Некоторые аспекты деятельности «политических» банков КНР на современном этапе
Некоторые аспекты деятельности «политических» банков КНР на современном этапе
Аннотация
Код статьи
S013128120018450-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сербина Екатерина Михайловна 
Должность: аспирантка, Центр экономических и социальных исследований
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
111-126
Аннотация

«Политические» банки КНР (Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая) созданы для финансирования национальных проектов внутри КНР и за рубежом. Банки играют важную роль в кредитовании «зеленых» и социальных проектов, льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, в 14 ю пятилетку (2021-2025 гг.) ожидается приток финансирования в научно-техническую сферу.

Для осуществления таких масштабных проектов «политические» банки нуждаются в постоянном притоке средств. В статье проведен анализ основных источников фондирования банков, среди которых главным для всех трех является выпуск облигаций и кредиты от Народного банка Китая, предоставляемые с целью последующего перекредитования. Эти источники характеризуются надежностью и постоянством, однако существуют и риски, включая лимитированность ресурсов ликвидности в целом, кредитование стратегически важных, но низкодоходных проектов, превалирование средне- и долгосрочного кредитования, подразумевающего долгий срок погашения займов, возрастающая конкуренция со стороны местных администраций, также наделенных правом выпуска облигаций, и другие факторы. Наличие достаточного количества капитала важно и по причине того, что эти банки играют роль одного из ключевых инструментов для контрциклического регулирования в процессе стабилизации экономики, когда через банки средства направляются в наиболее уязвимые отрасли, как это происходило в период пандемии.

Для повышения финансовой эффективности «политических» банков необходимо принятие отдельного закона об их деятельности, упор на развитие не только государственных, но и коммерческих проектов, предоставление региональным филиалам большей самостоятельности в поиске и выборе проектов с учетом местной специфики (в т. ч. за рубежом), диверсификация источников поступления ликвидности в банк, внедрение компенсации убытков в случае невозврата займов, совершенствование системы управления рисками и др. В целом назрела необходимость проведения следующего этапа банковской реформы, осуществление которого можно ожидать в 2022-2023 гг.

Ключевые слова
Государственный банк развития Китая, Эксимбанк Китая, Банк развития сельского хозяйства Китая, «политические» банки, финансовые институты, контрциклическое регулирование
Классификатор
Получено
02.02.2022
Дата публикации
16.02.2022
Всего подписок
15
Всего просмотров
845
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 «Политические»1 банки КНР — Государственный банк развития Китая (ГБРК), Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк Китая), Банк развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) — являются основными источниками финансирования значимых национальных проектов, играют важную роль в поддержании баланса современной финансовой системы Китая2, выступают в качестве инструмента денежно-кредитной политики, в том числе как один из контрциклических регуляторов для поддержания стабильности экономики за счет выделения им средств Народным банком Китая для последующего перекредитования. Финансирование, предоставляемое этими банками, репрезентирует собой способ участия правительства в распределении денежных ресурсов в ответ на «рыночные сбои»3, а также способствует реализации внутренних и международных стратегических проектов4.
1. Термин «политические» указывает на принадлежность государству и не означает вовлеченность банков в политику либо осуществление каких-либо политических функций. Все три банка контролируются Госсоветом КНР.

2. 余南平, 梁菁: 金融危机下政策性金融机构抗压能力研究—以美、德、日三国为例的比较 (Юй Наньпин, Лян Цзин. Исследование способности «политических» финансовых институтов противостоять давлению во время финансового кризиса. На примере США, Германии и Японии) // 华东师范大学学报. 2010年. 第 42 (05) 期. 第 105–112 页. URL: https://kns.cnki.net/kns8/defaultresult/index (дата обращения: 19.12.2021).

3. 白钦先, 张坤: 政策性金融公共性与财政性公共性的比较研究 (Бай Циньсянь, Чжан Кунь. Сравнительное исследование политического финансирования и публичного финансирования) // 中央财经大学学报. 2014年. 第10 期. 第 26–31页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield= fn&QueryID=4&CurRec=1&recid=&FileName=ZYCY201410005&DbName=CJFD2014&DbCode=CJFD&yx=&pr=&URLID= (дата обращения: 19.12.2021).

4. «Политические» банки были созданы в 1994 г. для финансирования крупномасштабных проектов с государственным участием, также к ним перешла функция политического финансирования, которую ранее выполняли коммерческие банки с госучастием (преимущественно Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Строительный банк Китая и Банк Китая).
2

Основные источники фондирования «политических» банков

3 Масштабность стоящих перед «политическими» банками задач проявляется в том, что банки сосредоточены на финансировании крупных долгосрочных и среднесрочных проектов, предусматривающих большие объемы денежных вливаний и длительные сроки возврата ссуд. В этой связи представляется важным проанализировать механизм фондирования банков для понимания источников поступления денежных средств.
4 Главным ресурсом фондирования для всех трех банков выступает выпуск облигаций5. Облигации в основном выпускаются на межбанковском рынке и выкупаются коммерческими банками, есть примеры пилотных выпусков облигаций на биржах, в том числе на международном рынке облигаций (БРСХК в 2018 г. выпустил облигации на Люксембургской фондовой бирже), а также на внебиржевом рынке.
5. Савинский С.П., Смахтин Д.А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2007. № 5. С. 63–68.
5 Облигации выпускаются в местной и в иностранных валютах, в долговом портфеле преобладают юаневые облигации на внутреннем рынке6. В 12ю и 13ю пятилетки доля облигаций в объеме привлеченных обязательств у «политических» банков превалировала и оставалась примерно на уровне 70%, в денежном эквиваленте наблюдался рост, наиболее очевидный у ГБРК — с 7359,5 млрд в 2015 г. до 10722,1 млрд юаней в 2020 г. (см. Диаграмма 1).
6. Вдовин А.Н. Модели фондирования банков развития Китая и Японии: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 24–40.
6 Диаграмма 1 / Chart 1
7 Доля облигаций в объеме привлеченных обязательств ГБРК, Эксимбанка Китая, БРСХК на конец 12й и 13й пятилеток (2015, 2020 гг., млрд, юани)
8 The share of bonds in the volume of attracted liabilities for CDB, Eximbank of China, ADBC by the end of the 12th and 13th Five-Year Plans
9 Составлено и рассчитано по: Вдовин А.Н. Модели фондирования банков развития Китая и Японии: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 24–40; 中国开发银行年度报告2015–2020年 (Годовые отчеты ГБРК за 2015, 2020 гг.). 北京, 2015, 2020. URL: http://www.cdb.com.cn/English/gykh_512/ndbg_jx/2019_jx/ (дата обращения: 19.12.2021); 中国进出口银行年度报告2015, 2020年 (Годовые отчеты Эксимбанка Китая 2015, 2020 гг.). 北京, 2015, 2020. URL: http://english.eximbank.gov.cn/News/ AnnualR/2019/ (дата обращения: 19.12.2021); 中国农业发展银行2015, 2020年 (Годовые отчеты БРСХК 2015, 2020 гг.). 北京, 2015, 2020. URL: http://www.adbc.com.cn/en/n1064/ n1071/index.html (дата обращения: 19.12.2021).
10 У ГБРК вторым по объему источником финансирования выступают депозиты финансовых институтов и клиентов (4046,8 млрд юаней в 2020 г.), клиентами выступают компании — юридические лица. На третьем месте — займы от правительства и финансовых институтов (499,1 млрд юаней в 2020 г.) (см. Таблица 1). Займы от правительства представляют собой кредиты под залог (pledged supplementary lending), предоставляемые через Комитет по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР, Народный банк Китая, Минфин КНР для последующего перекредитования7.
7. С 2014 г. НБК начал выдавать такие кредиты «политическим» банкам, кредиты являются обеспеченными, т. е. требуют залоговых активов.
11 Таблица 1 / Table 1
12 Основные источники фондирования ГБРК в 2015–2020 гг. (млрд, юани)
13 Main sources of CDB’s funding during 2015–2020 (bln, RMB)
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Займы правительства и финансовых институтов 361,2 361,8 366,9 428,3 458,7 499,1
Депозиты финансовых институтов и клиентов* 3360,4 4390,8 5334,7 4900,3 4514,6 4046,8
Долговые ценные бумаги и субординированные облигации 7359,5 7898,5 8446,6 9108,4 9735,8 10722,1
Прочее 468,3 526,7 570,6 442,1 401,7 354,9
Всего 11549,4 13177,8 14718,8 14879,1 15110,8 15622,9
Источники: 中国开发银行年度报告2015–2020年 (Годовые отчеты ГБРК за 2015–2020 гг.). 北京, 2015–2020. URL: http://www.cdb.com.cn/English/gykh_512/ndbg_jx/2019_jx/ (дата обращения: 19.12.2021).
14 * «Политические» банки имеют право открывать депозиты компаниям — юридическим лицам.
15 В 2020 г. у Эксимбанка Китая выросли в более чем 2,4 раза займы от Народного банка Китая, который в связи с пандемией в рамках принимаемых правительством мер увеличил предоставление льготных займов финансовым институтам. По причине пандемии почти в два раза по сравнению с 2019 г. снизился объем депозитов от других финансовых институтов (с 801,9 млрд до 462,3 млрд юаней) и в 8 раз с 22,4 млрд до 2,7 млрд юаней снизился объем платы за использование средств, которые Эксимбанк привлек в долг (проценты к уплате). Основным источником фондирования у Эксимбанка оставались выпущенные облигации (см. Таблица 2).
16 Таблица 2 / Table 2
17 Основные источники фондирования Эксимбанка Китая в 2015–2020 гг.
18 Main sources of Eximbank of China’s funding during 2015–2020 (bln, RMB)
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Займы Народного банка Китая 7,9 70,0 174,9 198,2 121,2 294,4
Депозиты банков и других финансовых институтов 381,3 420,8 415,8 765,5 801,9 462,3
Межбанковские заимствования 75,3 51,1 59,8 48,3 88,1 67,1
Выпущенные производные финансовые инструменты (деривативы) 1,7 8,3 6,1 6,4 9,5 6,6
Репо 4,3 5,0 4,9 2,7 24,9 7,5
Депозиты клиентов 81,5 156,2 175,5 225,2 179,8 157,8
Проценты к уплате 2,7 4,2 5,3 9,1 22,4 2,7
Облигации 1940,5 2266,9 2470,8 2599,5 2978,4 3696,5
Прочее 28,9 37,7 26 30,6 29,1 29,5
Всего 2524,1 3020,2 3339,1 3885,5 4255,3 4724,4
Источники: 中国进出口银行年度报告2015–2020年 (Годовые отчеты Эксимбанка Китая 2015–2020 гг.). 北京, 2015–2020. URL: http://english.eximbank.gov.cn/News/AnnualR/ 2019/ (дата обращения: 19.12.2021).
19 У БРСХК также превалирует фондирование за счет выпуска облигаций, вторым источником являются депозиты банков и других финансовых институтов (см. Таблица 3). Объем выпуска облигаций значительно увеличился в 2020 г. по сравнению с 2019 г. — на 748,8 млрд юаней в связи с необходимостью привлечения средств для борьбы с пандемией и ее последствиями, также наблюдался заметный рост заимствований от НБК (на 95,9 млрд юаней) на фоне резкого сокращения депозитов от других банков и иных финансовых институтов — с 285,5 млрд до 1,4 млрд юаней.
20 Таблица 3 / Table 3
21 Основные источники фондирования БРСХК в 2015–2020 гг. (млрд, юани)
22 Main sources of ADBC’s funding during 2015–2020 (bln, RMB)
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Заимствования от Народного банка Китая 305,8 562,0 694,2 678,4 681,4 777,3
Депозиты банков и других финансовых институтов 63,8 25,3 14,3 285,2 285,5 1,4
Депозиты 863,6 1429,1 1452,9 1388,6 1213,7 1069,9
Облигации 2750,1 3389,0 3813,1 4201,4 4509,9 5258,7
Прочее 101,1 92,3 111,4 145,6 145 159,4
Всего 4084,4 5497,7 6085,9 6699,2 6835,5 7266,7
Источники: 中国农业发展银行2015–2020年 (Годовые отчеты БРСХК 2015–2020 гг.). 北京, 2015–2020. URL: http://www.adbc.com.cn/en/n1064/n1071/index.html (дата обращения: 19.12.2021).
23 В 13ю пятилетку «политические» банки наращивали объем выпуска «зеленых» облигаций. В 2016 г. БРСХК выпустил «зеленых» облигаций на сумму в 1 млрд юаней, ГБРК — на 3 млрд юаней, в 2020 г. ГБРК увеличил объем до 15 млрд юаней.
24 Еще одним источником фондирования выступают государственные вливания в капитал «политических» банков8. Уровень достаточности капитала важен для покрытия значимых рисков, финансовой устойчивости банка. Также это значимо для соответствия внутренним требованиям9 и, потенциально, международным требованиям, выдвигаемым Базельским комитетом по банковскому надзору к нормативам достаточности капитала банков (Базель ⅠⅠⅠ, 2010 г.)10 — 8%. В настоящее время уставной капитал ГБРК составляет 421,2 млрд юаней, коэффициент достаточности капитала — 11,57%, Эксимбанка Китая — 150 млрд юаней, коэффициент достаточности капитала — 12,77%, БРСХК — 57 млрд юаней, коэффициент достаточности капитала — 5,03%11. Стоимость этих средств и связанные с ними риски как правило минимальны, не достаточны для обеспечения последующей деятельности банка.
8. 彭洪寿: 当前我国政策性银行的资金来源问题研究—以中国农业发展银行为例 (Пэн Хуншоу. Исследование источников фондирования «политических» банков Китая. На примере Банка развития сельского хозяйства Китая) // 中国商论. 2020 年. 第14 期. 第42–44页. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname= CJFDLAST2020&filename=ZGSM202014016&uniplatform=NZKPT&v=1wFayhMuEtxCnHOqM11ARLTEHyQhoB0i6Qd2u2ACBYxDMhLLnxLrQpbX2KETIyMc (дата обращения: 19.12.2021).

9. Согласно требованиям Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР, уровень достаточности капитала для коммерческих банков составляет 10,5%, для “большой четверки” (Торгово-промышленный банк Китая, Банк Китая, Строительный банк Китая, Банк развития сельского хозяйства Китая) — 11,5%, текущий средний уровень — 14,5%. Для «политических» банков можно предположить желательный уровень в 11,5%.

10. Китай является страной-членом Базельского комитета по банковскому надзору. Сейчас Базельские нормативы к «политическим» банкам не применяются, однако в исследованиях поднимаются вопросы о ситуации, если требования начнут распространяться на эти банки в связи с увеличением их влияния на международной финансовой арене. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09538259.2021.1977541 (дата обращения: 19.12.2021).

11. У БРСХК очевидно низкий показатель, и правительство заявляет о внимании к проблеме и понимании ее наличия. Например, в 2015 г. Минфин КНР произвел прямое вливание в капитал банка 37 млрд юаней, доведя его до 57 млрд юаней. В 2017 г. Комитет по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР подготовил пакет мер по регулированию и надзору за деятельностью БРСХК, среди которых упоминалась и проблема достаточности капитала.
25 Следующим источником финансирования являются депозиты. В отличие от коммерческих банков, имеющих возможность принимать депозиты от населения, «политические» банки ограничиваются корпоративными и межбанковскими депозитами.
26 Еще одним ресурсом финансирования выступают средства в виде кредитов от НБК. «Политические» банки ориентированы на предоставление долгосрочного и среднесрочного кредитования государственных проектов, что подразумевает низкую эффективность, длительные сроки получения прибыли с одной стороны и высокие риски с другой. В связи с этим, «политические» банки получают кредиты от НБК по ставкам ниже, чем коммерческие банки. Среди предоставляемых кредитов есть кредиты под залог, их использование позволяет банку иметь ликвидность для решения стратегических задач, поставленных государством и направленных на наиболее нуждающиеся отрасли, что означает высокие риски и долгий срок возврата вложенных средств. Остаток задолженности трех банков к августу 2021 г. составил 2910,5 млрд юаней12, что более чем в 1,5 раза больше показателей марта 2016 г. — 1260,3 млрд юаней13. Постоянное увеличение задолженности по таким кредитам свидетельствует о том, что использование данного способа получения средств является малоэффективным и целесообразно к применению исключительно в чрезвычайных ситуациях, как это было сделано в период пандемии. Помимо вышеперечисленного ресурсами фондирования выступают репо, деривативы и другие источники.
12. 2021年8月抵押补充贷款发展情况 (Ситуация с задолженностью по залоговым кредитам на август 2021 г.). 中央银行货币政策司. URL: http://www.pbc.gov.cn/zhengcehuobisi/125207/125213/2161446/2161457/4329873/index.html (дата обращения: 19.12.2021).

13. 央行: 8月国家开发银行、中国进出口银行、中国农业发展银行净归还抵押补充贷款1046亿元
27 «Политические» банки слишком полагаются на эмиссию облигаций, однако на рынке есть много внешних факторов, которые влияют на их доходность. Кроме того, «политические» банки ограничены в источниках получения денежных средств14. Существует тенденция к увеличению объема кредитования малого и среднего бизнеса, что потенциально может сократить кредитные средства банков, местные власти также выпускают государственные облигации, что приведет к пересмотру облигационной политики по причине возрастающей конкуренции.
14. 王国刚,董裕平: 中国金融体系改革的系统构想 (Ван Гоган, Дун Юйпин. Концепция реформы финансовой системы Китая) // 经济学动态. 2015年.第3期.第 9–21页. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015& filename=JJXD201503003&uniplatform=NZKPT&v=Qa5HER4SswZtOccIZZjoyTnz4wiyiflJ6eR-cXlYyzYsW76tORwZq15nXX4OF706 (дата обращения: 19.12.2021).
28 Китайское правительство предпринимает усилия для того, чтобы стимулировать привлечение иностранного финансирования для «политических» банков15. В апреле 2021 г. ГБРК и БРСХК получили право выпускать облигации без андеррайтинга (underwriting), элиминировав тем самым функцию андеррайтера (посредник). В результате иностранные инвесторы получили возможность покупать облигации напрямую у банков без посредников, что означает удешевление ресурсов, сокращение времени оформления сделок и др.
15. Zhang Yuzhe, Luo Meihan. China Policy Banks Test New Bond Issuance Program, Spelling Bed News for Middlemen // Caixin Global. 30.04.2021. URL: https://www.caixinglobal.com/2021–04–30/china-policy-banks-test-new-bond-issuance-program-spelling-bad-news-for-middlemen-101704702.html (дата обращения: 19.12.2021).
29

Роль «политических» банков в качестве инструмента контрциклического регулирования

30 Вопрос фондирования «политических» банков также важен в связи с тем, что они используются в качестве одного из инструментов контрциклического регулирования в процессе экономических преобразований16. Во время финансовых кризисов 2007–2008 и 2014–2015 гг. эти банки существенно наращивали объем активов, особенно в период 2014 —2015 гг. (см. Таблица 4), за счет залоговых кредитов, которые в рамках контрциклических мер предоставлял НБК. В 2014 г. объем кредита составил 381,3 млрд юаней, в 2015–2018 гг. — от 600 млрд до 1 трлн юаней17. Например, активы ГБРК в 2015 г. увеличились по сравнению с 2014 г. на 22,32% до 12,619 трлн юаней.
16. Контрциклическое регулирование применяется Центробанками (включая Народный банк Китая) в качестве одного из типов денежно-кредитной политики с учетом цикличности развития экономики для того, чтобы избежать кризисных явлений в экономике.

17. 陈彦达: 政策性银行逆周期调节作用发挥研究 (Чэнь Яньда. Исследование роли «политических» банков в контрциклическом регулировании) // 企业经济. 2020年. 第39(12)期. 第 154–160页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=15&CurRec=1&recid=&FileName= QUIT202012019&DbName=CJFDLAST2021&DbCode=CJFD&yx=A&pr=&URLID=36.1004.F.20201208.1353.018 (дата обращения: 19.12.2021).
31 Таблица 4 / Table 4
32 Динамика роста активов «политических» банков в 2012–2019 гг. (трлн, юани)
33 Policy banks’ assets growth during 2012–2019 (trln, RMB)
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
ГБРК 7,5 8,2 10,3 12,6 14,4 15,9 16,2 17,1
Эксимбанк 1,6 1,8 2,4 2,8 3,4 3,6 4,2 5,04
БРСХК 2,3 2,6 3,2 4,2 5,6 6,2 6,8 7,01
Источники:中国开发银行年度报告2012–2019年 (Годовые отчеты ГБРК за 2012–2019 гг.). 北京, 2012–2019. URL: http://www.cdb.com.cn/English/gykh_512/ndbg_jx/2019_jx/ (дата обращения: 19.12.2021); 中国进出口银行年度报告2012–2019年 (Годовые отчеты Эксимбанка Китая 2012–2019 гг.). 北京, 2012–2019. URL: http://english.eximbank.gov.cn/ News/AnnualR/2019/ (дата обращения: 19.12.2021); 中国农业发展银行2012–2019年 (Годовые отчеты БРСХК 2012–2019 гг.). 北京, 2012–2019. URL: http://www.adbc.com.cn/ en/n1064/n1071/index.html (дата обращения: 19.12.2021).
34 В сентябре 2019 г. на заседании Комитета по финансовой стабильности и развитию КНР было объявлено об углублении реформы «политических» банков, их использования в роли контрциклического регулятора. Примером таких мер стал факт предоставления НБК займа в объеме 24,6 млрд юаней в виде кредитования под залог для последующего финансирования проектов. Существует экспертное мнение о том, что денежные средства используются для финансирования частных предприятий. Это является продолжением реформы банков по расширению их функций кредитования не только масштабных проектов, но и микро-, малых и средних предприятий. Для повышения эффективности финансирования последних необходимо разрабатывать новые модели, в т.ч. и такую, где эти банки становятся посредниками между государством и частным бизнесом. Возобновление кредитования под залог и является примером применения такой схемы.
35 Банки сохраняют стабильную позицию по объему активов — в 2017 г. совокупные активы трех банков составляли 25,53 трлн юаней (10,11% от всех банковских финансовых институтов) (см. Диаграмма 2), в 2018 г. они достигли 27,22 трлн юаней (10,16% всех банковских финансовых институтов Китая), объем кредитов в иностранной и национальной валютах превысил 20,2 трлн юаней (14,25% всех банковских кредитов). На конец 2019 г. объем активов превысил 29,24 трлн юаней.
36 Диаграмма 2 / Chart 2
37 Объемы активов банковских финансовых институтов КНР (сентябрь 2017 г.)
38 The volume of assets of the PRC’s banking financial institutions (September 2017)
39 Источник: Цзя Сун. Банковская система в ходе экономической реформы КНР (конец ⅩⅩ — начало ⅩⅩⅠ в.) / автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.14 (Место защиты: Ин-т Дальнего Востока РАН).
40 По мнению китайских экспертов, в настоящее время «политические» банки главным образом используются в качестве инструмента поддержания и стимулирования экономики в двух ролях: предоставление недорогого адресного финансирования (抬 — тай, подъем) и избавление от долгового риска посредством участия в долговых свопах для снижения высокого кредитного плеча и ослабления давления на предприятия-должников (化 — хуа, урегулирование)18.
18. 陈彦达: 政策性银行逆周期调节作用发挥研究 (Чэнь Яньда. Исследование роли «политических» банков в контрциклическом регулировании) // 企业经济. 2020年. 第39(12)期. 第 154–160页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=15&CurRec=1&recid=&FileName= QUIT202012019&DbName=CJFDLAST2021&DbCode=CJFD&yx=A&pr=&URLID=36.1004.F.20201208.1353.018 (дата обращения: 19.12.2021).
41 Ключевыми проблемами, оказывающими существенное влияние на эффективное привлечение «политических» банков в качестве инструментов контрциклических мер, являются: 1) несоответствие сроков погашения активов и пассивов, операционных расходов с доходами; 2) разделение на политически и коммерчески ориентированные задачи.
42 Банки кредитуют преимущественно инфраструктурные, социально значимые проекты, период окупаемости которых достигает нескольких десятков лет. Наличие ликвидности в банке пополняется в основном за счет средств, полученных от выпуска облигаций, но доля непогашенных долговых бумаг превышает 50%. В 2018 г. доля непогашенных долговых бумаг, выпущенных ГБРК, составила 61,22%, БРСХК — 62,72%, Эксимбанком Китая — 66,9% от общего числа выпущенных. Средний срок погашения по долговым бумагам за период с апреля 1994 г. по май 2020 г. составил 5,89 лет, а объем облигаций со сроком погашения более 10 лет составляет 3,19% (см. Таблица 5), что указывает на несоответствие сроков погашения активов и пассивов и ведет к тому, что полученные средства от новых выпусков ценных бумаг идут не на проекты, а на погашение имеющихся долговых обязательств.
43 Таблица 5 / Table 5
44 Сроки погашения долговых бумаг «политических» банков
45 Policy banks’ debt securities maturity period
Срок погашения Объем выпуска (млрд, юани) % от общего объема
1 год и менее года 6021,6 15,6
1–5 лет 17049,3 44,2
5–10 лет 14264,8 37,0
10–20 лет 942,5 2,4
Более 20 лет 290,9 0,8
Общий объем 38569,1 100
Источник: 陈彦达: 政策性银行逆周期调节作用发挥研究 (Чэнь Яньда. Исследование роли «политических» банков в контрциклическом регулировании) // 企业经济. 2020年. 第39(12)期. 第 154–160页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID= 15&CurRec=1&recid=&FileName=QUIT202012019&DbName=CJFDLAST2021&DbCode= CJFD&yx=A&pr=&URLID=36.1004.F.20201208.1353.018 (дата обращения: 19.12.2021).
46 Председатель Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР Го Шуцин отмечал в планах на 2020 г., что кредиты «политических» банков малым и средним предприятиям вырастут на 1 трлн юаней по сравнению с 2019 г., финансирование будет осуществляться через региональные банки путем перекредитования. В результате увеличиваются активы банка (за счет выданных кредитов) и создается недостаток пассивов, в то время как соотношение доли активов и пассивов (баланс) является основным показателем устойчивости банков.
47 Купонная ставка пятилетних облигаций «политических» банков ниже, чем у коммерческих банков, но выше, чем у государственных (казначейских) облигаций. В феврале-марте 2020 г. спред между ставками специальных облигаций, выпущенных «политическими» банками на нужды борьбы с коронавирусом, и казначейскими облигациями сузился, так как облигации «политических» банков выпускались по специальным льготным (низким) ставкам. 5 февраля 2020 г. БРСХК выпустил специальные однолетние облигации со ставкой 1,88%, 19 февраля того же года Министерство финансов КНР выпустило однолетние облигации со ставкой 1,86%. При этом средневзвешенная процентная ставка по облигациям «политических» банков в 2020 г. по-прежнему превышала 3%.
48 Во время пандемии китайское правительство использовало широкий спектр мер для стимуляции экономики19, вновь проявилась значимая роль «политических» банков в поддержании стабильности экономики. О важности «политических» финансов как контрциклического регулятора в условиях пандемии говорил в феврале 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин.
19. Новоселова Л.В. Экономика КНР: испытание на прочность // Экономика КНР в годы 13й пятилетки (2016—-2020) /Рос. Акад. Наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. — М.: ИДВ РАН, 2020. С. 262–277.
49 «Политические» банки в этот период выступили в роли инструмента для поддержания экономической стабильности, хеджирования рисков, став основным источником льготного финансирования. Например, БРСХК за первые шесть месяцев 2020 г. выдал новых кредитов на 459,0 млрд юаней, что превысило весь объем новых ссуд (455,2 млрд юаней), выданных в 2019 г.20.
20. 中国农业发展银行统筹推进疫情防控和经济社会发展 (Банк развития сельского хозяйства Китая координирует и стимулирует профилактику и контроль за эпидемией и социально-экономическое развитие). 31.08.2020. URL: http://www.adbc.com.cn/n5/n15/c39516/content.html (дата обращения: 19.12.2021).
50 За период пандемии «политические» банки выделили значительное количество средств в качестве займов, в то же время объем непогашенных ссуд увеличился, что ведет к возникновению проблем с ликвидностью и трудностям в изыскивании средств для продолжения непрерывного процесса финансирования. Например, у Эксимбанка Китая в 2020 г. наблюдалось падение чистого процентного дохода почти в два раза (из-за низкого уровня выплат процентов по кредитам), с 16,899 млрд в 2019 г. до 7,458 млрд юаней в 2020 г., непогашенный остаток по внешнеэкономическим кредитам вырос на 189,6 млрд по сравнению с началом 2020 г. до 1,4 трлн юаней.
51 «Политические» банки выдают кредиты в основном под проекты, где не превалирует коммерческая составляющая, содержащая высокие операционные и кредитные риски. Особенно эта тенденция проявилась во время пандемии, когда банки стали получать средства от НБК для последующего перекредитования. 31 января 2020 г. с этой целью НБК выдал банкам (в том числе «политическим») специальный кредит в объеме 300 млрд юаней для борьбы с пандемией. В процессе перекредитования кредитная ставка для предприятий и организаций, вовлеченных в борьбу с коронавирусом и/или пострадавших от пандемии, составила 1,28%. БРСХК дополнительно субсидировал ставку до 1,18%21.
21. 陈彦达: 政策性银行逆周期调节作用发挥研究 (Чэнь Яньда. Исследование роли «политических» банков в контрциклическом регулировании) // 企业经济. 2020年. 第39(12)期. 第 154–160页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=15&CurRec=1&recid=&FileName= QUIT202012019&DbName=CJFDLAST2021&DbCode=CJFD&yx=A&pr=&URLID=36.1004.F.20201208.1353.018 (дата обращения: 19.12.2021).
52 Это означает, что БРСХК, выдавая кредиты по столь низким ставкам, не может рассчитывать на большой объем прибыли, что негативно повлияет не только на сам банк, но и на его роль в контрциклическом регулировании. Пример наглядно свидетельствует, что «политические» банки, выполняя стратегические и неориентированные на быструю прибыль задачи, испытывают недостаток источников стабильного фондирования и нуждаются в постоянной подпитке со стороны государства.
53 Наряду с финансированием стратегических проектов возрастает внимание «политических» банков к коммерческой составляющей проектов, их рентабельности22, для избегания столкновения интересов23 необходима разработка правил со стороны регуляторов и прежде всего — Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР. Зачастую национальными проектами, для финансирования которых и были созданы эти банки, и проектами с коммерческой составляющей занимаются одни и те же структуры внутри банка. Для эффективного управления необходимо создавать раздельные команды для проектов. Также допускается возможность того, что коммерческие проекты будут притягивать большое количество инвестиций по сравнению с национальными проектами по причине быстрой окупаемости, что приведет к нехватке денежных средств на кредиты для национальных проектов.
22. 白钦先, 张坤: 政策性金融公共性与财政性公共性的比较研究 (Бай Циньсянь, Чжан Кунь. Сравнительное исследование политического финансирования и публичного финансирования) // 中央财经大学学报. 2014年. 第10期. 第26–31页. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2014&filename=ZYCY201410005&uniplatform=NZKPT&v=8ZZl-cugxvIoBs90dkx8NEyX38UAIjly0mIGatmWuD1xGw-YTHn8tqlrZyk8QzGV (дата обращения: 19.12.2021).

23. 王国刚, 董裕平: 中国金融体系改革的系统构想 (Ван Гоган, Дун Юйпин. Концепция реформы финансовой системы Китая) // 经济学动态. 2015年. 第3期. 第 9–21页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=30&CurRec=1&recid=&FileName= JJXD201503003&DbName=CJFDLAST2015&DbCode=CJFD&yx=&pr=&URLID= (дата обращения: 19.12.2021).
54 В филиалах «политических» банков коммерческие проекты превалируют над стратегическими. Например, на март 2020 г. у филиала Эксимбанка Китая в Гуйчжоу «политические» проекты составляли 14,14%. Это связано с тем, что филиалы наряду с обязательным кредитованием проектов, обозначенных штаб-квартирой в Пекине, имеют возможность анализировать и самостоятельно выбирать ограниченное число проектов для кредитования, опираясь на специфику региона и потенциальные выгоды.
55 Для улучшения деятельности банков в режиме антициклического регулятора следует упорядочить объем средств, который поступает банкам, а также обозначить круг областей национальной экономики для предоставления финансирования. Необходимо расширить возможности банков по кредитованию коммерческих проектов, что даст более быструю окупаемость средств, уменьшит объем невозвратных займов, а также создавать для политического и коммерческого финансирования отдельные внутрибанковские команды и счета для ведения операций24.
24. 王国刚, 董裕平: 中国金融体系改革的系统构想 (Ван Гоган, Дун Юйпин. Концепция реформы финансовой системы Китая) // 经济学动态. 2015年. 第3期. 第 9–21页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=30&CurRec=1&recid=&FileName=JJXD201503003&DbName= CJFDLAST2015&DbCode=CJFD&yx=&pr=&URLID= (дата обращения: 19.12.2021).
56 Требуется усовершенствование законодательной базы. Банки выполняют решения Госсовета КНР и контролируются Комитетом по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР. Однако другие министерства и ведомства (например, Министерство финансов КНР) также выпускают предписания, касающиеся банковской сферы и «политических» банков, входят в Наблюдательный совет. Министерство финансов КНР является одним из акционеров ГБРК и Эксимбанка Китая и 100% акционером БРСХК. В советы директоров «политических» банков по решениям от 2017 г. входят сотрудники Министерства финансов КНР, Государственного комитета по развитию и реформам, Министерства коммерции КНР и др., что приводит к возникновению ситуаций, когда банки должны следовать различным регламентам и правилам, установленным этими структурами в отсутствие единых стандартов со стороны регуляторов.
57 Кроме того, надзор и контроль за банками осуществляется НБК и Комитетом по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР, в то время как зарплатная составляющая определяется Министерством финансов КНР. Это создает ситуацию нехватки единого контроля и регулирования операционных рисков, оценки заработной платы и др. Разработка отдельного закона о «политических» банках будет способствовать упорядочиванию регулирования их деятельности и откроет новые возможности для развития25.
25. 白钦先, 王吉献: 论政策性金融机构的法律地位 (Бай Циньсянь, Ван Цзисянь. Обсуждая правовой статус «политических» финансовых институтов) // 金融理论与实践. 2015年. 第5期. 第 70–72页. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname= CJFDLAST2015&filename=JRLS201505015&uniplatform=NZKPT&v=fqsAqZ7pMfKUTsyWNgOpVo8VTceA3Kg1OR3FihjppbgFy_kBsY3YD7SvDMIID2u- (дата обращения: 19.12.2021).
58 О необходимости такого закона говорят как исследователи26, так и представители самих «политических» банков. Президент Эксимбанка Китая Ху Сяолян в марте 2021 г. выступила с предложением о разработке и принятии такого закона27. 7 июля 2021 г. на заседании Комитета по финансам Госсовета КНР было объявлено о поэтапном продолжении реформы «политических» банков, включая раздельное управление политическими и коммерческими проектами, усиление управления рисками и др. 14 июля 2021 г. представитель Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР также отметил необходимость заново определить функционал «политических» банков, создать более четкие механизмы их деятельности. В качестве примера он привел равные рейтинги облигаций банков и казначейских облигаций, однако первые имеют более низкую стоимость выпусков, кроме того, полученные средства выделяются на кредитование коммерческих проектов вместо политических28.
26. 佟健, 张坤: 深化政策性金融改革若干问题的思考 (Тун Цзянь, Чжан Кунь. Размышления о некоторых вопросах углубления реформы политического финансирования) // 经济问题. 2018年. 第4期. 第50–53页. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=45&CurRec= 1&recid=&FileName=JJWT201804009&DbName=CJFDLAST2018&DbCode=CJFD&yx=&pr= &URLID= (дата обращения: 19.12.2021).

27. 李培刚: 胡晓炼:制定政策性银行法已具备坚实基础 (Ли Пэйган. Ху Сяолянь: уже подготовлена прочная основа для разработки закона о «политических» банках) // 人民政协报. 06.04.2021. URL: http://cppcc.china.com.cn/2021–04/06/content_77379954.htm (дата обращения: 19.12.2021).

28. 政策性银行改革下半场真么走? (Действительно ли во второй половине года пройдет реформа «политических» банков?) // 新浪财经. 26.07.2021. URL: https://finance.sina.cn/2021–07–26/detail-ikqcfnca9038686.d.html (дата обращения: 19.12.2021).
59 Таким образом, можно выделить несколько направлений, где необходимы корректировки для повышения финансовой эффективности банков и успешного выполнения поставленных перед ними стратегических задач:
60 – несовершенство законодательной базы, отсутствие отдельного Закона о «политических» банках по примеру Закона о коммерческих банках (1995 г.);
61 – неконсолидированный банковский менеджмент;
62 – отсутствие координированного кредитования политических и коммерческих проектов;
63 – недостаточные ресурсы для рефинансирования.
64 Для решения вышеуказанных проблем необходимо:
65 – принять Закон о «политических» банках, в котором будут упорядочены контрольно-регуляционные функции;
66 – создать специальные блоки (дивизионы) внутри банков для осуществления отдельно политического и коммерческого финансирования;
67 – диверсифицировать ресурсы поступления ликвидности в банки, увеличить недорогое финансирование, например, за счет расширения кредитования под залог;
68 – внедрить компенсацию убытков в случае невозврата займов, налоговые льготы и др.
69 Таким образом, нацеленность на выполнение национальных задач и низкая окупаемость проектов, отказ от максимизации прибыли не означают, что «политические» банки не должны стремиться получать прибыль в целом, и для этого необходимо принять ряд мер для их дальнейшего развития. Финансирование банков носит поддерживающий характер, ориентировано на социально значимые проекты29, существование «политических» банков гарантирует постоянное наличие у государства долгосрочных инвестиционных ресурсов. Для успешного выполнения банками функций по кредитованию стратегических проектов, достижению баланса соотношения государственных и коммерческих проектов, повышению прибыльности, расширению влияния за рубежом назрела необходимость осуществления нового витка банковской реформы. В связи с тем, что на 14ю пятилетку (2021–2025 гг.) Китай запланировал дальнейшее укрепление и развитие банковско-финансовой деятельности,30можно предположить реализацию реформы в 2022–2023 гг.
29. 白钦先, 王吉献: 论政策性金融机构的法律地位 (Бай Циньсянь, Ван Цзисянь. Обсуждая правовой статус «политических» финансовых институтов) // 金融理论与实践. 2015年. 第5期. 第 70–72页. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname= CJFDLAST2015&filename=JRLS201505015&uniplatform=NZKPT&v=fqsAqZ7pMfKUTsyWNgOpVo8VTceA3Kg1OR3FihjppbgFy_kBsY3YD7SvDMIID2u (дата обращения: 19.12.2021).

30. Островский А.В. КНР: Итоги 13й пятилетки — планы 14й пятилетки // Социально-экономические итоги 13й пятилетки (2016–2020 гг.) и задачи 14й пятилетки (2021–2025 гг.). Статьи ежегодной научной конференции ЦСЭИК ИДВ РАН. Москва, 2021. С. 9–22.

Библиография

1. Вдовин А.Н. Модели фондирования банков развития Китая и Японии: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4.

2. Новоселова Л.В. Экономика КНР: испытание на прочность // Экономика КНР в годы 13 й пятилетки (2016–2020) / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. — М.: ИДВ РАН, 2020.

3. Островский А.В. КНР: Итоги 13 й пятилетки — планы 14 й пятилетки // Социально-экономические итоги выполнения 13 й пятилетки (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025 гг.). Статьи ежегодной научной конференции ЦСЭИК ИДВ РАН. Москва, 2021.

4. Савинский С.П., Смахтин Д.А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2007. № 5.

5. Цзя Сун. Банковская система в ходе экономической реформы КНР (конец ⅩⅩ — начало ⅩⅩⅠ в.): автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.14. ИДВ РАН, 2019.

6. Zhang Yuzhe, Luo Meihan. China Policy Banks Test New Bond Issuance Program, Spelling Bed News for Middlemen // Caixin Global. 30.04.2021. URL: https://www.caixinglobal.com/2021–04–30/china-policy-banks-test-new-bond-issuance-program-spelling-bad-news-for-middlemen-101704702.html (дата обращения: 19.12.2021).

7. 2021年8月抵押补充贷款发展情况 (Ситуация с задолженностью по залоговым кредитам на август 2021 г.). 中央银行货币政策司. URL: http://www.pbc.gov.cn/zhengcehuobisi/125207/125213/2161446/2161457/4329873/index.html (дата обращения: 19.12.2021).

8. 白钦先, 王吉献: 论政策性金融机构的法律地位 (Бай Циньсянь, Ван Цзисянь. Обсуждая правовой статус «политических» финансовых институтов) // 金融理论与实践. 2015年. 第5期. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015&filename=JRLS201505015&uniplatform=NZKPT&v=fqsAqZ7pMfKUTsyWNgOpVo8VTceA3Kg1OR3FihjppbgFy_kBsY3YD7SvDMIID2u- (дата обращения: 19.12.2021).

9. 白钦先, 张坤: 政策性金融公共性与财政性公共性的比较研究 (Бай Циньсянь, Чжан Кунь. Сравнительное исследование политического финансирования и публичного финансирования) // 中央财经大学学报. 2014年. 第10期. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2014&filename=ZYCY201410005&uniplatform=NZKPT&v=8ZZl-cugxvIoBs90dkx8NEyX38UAIjly0mIGatmWuD1xGw-YTHn8tqlrZyk8QzGV (дата обращения: 19.12.2021).

10. 陈彦达: 政策性银行逆周期调节作用发挥研究 (Чэнь Яньда. Исследование роли «политических» банков в контрциклическом регулировании) // 企业经济. 2020年. 第39 (12) 期. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=15&CurRec=1&recid=&FileName=QUIT202012019&DbName=CJFDLAST2021&DbCode=CJFD&yx=A&pr=&URLID=36.1004.F.20201208.1353.018 (дата обращения: 19.12.2021).

11. 李培刚: 胡晓炼: 制定政策性银行法已具备坚实基础 (Ли Пэйган. Ху Сяолянь: уже подготовлена прочная основа для разработки закона о «политических» банках) //人民政协报. 06.04.2021. URL: http://cppcc.china.com.cn/2021–04/06/content_77379954.htm (дата обращения: 19.12.2021).

12. 彭洪寿: 当前我国政策性银行的资金来源问题研究—以中国农业发展银行为例 (Пэн Хуншоу. Исследование источников фондирования «политических» банков Китая. На примере Банка развития сельского хозяйства Китая) // 中国商论. 2020 年. 第14 期. URL:

13. https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2020&filename=ZGSM202014016&uniplatform=NZKPT&v=1wFayhMuEtxCnHOqM11ARLTEHyQhoB0i6Qd2u2ACBYxDMhLLnxLrQpbX2KETIyMc (дата обращения: 19.12.2021).

14. 佟健, 张坤: 深化政策性金融改革若干问题的思考 (Тун Цзянь, Чжан Кунь. Размышления о некоторых вопросах углубления реформы политического финансирования) // 经济问题. 2018年. 第4期. URL: https://kns.cnki.net/KNS8/Detail?sfield=fn&QueryID=45&CurRec=1&recid=&FileName=JJWT201804009&DbName=CJFDLAST2018&DbCode=CJFD&yx=&pr=&URLID= (дата обращения: 19.12.2021).

15. 王国刚, 董裕平: 中国金融体系改革的系统构想 (Ван Гоган, Дун Юйпин. Концепция реформы финансовой системы Китая) // 经济学动态. 2015年. 第3期. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015&filename=JJXD201503003&uniplatform=NZKPT&v=Qa5HER4SswZtOccIZZjoyTnz4wiyiflJ6eR-cXlYyzYsW76tORwZq15nXX4OF706 (дата обращения: 19.12.2021).

16. 央行: 8月国家开发银行、中国进出口银行、中国农业发展银行净归还抵押补充贷款1046亿元 (Народный банк Китая: Остаток задолженности ГБРК, Эксимбанка Китая, БРСХК в августе составил 104,6 млрд юаней) // 新浪财经. 01.09.2021. URL: https://finance.sina.cn/2021–09–01/detail-iktzscyx1681456.d.html (дата обращения: 19.12.2021).

17. 余南平, 梁菁: 金融危机下政策性金融机构抗压能力研究——以美、德、日三国为例的比较 (Юй Наньпин, Лян Цзин. Исследование способности «политических» финансовых институтов противостоять давлению во время финансового кризиса. На примере США, Германии и Японии) // 华东师范大学学报. 2010年. 第 42 (05) 期. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2010&filename=HDSD201005020&uniplatform=NZKPT&v=rT2Og4H55JPZxnyQnGjMz0pTwkVnJMwupYff8jJAhFA-2_71nCRjP9yZrvmZeKwP (дата обращения: 19.12.2021).

18. 政策性银行改革下半场真么走? (Действительно ли во второй половине года пройдет реформа «политических» банков?) // 新浪财经. 26.07.2021. URL: https://finance.sina.cn/2021–07–26/detail-ikqcfnca9038686.d.html (дата обращения: 19.12.2021).

19. 中国农业发展银行统筹推进疫情防控和经济社会发展 (Банк развития сельского хозяйства Китая координирует и стимулирует профилактику и контроль за эпидемией и социально-экономическое развитие). 31.08.2020. URL: http://www.adbc.com.cn/n5/n15/c39516/content.html (дата обращения: 19.12.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести