Практические исследования экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь в Китае
Практические исследования экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь в Китае
Аннотация
Код статьи
S013128120018509-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Вэй Лиянь  
Должность: Заместитель директора Института государственного управления
Аффилиация: Сямэньский университет
Адрес: 361005, Китай, г. Сямынь, ул. Сыминь 422
Ван Мэнлин
Должность: Магистр управления, Государственный служащий
Аффилиация: Канцелярия народного правительства города Сюаньчэн, провинции Аньхой
Адрес: 361005, Китай, г. Сямынь, ул. Сыминь 422
Выпуск
Страницы
127-138
Аннотация

ЗСТ Фуцзянь стратегически позиционируется как «опытное поле для реформ и инноваций, образцово-показательная зона углубленного экономического сотрудничества между материковым Китаем и провинцией Тайвань, а также как новый пример открытого сотрудничества со странами и регионами, расположенными вдоль Морского Шёлкового пути XXI в.». Здесь проводятся пилотные эксперименты по упрощению государственного администрирования, привлечению инвестиций, ускорению торговых операций, укреплению сотрудничества с Тайванем, построению инклюзивного Морского Шёлкового пути и т.д. Применение инновационных технологий позволило накопить в ЗСТ Фуцзянь ценный практический опыт, готовый к внедрению в других регионах страны. Однако за семь лет существования данной экспериментальной зоны возник ряд нерешенных вопросов. В процессе её дальнейшего развития необходимы корректировка направлений деятельности, упор на развитие её сильных сторон, углубление сотрудничества с провинцией Тайвань и дальнейшая поддержка бизнес-среды.

Ключевые слова
Экспериментальная зона свободной торговли Фуцзянь, пилотные внедрения, инновационная практика, высококачественное обслуживание
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке Проекта государственного фонда социальных наук в Китае (проект 19BGL219), а также при поддержке проекта процветания философии и социальных наук Сямэньским университетом КНР.
Классификатор
Получено
08.02.2022
Дата публикации
16.02.2022
Всего подписок
15
Всего просмотров
853
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

О зоне свободной торговли Фуцзянь

2

Китайская пилотная зона свободной торговли Фуцзянь (далее — ЗСТ Фуцзянь) была открыта 21 апреля 2015 г., став второй из серии экспериментальных зон свободной торговли, учрежденных Государственным советом КНР. Общая площадь ЗСТ Фуцзянь составляет 118,04 км2, зона включает в себя три района: Пинтань (43 км2), Сямэнь (43,78 км2) и Фучжоу (31,26 км2).

3 Главными целями ЗСТ Фуцзянь являются углубление реформ по оптимизации государственных услуг и формирование новой экономической структуры с высоким уровнем доступа для внешнего мира. За семь лет в результате функционирования ЗСТ были получены значительные результаты.
4 8 апреля 2015 г. Государственный совет КНР обнародовал «Комплексный план Китайской пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь» (далее — «Комплексный план»), в котором были выдвинуты задачи по реформированию системы государственного управления инвестиционной деятельностью, углублению сотрудничества с Тайванем, расширению финансовой открытости, а также развитию района Пинтань. Администрация ЗСТ Фуцзянь наметила план внедрения 186 инновационных методов и технологий, направленных на выполнение вышеописанных задач, а также подготовила комплекс соответствующих рекомендаций по их практической реализации. Уже в мае 2018 г. план был выполнен на 97,8%; в общей сложности в систему предоставления государственных услуг удалось внести 310 улучшений, большинство из которых никогда ранее не практиковались ни в материковом Китае, ни в провинции Тайвань1. На этой основе Государственный совет КНР опубликовал документ под названием «Дальнейшее углубление плана реформы и открытости пилотной ЗСТ Фуцзянь», нацеленный на «углубление реформ и открытости, а также на расширение экономического и культурного сотрудничества между провинцией Фуцзянь и Тайванем». По состоянию на апрель 2021 г. строительство ЗСТ Фуцзянь продемонстрировало значительные результаты. Благодаря эффективному внедрению инноваций, удалость добиться высокого уровня открытости для иностранного капитала, повысить эффективность государственного управления и нарастить темпы развития ЗСТ Фуцзянь. Из 480 инновационных методов, опробованных в рамках экспериментальной зоны Фуцзянь за семь лет ее существования, 34 были в дальнейшем внедрены по всей стране2.
1. 蒋巧玲,潘肖升: “福建自贸试验区晒三年“成绩单” 已推出创新举措310项 (Чан Чинлинь, Пань Щаушэн. В результате 3х лет работы пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь были разработаны 310 инновационных мер) // 载福建自贸区门户网. 12.06.2018. URL: http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/9075.html/(дата обращения: 13.02.2020).

