«Лоты истории». Оборот майяской терракоты I тыс. н.э. на международной рынке антиквариата
«Лоты истории». Оборот майяской терракоты I тыс. н.э. на международной рынке антиквариата
Аннотация
Код статьи
S0044748X0024253-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Демичева Ирина Юрьевна 
Аффилиация: Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Выпуск
Страницы
54-71
Аннотация

Статья посвящена изучению движения майяской фигуративной пластики на международном рынке антиквариата. Автор дает подробную характеристику этапов становления законодательной базы, связанной с защитой памятников историко-культурного наследия как международного, так и регионального уровня. Это позволило выделить хронологические этапы процесса активного формирования частных коллекций терракоты. В материале представлены результаты анализа данных девяти англоязычных и французских аукционных домов. Подробно анализируются возможные пути попадания фигурок на аукционы. 

Особое место отведено анализу цен молотка. Подробно рассмотрены различные варианты движения фигурок после завершения аукционов. Сделаны выводы о количестве выставляемых и продаваемых фигурок, динамике их продаж за последние 20 лет с учетом соотношения процентов продаж относительно общего количества фигурок, выставленных на торги за последние четыре года. На примере терракот майя дана характеристика той роли, которую аукционная торговля играет в сфере введения в научный оборот терракотовых статуэток как исторического источника.

Ключевые слова
майя, терракота, аукцион, лот, уход, цена молотка
Классификатор
Получено
31.07.2022
Дата публикации
15.02.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
182
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Археологические артефакты, многие из которых представляют собой высокохудожественные произведения искусства, уже не одно столетие являются предметами торга и частного коллекционирования. Не последнее место на рынке антиквариата занимают терракотовые статуэтки майя I тыс. н.э. Сейчас сложно сказать, какое количество фигурок было вырвано из археологического контекста и стало впоследствии предметом гордости частных коллекционеров, а не музейных фондов. В настоящий момент можно с уверенностью говорить об открытой продаже, перепродаже и выкупе фигурок через различные аукционы. Практика выставления терракот на торги и их успешной реализации существует как у ведущих англосаксонских, так и у французских аукционных домов.
2 Несмотря на довольно длительную историю торгов майяскими фигурками на международном рынке антиквариата, они до сих пор не входили в сферу академических интересов ни отечественных, ни зарубежных исследователей. В ряде случаев в публикациях встречаются лишь отдельные упоминания и только в контексте исследований подделок [1].
3 Чтобы проанализировать движение терракот майя I тыс. н. э. на международном рынке антиквариата, необходимо проанализировать обнародованные результаты работы ведущих аукционных домов за последние 20 лет, на которых выставлялись майяские фигурки. Это позволяет провести первичный анализ созданной в процессе исследования единой базы данных источников, потенциально вводимых в научный оборот, сгруппированных по целому ряду базовых признаков. Стоит отметить, что, хотя цивилизация майя занимала территории современных мексиканских штатов Юкатана, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Чьяпаса, государства Белиз, части Гватемалы и Гондураса, подавляющее большинство фигурок, представленных на торгах, по мнению экспертов аукционов, происходят с острова Хайна (Кампече, Мексика).
4 Оставив за рамками данной работы вопросы, связанные с подлинностью выставляемых на торги терракот, проанализируем аукционы девяти известных домов с общей численностью примерно 550 лотов. Условность количественного показателя связана с тем, что в состав одного лота может входить от 1 до 20 фигурок. Конечно, чаще всего лот состоит из одного артефакта, реже к нему подбирается пара. Довольно значительные по количеству вещей лоты скомпонованы в основном из сильно поврежденных фигурок и (или) их форм или небольших фрагментов. Исследование таких значительных по количеству выборок обуславливает и методологическую базу, которая строится на комплексном применении анализа и аналогии, элементов статистики в сочетании с методом классификации.
5

Формирование законодательной базы

6 Открытая и скрытая торговля археологическими ценностями зачастую связана с тем, что законодательная база, регулирующая защиту памятников историко-культурного наследия, как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран, сформировалась относительно недавно. Начало было положено в 1931 г. путем разработки участниками первого Международного конгресса архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам Афинской хартии [2], которая была окончательно доработана только через два года. В 1954 г. в Париже была принята Европейская конвенция по культурному наследию, ратифицированная участниками в мае 1955 г., в первых трех статьях которой прописано поощрение изучения языков истории и культуры стран и взаимное содействие в научных изысканиях в этом направлении [3]. Буквально через два года на IX сессии генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая проходила в ноябре-декабре 1956 г. в Нью-Дели, были приняты рекомендации, определяющие принципы международной регламентации археологических раскопок [4]. Именно в этом документе в ст. 27-28 IV главы давались общие рекомендации по регламентации торговли древностями, дабы не происходила «утечка» археологических артефактов. Кроме того, было прописано, что «иностранные музеи, преследующие научные и просветительные цели, должны иметь возможность приобретать археологические предметы с разрешения властей, регламентирующих торговлю древностями в странах их происхождения» [5].
7 На законодательной основе идет активный процесс выработки и принятия формулировок, связанных со спецификой понятийного аппарата в области историко-культурного наследия в целом и археологии в частности. Через восемь лет после введения «рекомендаций», в 1964 г., принимается Венецианская хартия (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест), в первой статье которой прописывается само понятие исторического памятника [6].
8 В 1969 г. в Лондоне была подписана Европейская конвенция об охране археологического наследия, вошедшая в историю как «Лондонская конвенция» [7], одно из направлений которой было связано не только с научной охраной непосредственно археологических объектов, но и с формированием государственных коллекций. Кроме того, декларировалось регулирование реформы рынков объектов, выявленных во время проведения раскопок. Конкретизация содержалась в ст. 4, где в пункте b предусматривалось создание государственного каталога археологических объектов с возможным включением в него объектов, находящихся в частном владении [7, Article 4 (b)]. Торговые отношения регулировались ст. 6, где отмечается необходимость принятия мер в отношении государственных музеев с тем, чтобы они не производили закупок предметов, найденных в результате подпольных археологических работ или украденных с раскопок [6, Article 6 (а)]. При этом в ст. 8 было четко установлено, что «меры, предусмотренные в данной Конвенции, не могут являться ограничением для законной торговли и законного владения археологическими объектами и не могут оказывать влияние на юридические нормы, касающиеся передачи таких объектов» [7, Article 8]. Конвенция была пересмотрена и дополнена в январе 1992 г. В этом варианте, помимо детального определения археологического наследия, его идентификации и мер охраны, комплексного сохранения и финансирования археологических исследований, в отдельную группу были вынесены статьи, касающиеся предотвращения незаконного оборота элементов археологического наследия [8].
9 В 1970 г. в Париже на 16-й сессии ООН по вопросам образования, науки и культуры была принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности [9]. Некоторые статьи указанной конвенции были призваны регулировать ряд аспектов деятельности антикваров. Например, в п. (е) ст. 5 об обязательном создании национальных служб охраны культурного наследия (или привлечения к этой деятельности квалифицированных специалистов) указывалось на необходимость установления для хранителей, коллекционеров и антикваров определенных правил, отвечающих этическим принципам [9, Article 5 (е)]. Кроме того, п. (а) ст. 10 вменял в обязанность антикварам под угрозой уголовной ответственности ведение реестра с полной информацией о проданной вещи [9, Article 10 (a)].
10 В ноябре 1972 г. в Париже на 17-й сессии была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой прописывалось учреждение Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия [10], одной из обязанностей которого является включение объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В целом можно констатировать, что международная законодательная база с рубежа 70—80-х годов XX в. и по сей день постоянного обновляется и корректируется, что связано с общими трендами развития международных отношений и международного права.
11 В Мексике, как и во многих других странах, заинтересованных в сохранении своей истории, разрабатываются и принимаются соответствующие законы и иные нормативные правовые акты. В частности, в 1932 г. Национальный институт антропологии и истории принял свой устав [11], измененный и дополненный в 1986 и 2015 гг. Законодательная основа на уровне федерации начала формироваться с начала 70-х годов XX в. с принятия в 1972 г. Федерального закона об археологических, художественных и исторических памятниках и зонах [12], который изменяется и дополняется в 1974, 1984, 2014 и 2012 гг. Нарушение ряда пунктов в сфере «незаконной» продажи на основании части 6 ст. 49 предполагает лишение свободы от 3 до 10 лет и штрафы [12, Capitulo VI. De las Sanciones. Artículo 49]. В 1975 г. на законодательном уровне устанавливается регламент действия федерального закона на уровне штатов [13].
12 В 1987 г. археологические зоны Мексики включаются в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО: 1987 г. — Паленке [14], 1988 г. — Чичен-Ица [15], 1996 г. — Ушмаль [16], 1999 г. — Кампече [17], 2002 г. — Калакмуль [18]. Всего с 1987 г. по настоящее время в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО вошли 35 объектов Мексики, причем только пять из них являются археологическими памятниками культуры майя. При этом, естественно, историческое и археологическое изучение региона ведется отнюдь не с начала введения и принятия законов по защите памятников, оно началось значительно раньше. Ярким примером этого является уникальный майяский археологический объект — остров Хайна, ставший широко известным благодаря обилию найденного там терракотового материала, который, к сожалению, подпадает под защиту только на федеральном уровне. Национальный институт антропологии и истории Мексики начал проводить там археологические раскопки в 1940 г. Эти работы велись с большими перерывами до 1964 г. [19, р. 14]. Именно после завершения официальных раскопок со второй половины 60-х и в 70-е годы наиболее активно формируются частные коллекции с терракотами в качестве «экспонатов», владельцы которых начинают активно их распродавать в 2000-х годах.
13 До сих пор отдельных исследований по специфике реализации терракот майя на аукционах не проводилось, хотя существуют обоснованные опасения, что на аукционных площадках периодически появляются подделки. Столь серьезную проблему не могли обойти стороной историки, археологи, искусствоведы, музейные работники, кураторы выставок и пр. Фундаментальным трудом в этом отношении является двухтомник Нэнси Келкер и Карен Брунс, который посвящен глубокому анализу истории возникновения подделок, их изучению, характеристике существующих подделок артефактов древней Мезоамерики и древних Анд и рынку подделок в целом [1]. В данной научной работе указаны изготовители, дилеры, нередко аукционы, коллекционеры и музеи, замешанные в торговле подделками. Авторам удалось выявить не только целый ряд поддельных артефактов, но и выяснить несколько имен «изготовителей», работы которых были проданы за немалые деньги в частные коллекции напрямую или через известные аукционные дома. Так, например, есть упоминание о том, что Луис Эрнесто Бьянки Сальбитано («доктор Луис») был связан с изготовлением «фигурки с острова Хайна», проданной дилеру Гринвича (штат Коннектикут) более чем за 15 тыс. долл. [1, р. 73]. Представляет интерес и деятельность Дона Хонорато, который гордился своей работой в виде майяской чаши, проданной на Сотбис (Sotheby’s) в 1981 г. за 1 980 долл. [1, р. 76]. Стоит отметить, что в каталоге Sotheby’s за этот год на аукцион было выставлено 18 фигурок, отнесенных по происхождению к о. Хайна 550—950 гг. н.э. При этом только две из них (195 и 198) [20, fig. 195, 198] сопровождены скромным провенансом1, что, вероятно, и определило для первой фигурки значительно превышающий остальные терракоты эстимейт2 (10-15 тыс. долл.) [20, estimate]. Примечательно, что некоторые из выставленных на торги в тот день лоты в настоящее время хранятся в музейных фондах. В частности, фигурки № 196, 198 и 210 сегодня экспонируются в музее Гардинера (Gardiner Museum) под инвентарными номерами G83.1.125 [21], G83.1.126 [22], G83.1.130 [23] с пометкой о том, что были подарены музею Джорджем и Хелен Гардинерами.
1. Провенанс — история выставляемой на продажу фигурки. Может содержать информацию о ее предыдущих владельцах, доказательство ее подлинности и происхождения.

2. Эстимейт — диапазон цен (от минимальной до максимальной), в котором, по мнению экспертов аукционного дома, будет продан лот.
14

Пути попадания на аукцион

15 На аукцион терракоты чаще всего попадают из частных коллекций, многие из которых создавались и активно пополнялись в 30—70-х годах XX в. Вместе с тем есть и примеры распродажи коллекций небольших музейных фондов (школьных музеев и пр.), в числе экспонатов которых числятся и фигурки или их фрагменты. Примечательно, что нередко на продажу выставляются терракоты, известные ранее и введенные в научный оборот. Ярким примером этого являются статуэтки, которые были сфотографированы и включены в каталог известным американским исследователем Джастином Керром.
16 Например, фигурка мужчины с попугаем и кроликом, которая проходит в его каталоге под номером К8569 (дата создания файла 2001-11-29) [24], была продана 7 июня 2005 г. через аукцион Кристис (Christie’s) прежним владельцем, у которого она хранилась с 1930 г., за 4,2 тыс. евро [25]. Примерно так же сложилась судьба фигурки барабанщика под номером К656 [26] (дата создания файла 2001-02-01), которая «ушла с молотка» Christie’s за 14,1 тыс. евро 14 июня 2004 г. [27]. Многие каталогизированные в свое время Дж.Керром терракоты происходили из частных коллекций, поэтому неудивительно, что их изображения можно было встретить в каталогах аукционов до создания каталога исследователя и уже после его обнародования научной общественности. Так, например, в каталоге аукциона Sotheby’s за 1981 г. фигурирует терракота под № 209 [20, fig. 209], впоследствии вошедшая в базу данных Дж.Керра под № К4801 [28], а в 1982 г. была выставлена фигурка № 204 [29, fig. 204], которую исследователь и фотограф зафиксировал как К6085 [30]. Многие артефакты из базы данных Дж.Керра периодически выставляются на ведущих аукционах и в настоящее время. В число таких вошли терракоты К3328 [31], К4570[32], К2299 [33], выставленные на продажу на французском аукционе Джикелло и партнеры (Giquello & Associés, ранее Binoche et Giquello). В марте 2018 г. была совершена попытка продажи терракоты К3328 под номером лота 78 [34] с эстимейтом в 70-80 тыс. евро. В июне 2020 г. также не удалось продать и фигурку К2299, которая была выставлена за 100-120 тыс. евро под лотом 75 [35]. В июне 2021 г. за 23 222 евро (лот 66) [36] «ушла с молотка» статуэтка К4570.
17

Анализ эстимейтов, провенансов и цен молотка3

3. Цена молотка — последняя и самая высокая ставка за лот, которая была объявлена аукционистом до произнесения слова «продано» с последующим ударом молотка.
18 Наиболее важным при выставлении фигурок на торги является определение эстимейта, который складывается с учетом различных факторов. Диапазон цен (от минимальной до максимальной) определяется экспертами аукционного дома и зависит от статуса самого аукционного дома, степени сохранности фигурки, а также провенанса, в котором содержится подробная информация о прежнем месте нахождения фигурки, ее владельце и подлинности, а также история выставок, где экспонировалась статуэтка.
19 Провенанс фигурок условно можно разделить на три группы, исходя из предоставленных сведений. К первой группе относятся те лоты, информации о которых мало, и она состоит всего из одного или двух предложений. В большинстве своем это, как правило, — упоминание об одном или двух прежних владельцах с указанием их имен. Нередко в провенансе в таких случаях может фигурировать общая формулировка «частная коллекция». Ко второй группе относятся лоты, сведения о которых довольно обширны и содержат не просто поименное перечисление владельцев и время формирования их коллекций, но и историю предыдущих продаж с указанием мест и номеров лотов. В третью группу объединены наиболее подробные провенансы, которые помимо базовых сведений содержат данные о выставочной истории лота и их публикации в научных и научно-популярных изданиях и (или) каталогах. В качестве примера первой группы провенансов можно привести скромную информацию о лоте № 78 [37] в виде майяской фигурки с о. Хайна, которая выставлялась в 2012 г. на аукционе Бонхамс (Bonhams) с эстимейтом 5-7 тыс. долл. В данном случае содержатся сведения о владельце — Иэн Арундел (Калифорния) — и дата приобретения им статуэтки — 1960-е годы. Вторую группу провенансов удачно отражает лот 28 [38] в виде фигурки правителя майя, выставленный 9 февраля 2021 г. на Christie’s в диапазоне цен 18-22 тыс. евро и проданный за 32,5 тыс. евро. Провенанс включает подробное описание прежних владельцев из Брюсселя и Бельгии, пути приобретения через аукцион Биноша и Жикелло (Binoche et Giquello, ныне Giquello & Associés) в марте 2016 г. и переход в частные руки.
20 Ярким примером расширенного провенанса является лот 78 [39], проданный в мае 2017 г. на Sotheby’s за 156 250 долл. и выставлявшийся с эстимейтом 125-175 тыс. долл. У фигурки знатного мужчины — богатая история, этот артефакт часто был экспонатом выставок. Так, в сентябре-октябре 1963 г. эта фигурка выставлялась в Чикагском институте искусств, в 1966 г. — в Филдовском музее естественной истории, в 1982 г. — в Клубе искусств в Чикаго и в 1984 г. — снова в Чикагском институте искусств. Кроме того, перечислены четыре издания, в которых фигурирует данный лот.
21 Часто фигурки, продаваемые на аукционах, используются исследователями для введения их в научный оборот. Информация о том, где конкретно в научной литературе упоминается та или иная статуэтка, указывается при ее выставлении на торги. Например, статуэтка пожилого мужчины, выставленная на парижском аукционе Оценка аукционов (Estimations Ventes aux enchères, EVE) за 4-5 тыс. евро под лотом 285 [40], была отмечена в работе известного американского археолога и эпиграфиста Линды Шейл «Сокрытые лица майя» [41]. При этом самого изображения в данной книге не представлено, хотя в ней содержится богатый иллюстративный материал терракот, многие из которых впоследствии вошли в каталог Дж. Керра и также выставлялись на аукционах.
22 Проанализировав лоты девяти аукционных домов — Sotheby's, Christie’s, Bonhams, Binoche et Giquello, Aguttes, EVE, Arte Primitivo, Liveauctioneers, Artemis Gallery, — можно говорить о том, что эстимейт напрямую зависел от сохранности выставляемого лота, его провенанса и статуса аукционного дома. Нередко нижняя граница эстимейта составляет 56-60 долл. В ряде случаев она фиксируется на сумме в 200-300 долл., но может достигать довольно серьезных сумм — 25-27 тыс. долл. Среднее значение нижних и верхних границ эстимейтов представлено в таблице 1.
23 Среди описываемых аукционных домов самые высокие средние значения как нижней, так и верхней границы имеют Sotheby's, Binoche et Giquello и Christies. При этом интервал диапазонного разрыва может варьироваться, что скорее всего определяется оценкой фигурки. Например, верхняя граница может быть больше нижней в два-пять раз. В целом, эстимейт может выглядеть следующим образом: 500-700 долл. [42], 600-900 долл. [43], 4-6 тыс. евро [44], 150-200 тыс. долл. [45] и пр. После определения эстимэйта и урегулирования текущих организационных, экспертных и юридических вопросов аукцион формирует каталоги лотов в электронном и (или) бумажном виде.
24

Т а б л и ц а 1

Анализ нижней и верхней границ эстимейтов на аукционах

Суммы в долл. Arte Primitivo Artemis Gallery Binoche et Giquello Bonhams Christie’s EVE Liveauctioneers Sotheby's Aguttes
Нижние значения границ эстимейтов
до 1000 88 2 7     1 61 1 2
от 1000 до 2000 54   3 1 1   10 1 1
от 2000 до 3000 13   2   2 1 1 1  
от 3000 до 4000 19   4   7 3 1 2  
от 5000 до 10000 17   8 3 6 4   28  
от 10000 до 20000 5   6   8     6  
от 20000 и более 2   21   2     18  
Верхние значения границ эстимейтов
до 1000 60   4     1 43 1 2
от 1000 до 2000 63   5 1 1   20   1
от 2000 до 3000 20   2     1 5 1  
от 3000 до 4000 12   4   3 1   1  
от 5000 до 10000 27   7 3 12 4 3 15  
от 10000 до 20000 11   9   4   2 17  
от 20000 и более 2   14   6     22  
25 В большинстве своем лоты в виде терракот майя входят в стринги4 по искусству доколумбовой Америки [46]. Иногда их география может быть расширена. Например, французский аукционный дом Drouot продает фигурки в стринге «Искусство Африки, Америки и Океании» [47]. Вместе с тем, встречаются и аукционы, организованные с целью полной распродажи частной коллекции, как произошло с коллекцией скульптур Сеймура и Элис Лазар из Палм-Спрингс, выставленных на продажу через аукционный дом Sotheby's в декабре 2022 г. [48]. Лоты могут быть представлены как одной целой фигуркой, так группой фигурок, что также не исключает выставление на торги их фрагментов.
4. Стринг — форма объединения лотов в группы по какому-либо принципу (искусство доколумбовой Америки, русская икона, и пр.).
26 Общая информация, с которой сталкивается потенциальный покупатель при характеристике лота в виде фигурок, включает в себя название лота, происхождение артефакта (культура, к которой он относится, или регион) и примерная датировка. Вариативность географии лотов, к которым относятся фигурки майя, довольно разнообразна, и ее широта, как правило, определяется степенью подробности провенанса. Наиболее общие формулировки звучат так: «Центральная Америка», «область майя», «регион майя», «горные области майя». В ряде случаев встречаются определения «Мексика», «Гватемала», «Белиз» или указывается конкретный штат «Кам-пече», «Петен» и пр. Наибольшей популярностью пользуется самая простая формулировка — «Хайна», которая определяет местом происхождения артефакта известный остров Хайна (Кампече, Мексика).
27 Привлекательными для покупателя должны выглядеть и названия лотов, которые, в свою очередь, тоже довольно разнообразны. В них можно встретить указания на то, как изготовлена фигурка (вручную или с помощью формы), к какой культуре она относится (майя), из какого места происходит (Хайна), кого изображает (правителя, знатную даму, сову и пр.), каково положение туловища в пространстве (стоя, сидя), а нередко также ее функциональное назначение (свистулька, погремушка). При этом комбинация перечисленных категорий довольно разнообразна и может выглядеть следующим образом: «Формованная фигурка представителя высокого социального статуса, Хайна» [49], «Сидящая фигурка правителя» [50], «Майяская фигурка, свистулька» [51], «Майяская фигурка жреца» [52], «Майяская фигурка игрока в мяч» [53] и пр. В случаях, если лот состоит из нескольких единиц, встречается указание на их количество: «пара», «группа», «четыре фигурки» и похожие формулировки.
28 Немаловажное значение имеет указание хронологического диапазона, или датировка терракоты. В большинстве своем аукционные дома стараются указывать датировки, соответствующие хронологической периодизации майя. При этом диапазон дат также может варьироваться. Наиболее распространены следующие варианты: 550-950 гг. н.э., 500-800 гг. н.э., 600-800 гг. н.э., 600-900 гг. н.э.
29 Наибольший интерес представляет анализ цен молотка, т.е. последних и самых высоких ставок, которые были объявлены аукционистом до произнесения слова «продано» с последующим ударом молотка. Сумма продажи отличается широкой вариативностью и часто может быть довольно непредсказуемой. Как правило, терракоты покупаются в интервале эстимейта. Но при этом известны случаи, когда фигурку продавали за сумму, не достигающую даже нижней границы эстимейта, а иногда, наоборот, серьезно превышающую его верхнюю границу. Иногда терракоту можно купить за 50 долл. или заплатить довольно внушительную сумму. Так, например, произошло во время распродажи частной коллекции Сола и Марши Станофф через аукционный дом Sotheby's в мае 2007 г. Фигурка мужчины под лотом 65 [54] «ушла с молотка» за 432 тыс. долл. при том, что верхняя граница эстимейта составляла 150 тыс. долл. Из этой же коллекции было продано еще четыре майяские фигурки на общую сумму 576,6 тыс. долл.
30

Чаще всего фигурки покупаются в интервале от 200 до 500 долл. на аукционах Arte Primitivo, Artemis Gallery, Liveauctioneers. Неплохо идут продажи фигурок Sotheby's и Christies. При этом последние выставляют на аукцион намного меньше таких лотов, что, впрочем, окупается ценами молотка (таблица 2).

31

Т а б л и ц а 2

Анализ цен молотка

Суммы в долл. Artcurial Arte Primitivo Artemis Gallery Binoche et Giquello Bonhams Christie’s Liveauctioneers Sotheby's Aguttes
ниже 100   1         6    
от 100 до 199   16     1   11   1
от 200 до 499   37   1 2   28    
от 500 до 999   26   5 8   9   1
от 1000 до 1999   22 1 3 4        
от 2000 до 2999   14       3      
от 3000 до 4999 1 9   2 3 2   3  
от 5000 до 6999   1   3 5 1   5  
от 7000 до 7999   1   1   3   1  
от 8000 до 8999           1   1  
от 9000 до 9999               1  
от 10000 до 19999 2     6   5   10  
от 20000 до 49999           6   7  
от 50000 до 99999       3       3  
от 100000 до 149999               4  
от 150000 до 499999               1  
32

Судьба фигурок после проведения аукциона

33 Судьба терракот майя после завершения аукциона бывает разной. Чаще в случае ухода они попадают в новую частную коллекцию или просто к новому владельцу в качестве удачного капиталовложения. Реже могут оказаться в собственности аукционного дома, как правило, опять в качестве источника получения прибыли. Время от времени фигурки выкупаются музеями и становятся предметом гордости пополненных фондов (см. схему ниже).
34

35 В качестве примера приведем «судьбу» фигурки женщины. Она была приобретена Музеем изящных искусств Бостона на аукционе Sotheby's под лотом 284 [56], куда попала из коллекции Карло Монзино. Сейчас фигурка находится в музее под инвентарным номером 2007.48 [55]. В описании фигурки на сайте музея указаны ее предыдущие места хранения и собственно путь попадания в фонды музея посредством выкупа на аукционе [55]. Похожая история — у фигурки Бога N, ставшей предметом гордости фондов Художественного музея Принстонского университета с присвоенным инвентарным номером 2014-16 [57], которая в мае 2011 г. была выкуплена с Sotheby's под лотом 137 [58], о чем также упоминается на официальном сайте музея в информации о терракоте. Заслуживает внимания традиция дарения коллекционерами и исследователями фигурок майя музеям и галереям из личных частных коллекций. Например, в 2016 г. Джастин Керр в память о Барбаре Керр подарил Художественной галереи Йельского университета фигурку ткачихи с о. Хайна (инвентарный номер 2016.80.1) [59].
36 Несколько иначе складываются истории терракот в случаи их неухода или непродажи. Дальнейшая судьба этих лотов всецело зависит от волеизъявления «хозяина». В целом можно определить три вектора действий владельцев. Наиболее простой — это всего лишь непродажа фигурки и не выставление ее на торги. Владелец в данном случае начинает выполнять функции ценителя древностей, коллекционера, целью которого является формирование коллекции, и просто хранителя редких артефактов, к которым он испытывает определенные чувства, не имеющие отношения к корыстным целям, в частности, к получению денег.
37 Если же главной целью собственника и (или) дилера является именно продажа с получением возможной прибыли, то фигурка повторно выставляется на продажу на аукционе этого же дома или другого. В случаях, если тот же самый аукционный дом выставляет фигурку повторно, то, как правило, изменяется номер лота и зачастую корректируется эстимейт. Стоит обратить внимание, что границы последнего могут сильно отличаться от эстимейта предыдущих торгов как в сторону уменьшения нижней и верхней границ, так и в сторону их увеличения.
38 Например, на аукционной площадке Liveauctioneers неоднократно в 2020 г. на торги выставлялась фигурка с о. Хайна под номерами лотов 0101A [60], 0128A [61]. В первом случае стартовая цена составила 350 долл., во втором — 400 долл., что было значительно меньше рекомендованной оценки, которая варьировалась в диапазоне 800-1200 долл. В третий раз эта фигурка была выставлена под лотом 0081 [62] и продана за 250 долл., несмотря на то что стартовая цена аукциона составляла 300 долл.
39 Похожая ситуация сложилась с терракотой, выставленной в сентябре 2017 г. на аукционе Arte Primitivo под номером лота 157 [63] с рекомендуемой суммой продажи 25-35 тыс. долл. К сожалению, аукцион был закрыт, и по лоту не было предложено ни одной ставки. В 2021 г. аукцион прошел более удачно, при значительно сниженном эстимейте в 10-15 тыс. долл. фигурка была продана за 5 тыс. долл. [64]. При этом в характеристики лота были внесены дополнения. Примерно такая же история связана и с продажей фигурки знатного мужчины, которая под лотом 168 [65] впервые была выставлена на Arte Primitivo в марте 2016 г. с заявленной суммой продажи 1200-1800 долл. К сожалению, максимальная ставка составила только 450 долл., и фигурка не была продана. Повторные торги, организованные в сентябре 2017 г. (лот 155), завершились ее покупкой за 600 долл. [66], при том, что эстимейт остался неизменен, а сумма продажи не достигала нижней границы в 1200 долл.
40 При неуходе фигурки широко практикуется выставление ее на продажу в других аукционных домах. Ярким примером являются попытки реализации двойной майяской фигурки, изображающей мужчину и женщину. Несмотря на то, что она имеет внушительную условную историю подтверждения подлинности и довольно высокую заявленную стартовую цену, продать ее не удавалось. Например, она не «ушла с молотка» на французском аукционе Binoche et Giquello, где выставлялась под лотом 74 [67] с эстимейтом 100-120 тыс. евро, как, впрочем, и не была продана на Sotheby's [68], где выставлялась под лотом 79 с эстимейтом 80-125 тыс. долл. Владелец или дилер проявляет завидное упорство в попытках продажи. В ноябре 2022 г. эта фигурка снова должна была выставляться на продажу, и снова с помощью французского аукционного дома, на этот раз другого — Drouot; она была заявлена под лотом 79 [69] с эстимейтом 40-60 тыс. евро. При этом информации о предыдущих попытках продажи и провенанса, как и результатов торгов в открытом доступе не было. В случаях удачной продажи при последующей перепродаже на аукционе часто указывается, что фигурка была приобретена на конкретном аукционе.
41 Поскольку предметы майяского искусства являются объектом капиталовложения, известна практика повторной продажи фигурки как на том аукционе, где она была приобретена, так и выставление ее на других аукционах. Например, фигурка «подвешенного» персонажа в 2011 г. под лотом 136 [70] была продана на аукционе Sotheby's за 25 тыс. долл. При этом в мае 2015 г. она снова была выставлена на Sotheby's под лотом 76 [71] с эстимейтом 20-30 тыс. долл., нижняя граница которого значительно ниже как стартовой цены продажи первого раза (эстимейт составлял 25-35 тыс. долл.), так и цены, за которую она была приобретена коллекционером.
42 Не менее интересно выглядит периодическая продажа фигурок на разных аукционах. Например, проданная в 1999 г. на Sotheby's в Нью-Йорке статуэтка женщины под лотом 181 выставляется на продажу на аукционе Bonhams под лотом 28 [72] с подробным указанием на источник поступления. Или, например, фигурка знатного мужчины майя, проданная 29 июля 2020 г. за 20 тыс. евро на аукционе Christie’s [73] под лотом 22, ранее была приобретена его прежним владельцем в ноябре 1987 г. на аукционе Sotheby's (Нью-Йорк), куда поступила из коллекции Художественного института Чикаго.
43 Бывают случаи, когда ранее успешно проданную фигурку не удается продать позднее за достойную цену. Например, попытка перепродажи фигурки мужчины, купленной в 2011 г. на Sotheby's (лот 136) [74], была предпринята в мае 2022 г. через аукцион Нью-Йоркской галереи Arte Primitivo. Последняя ставка в размере 1800 долл. не достигла нижней границы эстимейта, предложенной аукционом, которая составила 12-18 тыс. долл. [75], при том, что в первый раз она «ушла с молотка» за 25 тыс. долл.
44 За последнее десятилетие через различные аукционы прошли порядка 550 фигурок, подавляющее большинство которых, по мнению экспертов и оценщиков, происходит с о. Хайна (см диаграмму ниже). При этом около 2/3 из них выставлялись и были куплены один раз. Примечательно, что условный пик выставления фигурок на торги приходится на 2019 г., что, вероятнее всего, связано с последующими изоляционными ограничениями и общей экономической обстановкой. Стоит отметить, что за последние четыре года прослеживается заметный спад как по количеству выставляемых на торги фигурок, так и по количеству проданных лотов. Так, в 2019 г. в сферу обозначенных в данной выборке аукционных домов попало порядка 47 фигурок, из которых продано было 33 на общую сумму около 129 155 долл. Доля проданных лотов относительно выставленных составила 70%. В 2020 г. количество лотов в виде фигурок сократилось до 31 единицы, продано при этом было 26 штук на сумму 46 533 долл. При этом процент продажи составил 84%, который в следующем году увеличился на 4 процентных пункта и составил 88%. Вместе с тем в 2021 г. снизилось число лотов на продажу — 25 единиц, а продано было 22 штуки на сумму 93 182 долл. Говорить о результатах 2022 г. пока сложно. По данным на середину осени было выставлено 14 фигурок, продано 8, процент продаж — 57%. Скромной является и конечная сумма в 28 819 долл. В целом такая ситуация отвечает мировой динамике рынка аукционных продаж, ежегодно представляемых в отчетах аналитической компании в сфере рынка искусств Аrts Еconomics, которые являются неким эталоном статистики в этой области [76, рp. 119-187]. Понятно, что фигурки майя классического периода не входят в число «топовых» лотов и никогда не займут лидирующие позиции в рамках частных торгов и уж тем более на мировом рынке антиквариата и не смогут составить конкуренцию несомненным лидерам этой сферы — картинам, гравюрам, предметам мебели и украшениям и пр.
45 Динамика выставления на торги терракотовых статуэток майя на аукционах (по годам)
46

47 В основе работы современных аукционов и аукционных домов лежат традиции и правила, которые формировались на протяжении столетий. При этом существенное влияние на законодательную базу аукционной деятельности оказывала развивающаяся система защиты памятников историко-культурного наследия. Вместе с тем условия, в которых шел процесс образования современного аукционного рынка, обусловили частоту выставления на торги предметов древности в виде археологических артефактов, в том числе и терракотовых статуэток майя I тыс. н.э. Только за последние 20 лет на торги ведущих англосаксонских и французских аукционных домов было выставлено порядка 500 майяских фигурок.
48 Несмотря на то, что фигурки всегда были и, скорее всего, в ближайшее время останутся предметами торга и получения прибыли, аукционы вносят серьезный вклад в развитие исторической науки. Это связано с необходимостью публикации фотоматериалов лотов, их провенансов и эстимейтов для успешного проведения аукционов. В случаях подтвержденной подлинности лота можно говорить о введении в научный оборот новых, ранее не обнародованных источников, которые долгое время находились в частных руках и не были доступны для изучения подавляющему большинству исследователей.

Библиография

1. Kelker Nancy L., Bruhns Karen O. Faking ancient Mesoamerica. Routledge, Taylor & Francis, 2010, 256 р.

2. International Council on Monuments and Sites. ICOMOS. Available at: https://www.icomos.org/en/charters-and-texts/179-articles-en-francais/ressources/charters-and-standards/167-the-athens-charter-for-the-restoration-of-historic-monuments (accessed 18.10.2022).

3. European Cultural Convention Paris, 19.XII.1954. European Treaty Series, N 18. Available at: https://rm.coe.int/168006457e (accessed 18.01.2022).

4. Recommendation on International Principles. Applicable to Archaeological. Available at: https://www.unesco.org/en/legal-affairs/recommendation-international-principles-applicable-archaeological-excavations (accessed 18.06.2022).

5. IV. Trade in antiquities. 27-28. Recommendation on International Principles. Applicable to Archaeological. Available at: https://www.unesco.org/en/legal-affairs/recommendation-international-principles-applicable-archaeological-excavations (accessed 18.06.2022).

6. International Council on Monuments and Sites. ICOMOS. Available at: http://icomos.org.ru/images/docs/1964_Mezhdunarodnaya%20hartiya%20po%20konservacii%20i%20restavracii.pdf (accessed 18.06.2022).

7. European Convention on the Protection of the Archaeological Heritage. European Treaty Series, N 143. Available at: https://rm.coe.int/1680072318 (accessed 18.04.2022).

8. European Convention on the Protection of the Archaeological Heritage (Revised). European Treaty Series, N 143. Available at: https://rm.coe.int/168007bd25 (accessed 18.05.2022).

9. Convention on the Means of Prohibiting and Preventing the Illicit Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property; adopted by the General Conference at its sixteenth session, Paris, 14 November 1970. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/ 48223/pf0000133378 (accessed 18.02.2022).

10. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Available at: https://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (accessed 18.02.2022).

11. Coordinatíon Nacional de Arqueología. Available at: https://arqueologia.inah.gob.mx/?page_id=91 (accessed 18.03.2022).

12. Ley Federal Sobre Monumentos y Zonas Arqueologicos, Artisticos e Historicos. Nueva Ley publicada en el Diario Oficial de la Federación el 6 de mayo de 1972. Texto vigente. Últimas reformas publicadas DOF 13-06-2014. Available at: https://www.ucol.mx/content/cms/13/file/federal/LEY_FED_SOBRE_MONUMENTOS.pdf (accessed 18.03.2022).

13. Reglamento de la Ley Federal sobre Monumentos y Zonas Arqueológicas, Artísticos e Históricos. Nuevo Reglamento publicado en el Diario Oficial de la Federación el 8 de diciembre de 1975. Texto vigente. Última reforma publicada DOF 08-07-2015. Available at: https://isla.merida.gob.mx/serviciosinternet/normatividad/files/Reglamentos/RGMTO_FED_ARQUE.pdf (accessed 18.02.2022).

14. Ciudad prehispánica y parque nacional de Palenque. Available at: https://whc.unesco.org/es/list/411 (accessed 18.03.2022).

15. Ciudad prehispánica de Chichén-Itzá. Available at: https://whc.unesco.org/es/list/483 (accessed 18.03.2022).

16. Ciudad prehispánica de Uxmal. Available at https://whc.unesco.org/es/list/791 (accessed 18.03.2022).

17. Ciudad histórica fortificada de Campeche. Available at: https://whc.unesco.org/es/list/895 (accessed 18.03.2022).

18. Antigua Ciudad Maya y bosques tropicales protegidos de Calakmul, Campeche. Available at: https://whc.unesco.org/es/list/1061 (accessed 18.03.2022).

19. Román Pińa Chan, Jaina: La casa en el agua. México. Instituto Nacional de Antropología e Historia, 1968, 137 р.

20. Sotheby’s, Fine Pre-Columbian art: [sale catalogue] Sotheby’s, New York, Sotheby Parke Bernet Inc, 1981, 176 р.

21. Gardiner Museum. Available at: https://emuseum.gardinermuseum.com/objects/ 425/figure-of-a-seated-warrior?ctx=b6a5d8639098f189b6f0dfd4e02a49bf055135bb&idx=110 (accessed 18.07.2022).

22. Gardiner Museum. Available at: https://emuseum.gardinermuseum.com/objects/426/fi-gure-of-a-male-perfoming-ritual-bloodletting?ctx=b6a5d8639098f189b6f0dfd4e02a49bf055 135bb&idx=111 (accessed 18.07.2022).

23. Gardiner Museum Available at: https://emuseum.gardinermuseum.com/objects/401/dancermusician-figural-whistle?ctx=57ad356a4957f2c37b7eaa4eed84386393578c9 b&idx=115 (accessed 18.07.2022).

24. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio. Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_hires.php?search=8569&date_added=&image=8569b&display=8&rowstart=0 (accessed 18.07.2022).

25. Christie’s. Available at: https://www.christies.com/lot/lot-4515164 (accessed 18.07.2022).

26. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio. Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_hires.php?search=656&date_added=&image=656a&display=8&rowstart=0 (accessed 18.07.2022).

27. Christie’s. Available at: https://www.christies.com/lot/lot-4308821 (accessed 18.07.2022).

28. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio Available at: http://research.mayavase.com/ portfolio_thumbs.php?_allSearch=6085&x=0&y=0&date_added= (accessed 18.07.2022).

29. Sotheby’s, Fine Pre-Columbian art: [sale catalogue] Sotheby’s, New York, Sotheby Parke Bernet Inc, 1982, 100 р.

30. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio. Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_thumbs.php?_allSearch=6085&x=0&y=0&date_added= (accessed 18.07.2022).

31. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio. Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_thumbs.php?_allSearch=3328&x=0&y=0&date_added= (accessed 18.07.2022).

32. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_thumbs.php?_allSearch=4570&x=0&y=0&date_added= (accessed 18.07.2022).

33. Kerr J. The Pre-Columbian Portfolio Available at: http://research.mayavase.com/portfolio_hires.php?search=2299&date_added=&image=2299a&display=8&rowstart=0 (accessed 18.07.2022).

34. Giquello & Associés. Available at: https://www.giquelloetasso-cies.fr/lot/88284/8480099-joueur-de-balle-portant-un-mas (accessed 20.07.2022).

35. Giquello & Associés. Available at: https://www.giquelloetasso-cies.fr/lot/101217/11757098-personnage-assis-en-tailleur-psort=num& (accessed 20.07.2022).

36. Giquello & Associés. Available at: https://www.giquelloetassocies.fr/lot/114185/15175664-statuette-anthropomorphe-captisearch=& (accessed 20.07.2022).

37. Bonhams. Available at: https://www.bonhams.com/auctions/19988/lot/78/ (accessed 20.07.2022).

38. Christie’s. Available at: https://www.christies.com/lot/lot-6303176?ldp_bread-crumb=back&intObjectID=6303176&from=salessummary&lid=1 (accessed 20.07.2022).

39. Sotheby’s. Available at https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/african-oceanic-n09619/lot.78.html (accessed 20.07.2022).

40. Estimations Ventes aux enchères, EVE. Available at: http://www.auctioneve.com/lot/18067/3446059-ile-de-jaina-maya-mexique-c-55 (accessed 20.10.2022).

41. Schele Linda. Hidden faces of the Maya. Poway, California ALTI, 1997, 185 р.

42. Bonhams. Available at: https://www.bonhams.com/auctions/13197/lot/2429/ (accessed 20.07.2022).

43. Arte Primitivo. Available at: http://www.arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=130363 (accessed 20.07.2022).

44. Christie’s. Available at: https://www.christies.com/lot/lot-6256744 (accessed 20.07.2022).

45. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/art-of-africa-oceania-americas-n09856/lot.145.html (accessed 20.07.2022).

46. EVE. Art Precolombien. Lundi 09 Décembre 2013 15:30. Available at: http://www.auctioneve.com/catalogue/18067?#lot288 (accessed 20.07.2022).

47. Drouot.com. Arts of Africa, America and Oceania. Available at: https://uk.drouot.com/s?offset=100&venteType=all&categorie=5&cps=all (accessed 24.07.2022).

48. Sotheby's. Sculpture from the Collection of Seymour and Alyce Lazar, Palm Springs. Available at: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2022/sculpture-from-the-collection-of-seymour-and-alyce-lazar-palm-springs-2?lotFilter=AllLots (accessed 20.07.2022).

49. Arte Primitivo. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=162969 (accessed 20.07.2022).

50. Bonhams. Available at: https://www.bonhams.com/auctions/18631/lot/6117/ (accessed 20.07.2022).

51. Bonhams. Available at: https://www.bonhams.com/auctions/ 21802/lot/24/?category=list&length=12&page=2 (accessed 20.07.2022).

52. Drouot. Available at: https://uk.drouot.com/l/19465461-figure-maya-en-terre-cuite-rep?query=maya (accessed 20.07.2022).

53. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2009/african-oceanic-pre-columbian-art-n08552/lot.137.html (accessed 20.07.2022).

54. Sotheby's. The Saul and Marsha Stanoff Collection. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2007/the-saul-and-marsha-stanoff-collection-n08386/lot.65.html (accessed 20.07.2022).

55. Museum of Fine Arts Boston. https://collections.mfa.org/objects/496291/seated-woman-figurine?ctx=13c38101-d1fc-4eaf-8f67-d69ebd8c816c&idx=47 (accessed 20.07.2022).

56. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2006/african-oceanic-and-pre-columbian-art-n08246/lot.284.html (accessed 20.07.2022).

57. The Princeton University Art Museum. Available at: https://artmuseum.princeton.edu/collections/objects/98861 (accessed 20.07.2022).

58. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/african-oceanic-and-precolumbian-art-n08749/lot.137.html (accessed 20.07.2022).

59. The Yale University Art Gallery. Available at: https://artgallery.yale.edu/collections/objects/213111 (accessed 20.07.2022).

60. LiveAuctioneers. Available at: https://www.liveauctioneers.com/item/89158106_maya-jaina-pottery-female-rattle-figure (accessed 20.07.2022).

61. LiveAuctioneers. Available at: https://www.liveauctioneers.com/item/85184353_maya-jaina-pottery-female-rattle-figure (accessed 20.07.2022).

62. LiveAuctioneers. Available at: https://www.liveauctioneers.com/item/93165363_maya-jaina-pottery-female-rattle-figure (accessed 20.07.2022).

63. Arte Primitivo Gallery. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=149630 (accessed 20.07.2022).

64. Arte Primitivo Gallery. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=166053 (accessed 20.07.2022).

65. Arte Primitivo Gallery. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=144165 (accessed 25.07.2022).

66. Arte Primitivo Gallery. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=149628 (accessed 25.07.2022).

67. Giquello & Associés. Available at: https://www.binocheetgiquello.com/lot/ 96927/10240189-deesse-de-la-lune-ixchel-et-so (accessed 25.07.2022).

68. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/african-oceanic-n09619/lot.79.html (accessed 25.07.2022).

69. Drouot.com Available at: https://uk.drouot.com/l/19476821--maya-jaina-double-figure-of-i?query=maya&actionParam=recherche (accessed 25.07.2022).

70. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalo-gue/2011/african-oceanic-and-precolumbian-art-n08749/lot.136.html (accessed 25.07.2022).

71. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2015/african-oceanic-n09347/lot.76.html (accessed 25.07.2022).

72. Bonhams. Available at: https://www.bonhams.com/auctions/21802/lot/28/ (accessed 25.07.2022).

73. Christie’s. Available at: https://www.christies.com/lot/lot-6256745 (accessed 25.07.2022).

74. Sotheby's. Available at: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/african-oceanic-and-precolumbian-art-n08749/lot.136.html (accessed 25.07.2022).

75. Arte Primitivo Gallery. Available at: https://arteprimitivo.com/scripts/detail.asp?LOT_NUM=168349 (accessed 25.07.2022).

76. McAndrew Clare. Auctions. The Art Market 2022. An Art Basel & UBS Report, 279 р. Available at: https://d2u3kfwd92fzu7.cloudfront.net/Art%20Market%202022.pdf (accessed 25.08.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести