывалась и становилась строфой, при этом выправленный текст вычеркивался Маяковским вертикально. Вертикальное зачеркивание через всю строфу (или строфы), чаще всего по диагонали, соседствует в записных книжках с горизонтальным.25 При расшифровке записных книжек очень важно учитывать их функциональное различие. Горизонтально вычеркнут отбракованный в ходе правки текст. Вертикально зачеркнут утвержденный текст, переписанный для дальнейшей работы на другой разворот или в беловик. Эту особенность правки Маяковского отметила текстолог В. А. Арутчева: «В результате работы он или перенумеровывал строфы или переписывал их в нужной последовательности, вычеркивая в записной книжке уже переписанную строфу. Поэтому подавляющее большинство черновиков в книжке перечеркнуто. <...> С карандашного текста сделан беловик, на что указывают перечеркнутые строфы, которые, по мере переписывания, Маяковский одну за другой вычеркивал чернилами».26 Если вычеркнутый наискосок текст передать курсивом, то этот процесс «вертикального зачеркивания» выглядит так:
26. Арутчева В. А. Записные книжки В. В. Маяковского. С. 329, 338. Подробнее о подобном зачеркивании в записной книжке № 55 и в эпилоге стихотворения «Император» см.: Хачатурян Л. В. Вертикальное зачеркивание. К творческой истории стихотворения В. В. Маяковского «Император» // Русская литература. 2019. № 4. С. 154-156.
умолк когда
Отросла за час у маркса
Под толстого борода
Час как частникова такса
Час разросся как года
даже выросла у Маркса
Под толстого борода.
(л. 9)
Правя стихотворение, Маяковский старался вести работу так, чтобы слои текста в записной книжке отделял не просто прочерк или разворот листа, но и временной промежуток. Правка требует диалога. Время, как своеобразный барьер между слоями текста, позволяет посмотреть на «свой» текст как на «чужой» и продолжить диалог с самим собой, в результате которого сможет появиться оптимальный поэтический текст: «Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь, как много легко исправляемого. <...> Умения создавать расстояния и организовывать время (а не ямбы и хореи) должно быть внесено как основное правило всякого производственного поэтического учебника».27
Следующий этап работы касался завершенных строф, или, как их называл Маяковский, «кирпичей» или «глыб».28 В процессе работы над стихотворением взаиморасположение строф неоднократно менялось. Маяковский перенумеровывал их, расставляя в нужной последовательности, начиная и заканчивая произведение ударной строфой. В черновиках стихотворение начинается не первой, а «узловой» строфой, откуда он движется по периферии к его отдельным частям, объединяя «узлы» в общую систему координат, и только в конце работы выстраивает линейную композицию:29 «Наработав приблизительно почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат, и стараясь представить себе производимое впечатление».30 Так, стихотворение «Екатеринбург — Свердловск» в записной книжке начиналось с седьмой строфы:
29. В этом отношении можно не согласиться с замечанием Н. В. Реформатской: «Он (Маяковский. — Л. А.) работает над стихотворением не от начала к концу, последовательно развивая тему, а создает отдельные строфы без всякой видимой внутренней связи» (Реформатская Н. В. Работа Маяковского над циклом стихов «О поэзии» // Литературная учеба. 1937. № 5. С. 60).
30. Маяковский В. В. Как делать стихи. С. 107.
Полунебоскребы лесами
Поднял
чтоб в электричестве мыть
вечера
А рядом хибарка
дыра преисподняя
У этого Как будто у города
нету сегодня
А только завтра
и только вчера
(л. 1)
Вторая строфа («Под Екатеринбургом рыли каратики / Вгрызлись в мертвые породы и руды...»)31 осталась на своем месте, а третья стала первой:
Из снегового
слепящего лоска
Из перепутанных
веток сучьев и хвои
встает внезапно домами
свердловска
особенный город
работник и воин32
(л. 2)
На финальном этапе появлялась лесенка — графически подчеркнутое ритмическое деление строфы: «Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется».33 В маленьком шедевре «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» в ряде строф лесенка появилась только в беловом варианте. А в записной книжке текст выглядит так:
В одном кране
холодная крайне
Кран другой не тронуть рукой
(л. 16)
можешь холодной мыть хохол
горячей пот пор
на кране одном написано хол
на кране другом гор
(л. 18 об.)
* * *
В настоящую публикацию входит первая часть Свердловской записной книжки, включающая черновые редакции четырех стихотворений («Екатеринбург — Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Сердечная просьба») и несколько фрагментов (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Л. 1-9). Орфография приведена в соответствие с современными нормами, сохранен ряд особенностей авторского правописания, графики и пунктуации, отражающих процесс работы Маяковского над текстом. Зачеркнутые слова переданы графически, вертикальное зачеркивание — курсивом. В текстах стихотворений сохранена строфика (тогда, когда она появляется), а также авторское деление страницы короткой горизонтальной чертой. Маргиналии размещаются нами внизу текста.
Альбом для стихов
Полунебоскребы лесами
поднял34
чтоб в электричестве мыть
вечера
А рядом хибарка
дыра преисподняя
У этого Как будто у города
нету сегодня
А только завтра
и только вчера
Под Екатеринбургом
рыли кара<тики?>
вгрызались в мерзлые
породы и руды
Чтоб на грудях коронованной
Катьки
переливались изумруды
Здесь прел Чернов35
Пермь первая
гост<иница> местхоза36
(л. 1)
Из снегового
слепящего лоска
Из перепутанных
веток сучьев и хвои встает внезапно домами
свердловска
особенный город
работник и воин
Грабя и испепеляя
орда какая то
прошла по свердловску
войну волоча
Порол Пепеляев37
Свирепствовал гайда38
Орлом клевался верховный
колчак39
У этого города нету традиций
Бульвара
Дворца
Фонтана
и неги
У вас
на глазах
городище родится
Из воли уральской труда
и энергии
(л. 2)
___________
И грудью И <1 сл. нрзб.> топок дышат дымят тагилы40
_________________
В санях
Промежду
бирж и трестов
Засвисти
во весь
широченный проспект
И41 заколдованное место
Вдруг
Проспект
обрывает разбег
Влез
В лес
_________
Просыпали
в ночь
расчернее могилы
Звезды табачишко
из неба кисета
да трубки заводов
курят исеты42
У шахт в боках
Корпели
Пока из шахт
Октябрь миллионы на улицы
Ринул
И43 разослала
октябрьская ломка
К чертям
орлов Екатерины
И к богу
Екатерины потомка.44
(л. 2 об.)
Потухло
Знамен
и пожаров пламя
И лишь
от него
как будто ожег
Сегодня горит
временам на память
в Свердловском небе
красный флажок
Под ним
с простора
от снега светлого
Встает
Новорожденный
город свердлова
<Внизу страницы:>
Даниил Радомиров45
1918-19
Екатеринослав
Зимний театр46
Эт. Яб.
(л. 3)
Билась голодная советская
наша страна47
дни грохотали
разрывом гранат
Белой араве<так!>
крикнули стой
Красная армия С красной звездой
серые шлемы
с красной звездой
дрянь адмиральская
поп и барон48
лезли с 16-ти
разных сторон49
Шли и деревенские
лезли из шахт
дрались голодные
в рвани и вшах
не для разбоя
битва зовет
мы защищали
поля и завод50
______________
Сия история была
в некоей республике
Баба на базар плыла
А у бабы бублики51
(л. 3 об.)
Били Деникина
Били Махно52
Так же с дороги
Любого смахнем
Славься победами
Во имя веков
Красная армия
Большевиков
Против буржуевых
Новых блокад
Красные птицы
Займут облака
Земля колеблет
В новый поход
Двинуться-дивизии
Красных пехот
С вами сливалось
Победу растя
Сердце рабочих
Сердце крестьян
С первой тревогою
С самых наших низов
Стомиллионные
встанем на зов
Шли танки в атаку
И пулемет татакал
<На полях:>
Помни принятие
Красных присяг53
Лавы буденовых
Пойдут на рысях
Пушка французская
Английский танк
Белым папаша
Антантовский стан
Хрустнул
Поломанный
Крымский хребет54
красная крепнет
в громе побед
(л. 4)
Землю снегом заволокло55
да лишь брюхатые следы волков
И мелкие диких козлов.
____________
рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру56
И лишь по только по следу диких козлов
Брюхатый след волков
Корону вновь на башку
Получить
Корону может на лоб
Получить
Но только вместе с шахтой.57
____________
толи пасха, то/ли рождество
вымыто и насухо
расчищено торжество
и зазвонившие колокола
рассыпались в дамском писке
Ура ура царь государь Николай
император и самодержец
всероссийский
(л. 4 об.)
Снег не маленький
Валенки
Снегу навалено
Валенок
И вижу движется катится ландо
И в этой вот ланде
Сидит военный молодой
в роск холеной бороде
По Тверской шпалерами
стояли рядовые
Перед рядовыми пристава
Приставов глазами едят
Городовые
Так точно Може прикажут арестовать
Полицмейстер крутит на уши
ус
Пристава козыряют слушаюсь
Помню я гимназист
носат неказист
гербах
горбах
<На полях:>
Ваше благородие, арестовать?
(л. 5)
За Исетью где шахты и кручи
За Исетью где ветер свистел
Захмурел приумолк исполкомовский
кучер
И встал на девятой версте
Вселенную снегом заволокло
Ни зги не/видать как на зло
И только следы от брюха волков
По следу диких козлов
Распахнулся весь
роют снег пимы
будто были здесь
нет не здесь мимо
Шесть пудов для веса ровного
В шесть пудов шагает он вам
Будто правит снегов кедров
полком он
Снег хрустит под Парамоновым
Под товарищем предисполкомом58
(л. 5 об.)
Снег заносит косые кровельки
серебрит телеграфную сеть
он схватился за холод
проволоки
И Он остался на ней висеть
На Во всю Сибирь во весь урал
идет метельная мура
Топор тот кедр перетрогал
Здесь топором перетроган
Зарубки под корень коры
У корня под кедром дорога
А в ней император зарыт Лишь тучи штандартами флагами
Плавают
а в тучах птичье вранье
крикливое и одноглавое
кружится вверху ругается воронье
На девятой версте
Так же снег блестел
Уж не этот товарищ лес ли
Это он и есть слезли
____________
Кровожаден провожайте
Под этим под кедром
(л. 6)
Прельщают многих короны лучи
Но что же пожалте сюда палачи
Но знайте все и бояре и шляхта
Корону можно у нас получить
но только вместе с шахтой.
В короне из золотожилья
Башкой в изумрудные
копи
Лежит как его уложили
На лоб драгоценности
Копит
Положили
С коней
Жилы
Коней
(л. 6 об.)
Я сразу вскину две моих пятярни59
Что Я голосую против
Скажите руку твою протяни
не встать мне на повороте
живые так можно в зверинец
их
промежду гиеной и волком
И как ни крошечен толк
от живых
От мертвого меньше толка
Мы повернули истории бег
Старье навсегда провожайте
Коммунист и человек
Не может быть кровожаден
(л. 7)
С диспута вздыхая бурно60
Я вернулся к поздней ночи
Революция культурная,
А революционеры — не очень.
Культурная революция!
И пустились... Каждый вечер
Брызжут слюни фразы льются
пухнут диспуты и речи
Потрясая мыслей кладом
И не глядя на бумажку
Нынче выступил с докладом
Сам товарищ Лунамашко61
Начал с комплиментов
ярых
Распластав язык пластом
Что-то плел о юбилярах
О Шекспире и толстом
он трубил в тонах победных
напрягая мощный тихий рот
что курить ужасно вредно
А читать наоборот
(л. 7 об.)
Трибуна это не клирос
Слушайте милые наркомпросовские няни мужского звания
советский рабочий вырос
и требует точных и просит не соску а знаний
Будто ртом вязал чулок он
безмятежен однотонен говор гладкий
и мелькали вон из зала
бегством уносящиеся спасшиеся пятки
чтоб рассеять эту гроб и мрачность
лектор с грацией слонов
перешел легко и смачно
на малашкина с луной62
рассиявшись потом лысин
тряс шискастой головою
половой
Надо ли рыбу вилкой
есть
Чай хлестать не надо
с блюдца
Это Товарищи это и есть
культурная революция
<На полях:>
орава
браво
гладкий
пятки
(л. 8)
А пока гремело эхо
и ладони били в лад
Лунамашко рысью
ехал
На четырнадц шестнадцатый доклад.
Пел он будто няня им
Тряс шискастой головой
И По воспоминаниям
Крыл беспутство половое
Вновь С час выкладывает в пене
арсенал вегетарьянцев
школьники второй ступени
эти мысли носят в ранце
Рыбу ножиком не есть
Чай в гостях не пейте с блюдца
это вот оно и есть
культурная революция
(л. 8 об.)
умолк когда
Отросла за час у Маркса
Под толстого борода
Час как частникова такса
Час разросся как года
даже выросла у Маркса
Под толстого борода
В заключении
вывод ясен Прямо поп
хотя не в рясе ____________
Комната проходная,63
В театре Корша (бе)64
Ух ты мать моя родная
Пьеска ничего себе
Пускай партер рукоплещет
Браво
Но мы где пошлость везде
Должны а не только имеем право
В десять пальцев свистеть.
Стар<ый> Космодамиан<ский>,65 д. № 8
нов<ый> дом кв. 14
(л. 9)
Библиография
- 1. Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое о Маяковском.
- 2. Бельмен-Ноэль Ж. Воссоздать рукопись, описать черновики, составить авантекст / Пер. О. Торпаковой // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999.
- 3. Березкин А. М. Когнитивные и прикладные аспекты современной текстологии // Русская литература. 2005. № 1.
- 4. Вайнштейн О. Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.
- 5. Грачева А. М. Текстологические проблемы научного издания сочинений писателей первой волны русской эмиграции (Собрание сочинений А. М. Ремизова) // Проблемы текстологии и эдиционной практики = Textologie et pratique editoriale: Опыт французских и российских исследователей: Материалы круглого стола. М., 2003.
- 6. Громова-Опульская Л. Д. Текстология незавершенного (Л. Толстой) // Русская литература. 2002. № 2.
- 7. Грякалова Н., Иванова Е. Записные книжки Александра Блока без купюр // Наше наследие. 2013. № 105.
- 8. Двинятина Т. М. Поэзия И. А. Бунина: основной текст (Проблемы текстологии. III) // Русская литература. 2010. № 1.
- 9. Луи Э. Текста не существует. Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999.
- 10. Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1.
- 11. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. М., 1999.
- 12. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958-1959. Т. 9, 12.
- 13. Реформатская Н. В. Работа Маяковского над циклом стихов «О поэзии» // Литературная учеба. 1937. № 5.
- 14. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л., 1959.
- 15. Хачатурян Л. В. Вертикальное зачеркивание. К творческой истории стихотворения В. В. Маяковского «Император» // Русская литература. 2019. № 4.