2. 卢金福,林先昌:“福建自贸试验区累计推出实施480项创新举措 34项创新成果在全国推广 (Лу Цифун, Линь Сянчан. В ЗСТ Фуцзянь было запущено 480 инновационных мер, из которых 34 были внедрены во всей стране) // 福建自贸区门户网. 14.07.2021. URL:  >>>> (дата обращения: 13.02.2020).
5

Особенности зоны свободной торговли Фуцзянь

6 «Комплексный план» содержит строгую схему функционального позиционирования каждого района ЗСТ Фуцзянь. Первоочередной задачей района Пинтань, являющегося передовой платформой по экономическому сотрудничеству провинции Фуцзянь и Тайваня, назначено строительство международного туристического кластера с целью развития островов района. Такой же подход применяется в отношении районов Сямэнь и Фучжоу: «Комплексный план» основан на уникальных преимуществах каждой местности и содержит подробное указание на их практическое использование. Учёт локальных особенностей позволяет эффективно проводить в жизнь реформы в каждом из районов, а также накапливать уникальные практические знания. Успешный опыт затем внедряется в других районах и способствует развитию всей ЗСТ Фуцзянь.
7 Провинция Фуцзянь расположена на юго-восточном побережье Китая, отделена от острова Тайвань проливом и в то же время является отправной точкой Морского Шёлкового пути. Удачное географическое расположение крайне положительно влияет на инвестиционную среду ЗСТ Фуцзянь. Во-первых, с экономической точки зрения провинция обладает достаточно развитой промышленной базой, а её макроэкономические показатели стабильно растут. В 2020 г. ВВП провинции Фуцзянь составил 4,39 трлн юаней, увеличившись на 3,3% по сравнению с предыдущим годом; объем импорта и экспорта составил 203,3 млрд долл. США, за год увеличившись на 5,3%; сумма фактически использованных прямых иностранных инвестиций составила 5,02 млрд долл. США3. Во-вторых, с точки зрения инфраструктуры Фуцзянь обладает высоким транспортным потенциалом, т.к. в провинции хорошо развиты морские, сухопутные и воздушные виды перевозок. Порты провинции Фуцзянь входят в пятерку крупнейших портов страны и обладают развитым погрузочно-разгрузочным комплексом. В 2020 г. порты провинции располагали 420 причалами, оборудованными для проведения погрузочно-загрузочных работ, из которых 184 причала были способны принимать суда с тоннаже более 10 000 т.4. Что касается пропускной способности воздушного транспорта, в настоящее время в провинции Фуцзянь расположены 6 аэропортов, совокупный пассажиропоток которых в 2020 г. составил 31 818 500 человек, что на 38,5% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем грузовых и почтовых авиаперевозок составил 476 900 т., что на 11,4% ниже по сравнению с результатами 2019 г.5. В-третьих, Фуцзянь обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом: провинция славится хорошим качеством воздуха и самой высокой степенью покрытия территории лесами в Китае.
3. 福建统计年鉴—2021(Ежегодный статистический справочник провинции Фуцзянь—2021)..北京, 中国统计出版社. 2021.

4. 福建省交通厅. 2020 年福建省交通运输行业发展统计公报 (Департамент транспорта провинции Фуцзянь: Статистический бюллетень развития транспортного сектора провинции Фуцзянь—2020). 03.06.2021. URL: https://jtyst.fujian.gov.cn/zwgk/tjxx/gbyjd/202106/t20210603_5607242.htm (дата обращения: 15.01.2022).

5. 福建省交通厅. 2020年福建省交通运输行业发展统计公报 (Департамент транспорта провинции Фуцзянь: Статистический бюллетень развития транспортного сектора провинции Фуцзянь—2020). 03.06.2021. URL: https://jtyst.fujian.gov.cn/zwgk/tjxx/gbyjd/202106/t20210603_5607242.htm (дата обращения: 15.01.2022).
8 Развитие ЗСТ Фуцзянь крайне перспективно, чему способствует партнерство обеих сторон Тайваньского пролива, а также реализация инициативы «Пояс и Путь». По некоторым показателям ЗСТ Фуцзянь превосходит Тайвань: провинция взяла на себя ведущую роль в пилотных проектах, первой начала стимулировать привлечение инвестиций, торговлю и обмен персоналом между двумя сторонами. Инициативность администрации ЗСТ положительно сказывается на репутации провинции и сотрудничестве материкового Китая и Тайваня. Кроме того, являясь отправной точкой Морского Шёлкового пути XXI в., Фуцзянь обладает уникальными возможностями по расширению экономического и торгового сотрудничества со странами и регионами, расположенными вдоль торговых маршрутов мегапроекта. Совокупность вышеперечисленных факторов создает мощную базу для дальнейшего прорыва провинции на пути к расширению открытости внешнему миру.
9

Основные направления развития экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь

10 Провинция Фуцзянь проводит в жизнь реформу «сокращения управленческого аппарата, предоставления больших прав нижестоящим инстанциям, оптимизации системы государственных услуг», стимулирует процесс внедрения нововведений в сферу управления, тем самым значительно сокращая институциональные трансакционные издержки для частных предприятий и государства. В настоящий момент в ЗСТ заложен хороший фундамент для оптимизации бизнес-среды.
11 В июле 2015 г. провинциальные власти делегировали осуществление 253 процедур административного управления районам Фучжоу, Сямэнь и Пиньтан6. Таким образом, провинция Фуцзянь заняла первое место по децентрализации и упразднению административных процедур, опередив Шанхайскую, Гуандунскую и Тяньцзиньскую зоны свободной торговли.
6. 廖丽萍. 253项省级行政许可事项将可由自贸试验区厦门片区办结”:(Лё Липинь. Провинция делегировала 253 административных функции ЗСТ Сямэнь) // 福建日报. 16.11.2015.
12 Не осталась без внимания и хозяйственная система — осуществляются реформы по её оптимизации и снижению нагрузки на предприятия, что способствует повышению жизнеспособности участников рынка. 4 мая 2015 г. администрация ЗСТ Фуцзянь в качестве эксперимента перешла на упрощенную модель «регистрации предприятий, постановки на учет и других сопутствующих процедур», которая значительно облегчила оформление лицензий для компаний и снизила их операционные издержки. Реформа показала положительные результаты и была внедрена по всей стране. С целью эффективного снижения институциональных издержек при доступе к рынку была произведена реформа по дальнейшему упрощению регистрации, совместившей в одном документе свидетельство о регистрации в системе социального страхования с другими необходимыми лицензиями. Опыт перехода на упрощенную модель регистрации был позже внедрен по всему Китаю. Внедрение модели «Единая форма» упростила процесс регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Теперь для учредителей необходимо заполнить одну типовую нормативную форму, объединяющую и стандартизирующую требования всех надзорных, торгово-промышленных и др. служб, и затем подать её в единое многофункциональное окно. К марту 2021 г. в ЗСТ Фуцзянь было создано 107 900 новых предприятий, чей уставный капитал составил 2,35 трлн юаней, что превысило аналогичные показатели до создания ЗСТ в 7 и в 10,6 раз соответственно.
13 Внедрение в работу государственных органов инновационной модели «Интернет + государственные услуги», нацеленной на применение информационных технологий в таких сферах, как регистрация предприятий, система налогообложения и др., показывает хорошие результаты. Замена «ручной» подачи документов на «электронную» в значительной степени оптимизировала работу всех административных служб.
14 В августе 2015 г. в районе Сямэнь была введена продвинутая цифровая система регистрации предприятий. После успешного оформления онлайн-заявки предприятие отправляет оригиналы документов в единое многофункциональное окно, после чего может получить лицензию о регистрации. В апреле 2015 г. власти района Фучжоу взялись за инициативу по запуску мобильной налоговой платформы «Всё на ладони», которая позволяет решать связанные с налогами вопросы в клиентском мобильном приложении, экономя время и ресурсы компаний и частных лиц. Нововведения способны значительно повысить эффективность налоговой системы. Кроме того, в апреле 2019 г. район Пинтань запустил «Интеллектуальную облачную Е-платформу для коммуникации предприятий». Используя модель «Интернет + правительство + бизнес», администрация района Пинтань создает онлайн-платформу, дублирующую весь список услуг, предоставляемых в правительственных учреждениях. В процессе создания цифрового правительства ЗСТ Фуцзянь последовательно «оцифровывает» все больше государственных услуг, благодаря чему уже накоплен богатый опыт по оптимизации сферы государственного управления.
15 ЗСТ Фуцзянь проводит сравнительный анализ передовых международных практик в области регулирования инвестиционной деятельности, стремится к устранению непроработанных моментов в законодательстве и ликвидации препятствий для инвестиционных проектов, прикладывает усилия к упрощению таможенного оформления. Содействуя дальнейшей оптимизации системы управления в области инвестирования и международной торговли, провинция достигла качественно новых результатов, а накопленный ею опыт можно внедрять в других регионах страны.
16 Район Пинтань тестирует экспериментальную модель регистрации инвестиционных проектов под названием «Четыре в одном». Данная инновация нацелена на интеграцию четырех этапов регистрации инвестиционных проектов, начиная от поиска инвестиционных партнеров, заканчивая выдачей лицензии государственным учреждением. При этом на каждом из этапов используются следующие методы: «Единый бланк», «Единое многофункциональное окно», «Единовременная проверка и утверждение», «Единовременная выдача готовых документов». В результате удалось добиться повышения эффективности работы почти в три раза7. На основе принципа «интеграции нескольких нормативных актов в один» в районе Сямэнь проводится дальнейшее углубление реформы, изучается эффективность рабочего механизма «Пять в одном». Суть рабочего механизма заключается в следующем: метод «Единый проект» используется для координации проектов, «Единая платформа» отвечает за их унифицированное управление, «Единое многофункциональное окно» предоставляет комплекс необходимых государственных услуг, «Единый бланк» объединяет материалы всех заявок, а «Единый набор механизмов» стандартизирует операции регистрации8. Результатом внедрения рабочего механизма стало сокращение времени подготовки документов и, как следствие, оперативное принятие решения всеми государственными инстанциями. Благодаря достижению значительных результатов, полученных в результате проведения реформы, рабочий механизм «Пять в одном» в районе Сямэнь стал образцом реформирования и был внедрен по всей стране.
7. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心“福建自贸试验区创新实践探索” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Исследование практики и инноваций пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу). 福州,福建人民出版社.2016. С. 2–5.

8. 福建自贸试验区办公室:“工程建设项目审批“五个一” 打造全国改革试点 “样本””(Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Концепция утверждения строительных проектов «Пять в один». Создание образца экспериментальной площадки для проведения национальных реформ) // 福建自贸区门户网. 30.07.2019. URL: http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/12613.html (дата обращения: 01.02.2020).
17 В едином многофункциональном окне таможенного оформления в ЗСТ Фуцзянь предприятия могут одновременно предоставлять информацию, требуемую различными портовыми службами, например: таможенным управлением, санитарно-эпидемиологической станцией и т.д. Каждая контрольно-надзорная служба напрямую передает отчеты в единое многофункциональное окно, таким образом, предприятия могут получить все соответствующие документы с результатами проверки в одном месте. Единая система документооборота для международных операций экономит время и уменьшает затраты предприятий, что способствует упрощению международной торговли9. По состоянию на апрель 2021 г. на онлайн-платформе «единого многофункционального окна» работает более 40 организаций, система обслуживает оказание более 100 государственных услуг и успешно поддерживает функционирование всей цепи таможенной, портовой, торговой, налоговой и финансовой интеграций10.
9. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心:“福建自贸试验区创新实践探索”(Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Исследование практики и инноваций пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу). 福州,福建人民出版社,2016. С. 63–67.

10. 卢金福:“福建自贸试验区深化改革推出“组合拳”打造优良营商环境” (Лу Цифун. В провинции Фуцзянь предпринята серия мер по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в рамках экспериментальной зоны свободной торговли) // 福建自贸区门户. 23.07.2021. >>>> (дата обращения:16.01.2022).
18 Принцип «Одна декларация, одна проверка, один отчёт» стал краеугольным камнем модели «единой контрольно-надзорной деятельности» в ЗСТ Фуцзянь. Благодаря интеграции систем документооборота и объединению рабочего пространства инспекционных служб, удалось снизить общее количество поданных заявок и проведенных проверок грузовых контейнеров, тем самым повысив эффективность таможенного контроля. С момента внедрения системы «единой проверки» время таможенного оформления сократилось примерно на 40%, экономия человеческих ресурсов надзорных органов достигла около 50%, а затраты на логистику стандартных грузовых контейнеров были сокращены примерно на 600 юаней11. В отношении товаров, подлежащих «взаимному признанию контрольно-надзорными органами», сначала проводится проверка санитарно-эпидемиологической станцией и надзорной службой, затем на основании полученного отчета таможенное управление подтверждает количественные и качественные показатели. Данная процедура способствовала значительному упрощению процессов таможенного оформления.
11. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心:“福建自贸试验区创新实践探索” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Исследование практики и инноваций пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу).福州, 福建人民出版社,2016. С. 78–81.
19

Инновационная модель сотрудничества между провинцией Фуцзянь и Тайванем

20 Администрация ЗСТ Фуцзянь способствует развитию режима свободной торговли с Тайванем посредством внедрения упрощенных процедур таможенного оформления для тайваньских товаров. В районе Пинтань был создан первый «межбереговой» центр по обмену данными надзорных служб и санитарно-эпидемиологического станций, была реализована «Таможенно-торговая сеть» по обмену данными между таможенными управлениями обеих сторон. Управлению по контролю качества, инспекции и карантину провинции Фуцзянь доступна информация о ранее проведенных проверках и санитарно-эпидемиологическом сертификате, выданном другой стороной, еще до непосредственного прибытия товаров в порт ЗСТ. Таким образом, Управление заблаговременно проводит подготовительные процедуры таможенной регистрации, что значительно сокращает время оформления товаров12.
12. 李慧颖:“福建自贸区新增台资企业逾1400家” (Ли Хуэйин. В зоне свободной торговли Фуцзянь открылось 1400 новых предприятий с тайваньским капиталом). 福建日报. 17.04.2017.
21 ЗСТ Фуцзянь применяет различные инновационные методы для развития сотрудничества между провинцией Фуцзянь и Тайванем. Основными принципами партнёрства являются одинаковое отношение к предприятиям, финансируемым из Тайваня и материкового Китая, и курс на расширение открытости по отношению к провинции Тайвань. К концу апреля 2021 г. в ЗСТ насчитывалось 2 758 новых тайваньских предприятий, при этом объем вложенного тайваньского капитала достиг 7,804 млрд долл. США13.
13. 上海社会科学院经济研究所:“福建自贸试验区六周年对台服务特色鲜明”:(Институт экономики Шанхайской Академии Общественных Наук. 6я годовщина создания ЗСТ Фузянь, с особым упором на сотрудничество с Тайванем) // 厦门广电网. 22.08.2021.URL:https://2020.xmtv.cn/xmtv/2021–08–22/ae77aa92b881c93f.html (дата обращения: 20.01.2022).
22 За семь лет работы ЗСТ Фуцзянь привлекла к сотрудничеству большое число тайваньских финансовых учреждений и компаний, благодаря чему был достигнут значительный прогресс в отношениях между двумя берегами пролива. Совместными усилиями была создана система проверки контрагентов на благонадежность, обычной практикой стала выдача трансграничные займов в китайских юанях в провинции Тайвань, началась работа платформы «прямого инвестирования» для предприятий с тайваньским капиталом. Это открыло новые возможности для дальнейшего развития совместной фондовой биржи и двухстороннего сотрудничества. Провинция Фуцзянь ускорила строительство совместного тайваньско-фуцзяньского центра торговли акциями, что позволило решить финансовые проблемы для малых и средних предприятий по обе стороны пролива. К концу апреля 2021 г. на «тайваньской инвестиционной платформе» были представлено 2 462 тайваньских предприятия, а еще 6 были включены в листинг. Таким образом, финансирование предприятий с тайваньским капиталом составило в общей сложности 2,15 млрд юаней14.
14. 陈德提:“福建自贸试验区:在服务和融入新发展格局中走前头迈大步” (Чэнь Дэди. ЗСТ Фуцзянь: первый шаг на пути к переходу на новую модель развития) // 福建自贸区门户网. 26.05.2021. URL: http://ftz.fujian.gov.cn/article/index/aid/17128.html (дата обращения: 16.01.2022).
23 ЗСТ Фуцзянь первой начала реализовать инициативы по активизации трудовой миграции и повышению ее качества, направленные на привлечение тайваньских специалистов к работе на материке. В частности, район Пинтань начал проводить эксперимент по внедрению удостоверения тайваньского соотечественника в виде карты под названием «Нулевое расстояние». Жители Тайваня могут подать заявление на получение этой карты через представительства органов общественной безопасности провинции Фуцзянь, открытых в городах Тайбэй и Тайчжун. Бюро общественной безопасности района Пинтань рассматривает заявку и, в случае одобрения, направляет запрос на оформление пропуска в уездный отдел Управления по въезду и выезду при Департаменте общественной безопасности провинции Фуцзянь. Район Сямэнь взял на себя инициативу по созданию общей молодежной базы предпринимательства. По состоянию на август 2021 г., в рамках данной молодежной базы действуют в общей сложности более 1000 предприятий, в которых трудится около 44 000 молодых тайваньцев15.
15. 福建自贸试验区领导小组办公室 “福建自贸试验区敢闯敢试敢改全力构建全方位推进高质量 发展超越示范区” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь. ЗСТ Фуцзянь принимает смелые решения для развития за пределами экспериментальной зоны) // 福建日报. 10.08.2020.
24 В ЗСТ Фуцзянь созданы комфортные условия по использованию китайского юаня в международных расчетах. В районе Сямэнь оказывается поддержка всем торговым операциям с использованием юаня: расчетам, трансграничному объединению капитала и т.д. Кроме того, здесь идет процесс по формированию наиболее удобного, эффективного и безбарьерного трансграничного инвестиционного канала.
25 В целях содействия реформе валютного контроля в ЗСТ Фуцзянь, филиал Государственного управления валютного контроля издал «Подробные правила для экспериментальных площадок при проведении реформ управления валютным рынком в Китайской пилотной зоне свободной торговли (Фуцзянь)», которые регулярно обновляются в соответствии с практикой проводимых реформ. Реализация мер, перечисленная в правилах, направлена ​​на углубление финансовой открытости и инноваций, дальнейшее смягчения валютного контроля и создание благоприятных финансовых условий для функционирования ЗСТ.
26 В г. Фучжоу стартовал эксперимент по внедрению централизованного управления валютных средств транснациональных компаний. ЗСТ вводит более гибкую систему валютного контроля и ослабляет региональные ограничения на регистрацию прямых иностранных инвестиций внутри страны.
27 В целях решения финансовых проблем малого и среднего бизнеса ЗСТ Фуцзянь проводит реформу в сфере финансовых услуг. Департамент налогообложения провинции Фуцзянь подписал «Банковско-налоговое взаимодействие» — соглашение о сотрудничестве с банковскими структурами. Провинция Фуцзянь также взяла на себя инициативу по созданию «интерактивной онлайн-платформы банковско-налогового взаимодействия», нацеленной на содействие обмену банковскими и налоговыми данными, совместное использование ресурсов и взаимодействие платформ. Таким образом, сотрудничество было переведено из офлайн-формата в онлайн, что сделало передачу данных между банками и налоговыми органами более удобной и оперативной16.
16. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心:“福建自贸试验区创新实践探索” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Исследование практики и инноваций пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу). 福州,福建人民出版社. 2016. С. 48–50.
28 Провинциальные власти уделяют большое внимание развитию пров. Фуцзянь в качестве ключевой зоны Морского Шёлкового пути. Посредством таких мер, как открытие международных маршрутов Тайвань — Фуцзянь — Европа, организации перевозок по Морскому Шёлковому пути, а также созданию товарных торговых платформ под эгидой Морского Шёлкового пути, ведется работа по укреплению сотрудничества со странами, проходящими вдоль всего маршрута мегапроекта.
29 В августе 2015 г. в Сямэне был запущен маршрут Тайвань — Фуцзянь — Европа. Товары из провинции Тайвань, стран Юго-Восточной Азии и других регионов, поступают в порт Сямэнь морским и железнодорожным транспортом, а затем отправляются в Центральную Азию и Европу. В конце 2019 г. было организовано 6 маршрутов, которые охватывают более 30 городов в 12 стран Европы и Центральной Азии, тем самым образуя единый логистический канал, проходящий через Тайваньский пролив и пересекающий всю Евразию. Проект «Морской Шёлковый путь», запущенный 24 декабря 2018 г., является первой в Китае международной платформой по оказанию комплексных логистических услуг в рамках инициативы «Пояс и Путь». По состоянию на конец декабря 2021 г. по 86-ти маршрутам Морского Шёлкового пути были совершены более 6 856 рейсов, их совокупная пропускная способность маршрута составила примерно 7 млн контейнеров.
30 В целях укрепления торговых связей между ЗСТ Фуцзянь и регионами, участвующими в работе инициативы «Пояс и Путь», в ЗСТ планируется создание товарной платформы «Хайсы» (海丝). В тестовом режиме открылся новый трансграничный торговый центр Шёлкового пути, расположенный в районе Пинтань, в котором собраны более 20 000 оригинальных импортных товаров из более чем 20 стран, среди которых присутствуют производители из США, Южной Кореи, Японии, Сингапура и т.д. Торговый центр «Хайсы» в Фучжоу располагает логистическим распределительным центром для импортируемых товаров, что способствует быстрому росту торговли.
31 Надежная система гарантийного обслуживания является важной составляющей поэтапного развития ЗСТ. Зона свободной торговли Фуцзянь, предоставляя рынку достаточную автономию, стимулирует его участников и гарантирует упорядоченное функционирование рынка, способствует успешной реализации инновационных мер путем создания комплексной правоохранительной, надзорной системы, а также системы информирования о благонадежности контрагентов.
32 Централизованная система правоохранительного надзора является залогом благополучия ЗСТ. В экспериментальной зоне тестируется инновационная модель «Интернет + надзор», созданная в качестве информационной платформы для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Она позволяет осуществлять оперативный обмен информацией между контрольно-надзорными органами. Кроме того, Администрация ЗСТ Фуцзянь разрабатывает единую систему раскрытия кредитной информации по трем основным пунктам: обязательстве извещать о рассмотрении и утверждении, оценке кредитоспособности третьих сторон и обязательствам субъектов рынка17.
17. 崔昊:“厦门自贸片区创新推行“信用三公示” 护航经济发展” (Цуй Хао. Зона свободной торговли Сямэнь внедряет инновационную систему раскрытия кредитной информации) // 福建自贸区门户网. 14.01.2019. URL: http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/11112.html (дата обращения: 15.02.2020).
33 Администрация ЗСТ Фуцзянь строго придерживается принципа снижения рисков, работает над системой их предотвращения и контроля, постоянно повышает эффективность надзора путем внедрения инновационных механизмов мониторинга и раннего предупреждения. Системы профилактики и контроля рисков помогают избежать возникновения системных сбоев и снижают вероятность возникновения экстренных ситуаций.
34

Будущее направление развития зоны свободной торговли Фуцзянь

35 Логика дальнейшего развития ЗСТ Фуцзянь опирается на продуманное использование географических преимуществ провинции, равно как на использование накопленного теоретического и практического опыта в сфере оперативного внедрения инноваций. Драйвером для привлечения иностранных инвестиций становится инициатива «Пояс и Путь», в котором ЗСТ должна занять особое место в качестве ключевого звена в цепи глобальной поставки товаров.
36 Кроме того, крайне важным фактором для развития ЗСТ Фуцзянь является увеличение масштабов сотрудничества материкового Китая и Тайваня. Внедрение инновационных методов таможенного контроля приведет к повышению общего благосостояния двух сторон, что, в свою очередь, повлияет на интенсивность культурных и образовательных контактов.
37 Нельзя останавливаться на достигнутых успехах в сфере «сокращения управленческого аппарата и предоставления большего количества полномочий нижестоящим органам власти». Экспериментальный формат ЗСТ Фуцзянь открывает перед властями провинции уникальные возможности по дальнейшему реформированию системы государственного администрирования, от результатов которого зависит облик будущего Китая18.
18. 刘祺、马长俊:“自贸区“放管服”改革的成效、困境及对策—以上海、广东, 福建, 天津自贸区为分析蓝本” (Лю Ци, Ма Чанцзюнь. Результаты, сложности и контрмеры реформ «сокращения управленческого аппарата и предоставления больших прав нижестоящим органам власти» в зонах свободной торговли — анализ зон свободной торговли Шанхая, Гуандуна, Фуцзяня и Тяньцзиня) // 新视野. 2020. C. 37–42.

Библиография

1. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心 “福建自贸试验区创新实践探索” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: изучение инновационных практик в пилотной зоне свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу). 福州, 福建人民出版社. 2016.

2. 福建自贸试验区办公室:“工程建设项目审批“五个一” 打造全国改革试点“样本”” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Концепция утверждения строительных проектов «Пять в одном») // 福建自贸区门户网. 30.07.2019. URL: http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/12613.html (дата обращения: 01.02.2020).

3. 福建自贸试验区领导小组办公室, 福建自贸区发展研究中心:“福建自贸试验区创新实践探索” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь, Исследовательский центр развития пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь: Исследование опыта практических инноваций пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь, Фучжоу). 福州, 福建人民出版社. 2016.

4. 蒋巧玲,潘肖升: “福建自贸试验区晒三年“成绩单” 已推出创新举措310项 (Чан Чинлинь, Пань Щаушэн. В результате 3 х лет работы пилотной зоны свободной торговли Фуцзянь были разработаны 310 инновационных мер) // 载福建自贸区门户网. 12.06.2018. URL:http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/9075.html/ (дата обращения: 13.02.2020).

5. 福建省交通厅. 2020年福建省交通运输行业发展统计公报 (Департамент транспорта провинции Фуцзянь: Статистический бюллетень развития транспортного сектора провинции Фуцзянь — 2020). 03.06.2021. URL: https://jtyst.fujian.gov.cn/zwgk/tjxx/gbyjd/202106/t20210603_5607242.htm (дата обращения: 15.01.2022).

6. 福建统计年鉴 — 2021(Ежегодный статистический справочник провинции Фуцзянь — 2021)..北京, 中国统计出版社. 2021.

7. 卢金福,林先昌:“福建自贸试验区累计推出实施480项创新举措 34项创新成果在全国推广 (Лу Цифун, Линь Сянчан. В ЗСТ Фуцзянь было запущено 480 инновационных мер, из которых 34 были внедрены во всей стране). // 福建自贸区门户网. 14.07.2021. URL: http://ftz.fujian.gov.cn/article/index/aid/16878.html (дата обращения: 13.02.2020).

8. 上海社会科学院经济研究所:“福建自贸试验区六周年对台服务特色鲜明” (Институт экономики Шанхайской Академии Общественных Наук. 6 я годовщина создания ЗСТ Фузянь, с особым упором на сотрудничество с Тайванем) // 厦门广电网. 22.08.2021. URL: https://2020.xmtv.cn/xmtv/2021–08–22/ae77aa92b881c93f.html (дата обращения: 20.01.2022).

9. 廖丽萍: 253项省级行政许可事项将可由自贸试验区厦门片区办结” (Лё Липинь. Провинция делегировала 253 административных функции ЗСТ Сямэнь) // 福建日报. 16.11.2015.

10. 卢金福:“福建自贸试验区深化改革推出“组合拳”打造优良营商环境” (Лу Цифун. В провинции Фуцзянь предпринята серия мер по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в рамках экспериментальной зоны свободной торговли) // 福建自贸区门户. 23.07.2021. URL: http://ftz.fujian.gov.cn/article/index/aid/16889.html (дата обращения:16.01.2022).

11. 李慧颖:“福建自贸区新增台资企业逾1400家” (Ли Хуэйин. В Зоне свободной торговли Фуцзянь открылось 1400 новых предприятий с тайваньским капиталом). 福建日报. 17.04.2017.

12. 陈德提:“福建自贸试验区:在服务和融入新发展格局中走前头迈大步” (Чэнь Дэди. ЗСТ Фуцзянь:первый шаг на пути к переходу на новую модель развития) // 福建自贸区门户网. 26.05.2021. URL: http://ftz.fujian.gov.cn/article/index/aid/17128.html (дата обращения: 16.01.2022).

13. 刘祺、马长俊:“自贸区“放管服”改革的成效、困境及对策—以上海、广东, 福建, 天津自贸区为分析蓝本” (Лю Ци, Ма Чанцзюнь. Результаты, сложности и контрмеры реформ «сокращения управленческого аппарата и предоставления больших прав нижестоящим органам власти» в зонах свободной торговли — анализ зон свободной торговли Шанхая, Гуандуна, Фуцзяня и Тяньцзиня) // 新视野. 2020.

14. 福建自贸试验区领导小组办公室 “福建自贸试验区敢闯敢试敢改全力构建全方位推进高质量 发展超越示范区” (Администрация пилотной зоны свободной торговли провинции Фуцзянь. ЗСТ Фуцзянь предпринимает смелые шаги для развития за пределами экспериментальной зоны). // 福建日报. 10.08.2020.

15. 崔昊:“厦门自贸片区创新推行“信用三公示” 护航经济发展” (Цуй Хао. Зона свободной торговли Сямэнь внедряет инновационную систему раскрытия кредитной информации) // 福建自贸区门户网. 14.01.2019. URL: http://www.china-fjftz.gov.cn/article/index/aid/11112.html (дата обращения: 15.02.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести