Интеррегиональная политика Евросоюза в отношении Mercosur
Интеррегиональная политика Евросоюза в отношении Mercosur
Аннотация
Код статьи
S0044748X0022353-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Урюпина Алиса Эдуардовна 
Аффилиация: МГИМО МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
24-40
Аннотация

На латиноамериканском направлении Европейский союз сотрудничает со многими региональными группировками, но наиболее интенсивно интеррегиональное взаимодействие развивается по линии ЕС — Mercosur. Оно было запущено в 1995 г. благодаря подписанию Рамочного соглашения, которое предполагало поэтапную либерализацию внешней торговли на пути к образованию межконтинентальной зоны свободной торговли. Переговоры по ее созданию продолжались 20 лет и завершились заключением политико-экономического соглашения между ЕС и Mercosur в 2019 г. Это событие стало знаковым в развитии интеррегионального сотрудничества по линии ЕС — Mercosur, хотя параллельно Евросоюз вел диалог и с отдельными странами региона, например, с Мексикой и Чили, а также с андскими и центральноамериканскими государствами. В данной статье рассматриваются основные этапы переговоров по созданию зоны свободной торговли, вероятные выгоды для обоих сторон, причины, препятствующие ратификации соглашения, а также дается прогноз возможной судьбы соглашения в ближайшие годы.

Ключевые слова
Евросоюз, Mercosur, интеррегионализм, зона свободной торговли
Классификатор
Получено
20.07.2022
Дата публикации
15.02.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
503
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В настоящее время Европейский союз (ЕС) является одним из наиболее влиятельных региональных интеграционных объединений, взаимодействующих как с отдельными государствами в различных регионах мира, так и с региональными структурами. Сотрудничество Евросоюза c Общим рынком стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur) является ярким примером интеррегионализма (взаимодействия двух интеграционных объединений) и вызывает особый интерес исследователей в связи с активным ростом экономик стран Латинской Америки и утверждением на мировых рынках таких крупных стран, как Бразилия и Аргентина [1].
2 Целью данной статьи является выявление факторов, замедляющих развитие взаимодействия ЕС и Mercosur. В качестве теоретической базы используется концепция интеррегионализма и нового регионализма (Бьорн Хеттне, Фредерик Содербаум).
3 Большинство исследователей понимают интеррегионализм как в той или иной мере институционализированные отношения между двумя региональными интеграционными объединениями. Многие исследования, посвященные интеррегионализму в мировой политике, написаны в основном европейскими авторами, которые основываются, прежде всего, на опыте Европейского союза.
4 Одной из первых и фундаментальных работ, представляющих особую значимость для исследования, является монография «Интеррегионализм и международные отношения» Ральфа Роллофа, Хайнера Хэннги и Юргена Рюлланда [2]. В этой работе ученые впервые предприняли попытки проанализировать интеррегионализм как международную стратегию, ввести и обосновать его типологии и черты. Этот труд во многом является основой для всех последующих исследований, касающихся данной области. Другой важнейшей работой является книга «Евросоюз как глобальный игрок: политика итнтеррегионализма», написанная известными учеными Л. ван Лангенховом и Ф.Содербаумом [3]. В своем исследовании авторы отмечают, что интеррегионализм стал отличительной чертой третьего поколения регионализма, он направлен на расширение и углубление внешних связей регионов, что означает большую открытость регионов вовне. Авторы также одними из первых уделили особое внимание межрегиональному опыту Европейского союза.
5 Несколько важных работ по теории нового регионализма и трансрегионализма написано также и российскими учеными. Прежде всего следует выделить труды А.Д.Воскресенского [4], Д.А.Кузнецова [5], а также книгу, авторами которой являются Е.Б.Михайленко и В.И.Михайленко [6]. В работе «Мировое комплексное регионоведение» А.Д.Воскресенский [4] анализирует регионализацию современных международных отношений, ее основы и методы структурирования регионального пространства, характер преломления глобальных политических и экономических закономерностей в макрорегионах и глобальных регионах, которые приобретают черты собственной акторности. Необходимо также отметить работы Д.А.Кузнецова, посвященные осмыслению трансрегионализма как феномена мировой политики [7], проблемам терминологии и концептуализации данного явле-ния [8], а также его связи с мегатрендами мировой политики [5]. Д.А.Кузнецов в статье «Трансрегионализм в политике Европейского союза» исследует развитие трансрегиональных связей Европейского союза и ряд их характерных отличительных черт. Во-первых, с геополитической точки зрения ЕС развивает трансрегиональные связи разного типа с целью силового балансирования и равномерного распределения влияния на мировой арене. Во-вторых, отличительной чертой трансрегионализма ЕС является его асимметричность, а именно сотрудничество с наименее развитыми и наиболее интересными в экономическом и геополитическом контексте регионами. В-третьих, повестка дня для развития трансрегионального взаимодействия зависит от влияния европейских наднациональных структур, национальных правительств, бизнес-сообществ и лоббистских групп. И наконец, межрегиональные связи помогают ЕС позиционировать себя как единого международного актора и «противопоставлять» себя другим регионам [9].
6 Важно отметить, что интеррегиональная политика ЕС распространяется практически на все регионы мира и наиболее интенсивно развивается на латиноамериканском и азиатском направлениях. В данной статье будут рассмотрены особенности интеррегиональных связей в Латинской Америке на примере сотрудничества с Mercosur.
7

Предпосылки формирования интеррегионального взаимодействия Евросоюз — Mercosur

8 В настоящее время ЕС играет важную роль в создании связей со многими регионами мира, в том числе и с таким крупным регионом, как Латинская Америка. Первой региональной организацией, с которой ЕС установил отношения в Латинской Америке, стал Mercosur, созданный после подписания Асунсьонского договора в 1991 г. В его состав вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, в 2012 г. — Венесуэла (с 2017 г. членство Венесуэлы было приостановлено). На правах ассоциированных членов участвуют Чили (1996 г.), Боливия (1997 г.), Перу (2003 г.), Колумбия (2004 г.), Эквадор (2004 г.), Гайана и Суринам (2013 г.). Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена.
9 Договор о создании Mercosur вступил в силу 29 ноября 1991 г. В нем были определены механизмы, структура и задачи будущего союза. Основными предпосылками, определившими создание общего рынка, стали, прежде всего, стремление к экономическому развитию стран региона, улучшению их благосостояния, а также желание уменьшить влияние США на членов группировки. Принципы демократии и экономического развития были положены в основу Mercosur и являются залогом успешной интеграции. В процессе развития организации большое внимание уделяется также вопросам миграции, трудовых, культурных и социальных условий в странах-участницах. Более того, у Mercosur существуют собственные механизмы финансирования, в частности, Фонд для структурного сближения (Fondo para la Convergencia Estructural, FOCEM), который занимается проблемой экономических диспропорций в рамках общего рынка, а также другими вопросами.
10 В начале 1990-х годов Евросоюз начал разрабатывать новый коллективный подход к взаимодействию со странами Латино-Карибской Америки (ЛКА), что было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, ЕС был обеспокоен ослаблением своей роли в данном регионе. Разработка нового стратегического подхода стала своеобразным ответом на растущее влияние США [10]. В ЛКА начали появляться новые интеграционные проекты: так, например, 27 июня 1990 г. на международном форуме был представлен новый проект США — «Инициативы для Америк». Он предполагал формирование единого континентального интеграционного пространства посредством образования зоны свободной торговли (ЗСТ), обеспечивающей свободное передвижение товаров и услуг, технологий и рабочей силы. Этот проект так и не был реализован [11].
11 Евросоюз выступил с собственной, альтернативной североамериканскому проекту, инициативой, которая была поддержана в странах ЛКА. Было предложено создать масштабную евро-латиноамери-канскую трансрегиональную зону свободной торговли, которая бы объединила экономики ЕС со всеми интеграционными блоками региона. На практике такая инициатива была трудноосуществима, и впоследствии Евросоюз пошел по пути взаимодействия с отдельными субрегиональными группами и государствами [12]. Было принято решение сотрудничать и на макрорегиональном уровне в формате саммитов между странами Евросоюза и Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latino-americanos y Caribeños, CELAC).
12 С 1991 г. взаимодействие между странами ЛКА и ЕС проходит и в формате ибероамериканских конференций — регулярных встреч глав государств и правительств 23 государств Латинской Америки и Европы (Испании, Португалии и Андорры). Ежегодные конференции помогают странам выстраивать конструктивный диалог по вопросам, находящимся на повестке дня, а также разрабатывать план совместных действий в отношении различных угроз регионального и международного характера [13]. Ибероамериканские конференции проводятся на базе Международной межправительственной организации ибероамериканских государств по вопросам образования, науки и культуры (Iberoamerican States Organization for Education, Science and Culture, OEI).
13 На настоящий момент Евросоюз активно взаимодействует сразу со многими объединениями ЛКА. Например, сотрудничает с Андским сообществом наций (Сomunidad andina, CAN), в которое, согласно Рамочному соглашению 1993 г., входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. С отдельными странами CAN были подписаны торговые соглашения в 2012 г. (Колумбия и Перу) и в 2014 г. (Эквадор). Сотрудничество развивается и с Карибским сообществом (Caribbean Community, CARICOM) — соглашение 2008 г. [14], группой Сан-Хосе или Центральноамериканской экономической интеграцией (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама) и группой Рио (все страны Латинской Америки и Карибского бассейна) [15]. Наиболее интенсивно развивается взаимодействие между ЕС и Mercosur, оформленное в 1995 г., когда в Мадриде было подписано Рамочное соглашение четвертого поколения о межрегиональном сотрудничестве (Europe Mercosur Interregional Framework for Cooperation Agreement, EMIFCA) [16]. Соглашение предполагало поэтапную либерализацию внешней торговли на пути к созданию межконтинентальной зоны свободной торговли между интеграционными группировками. Несмотря на поддержку такой идеи и в целом желание стран ЛКА диверсифицировать свои экономические и политические связи, процесс переговоров, направленный на сближение ЕС и ЛКА, шел долго, в основном из-за нежелания сторон идти на взаимные уступки.
14

Этапы переговоров о создании зоны свободной торговли между Евросоюзом и Mercosur

15 Российская исследовательница Виолетта Тайар условно разделяет процесс переговоров между ЕС и ЛКА на четыре основные цикла: первый (1999—2003 гг.), второй (2004—2009 гг.), третий (2010—2013 гг.), четвертый (2013—2016 гг.) [10]. Изучив цикл межрегиональных переговоров между ЕС и ЛКА, можно выстроить периодизацию переговоров именно между ЕС и Mercosur, которые были сложными и завершились в 2019 г. К сожалению, никакого конкретного результата в виде ратификации соглашения достигнуто не было.
16 Первый этап — начало сотрудничества (1995—2004 гг.). Оно ознаменовано подписанием Межрегионального рамочного соглашения в 1995 г. [17]. Соглашение вступало в силу 1 июля 1999 г. и предполагало создание платформы двустороннего сотрудничества, а также постепенную либерализацию торговли с целью создания межконтинентальной ЗСТ в будущем. Важным событием данного этапа стал саммит в Рио-де-Жанейро в 1999 г., в рамках которого Евросоюз и Mercosur очертили сроки процесса либерализации торговли. В мае 2002 г. на втором саммите глав государств и правительств ЕС и Mercosur в Мадриде было решено придать новый импульс переговорам, в частности, было подписано соглашение об упрощении торговли, рассмотрены вопросы таможенных пошлин, авторских прав, автомобильный сектор и фитосанитарные меры. В 2004 г. переговоры зашли в тупик из-за неудачного обмена рыночными предложениями. С одной стороны, Mercosur не удовлетворили положения по открытию рынка для сельскохозяйственных продуктов, а со стороны ЕС были возражения относительно пунктов о государственных закупках и интеллектуальной собственности. Страны Mercosur настаивали на том, чтобы ЕС снял пошлины с 77% их экспортных товаров, а также увеличил квоты на говядину, муку, рис, сахар. Евросоюз, в свою очередь, добивался либерализации цен на поставки промышленных товаров, автомобилей и средств связи [18].
17 Второй этап — замедление межрегионального диалога (2004—2010 гг.). На данном этапе наблюдается значительное замедление межрегионального диалога, которое объясняется рядом причин экономического, политического и институционального характера. В этот период произошло заметное ослабление экономического взаимодействия, прежде всего из-за мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. (рынки ЕС оказались более уязвимыми, чем рынок ЛКА). Хотя объем взаимной торговли между ЕС и Mercosur в этот период вырос в два с половиной раза, его динамика характеризуется перепадами, а сам показатель не отражает реальные экономические возможности южноамериканских и европейских государств, в том числе, из-за высоких таможенных тарифов, достигавших в ряде случаев 55%. Поэтому конец 2010-х годов стал периодом снижения взаимной торговли [19]. Кроме того, на региональных рынках ЛКА появились значительные признаки протекционизма, изменились приоритеты торгового сотрудничества, и возник особый интерес к азиатско-тихоокеанским рынкам. На фоне экономического спада, который переживали страны Запада в период экономического кризиса 2008—2010 гг. и после него, азиатско-тихоокеанский регион (АТР) демонстрировал высокие темпы экономического развития. Благодаря росту его политического влияния между ЛКА и АТР стало развиваться сотрудничество по линии Юг — Юг. В Европе в этот период происходит переориентация на страны Восточной Европы. Диалог между ЕС и Mercosur практически не развивается, переговоры по созданию межконтинентальной ЗСТ приостановлены, однако проходят встречи в рамках неофициальных технических совещаний.
18 Третий этап — возобновление и интенсификация переговорного процесса (2010—2019 гг.). Начало третьего этапа переговоров было связано с успешным проведением шестого саммита в 2010 г., по итогам которого переговоры между ЕС и странами Mercosur возобновились с целью подписания соглашения об ассоциации четвертого поколения. В период с 2010 по 2019 г. было проведено несколько министерских встреч и 39 раундов торговых переговоров [21]. В 2015 г. Евросоюз и страны ЛКА подписывают Парижское соглашение по климату и соглашение о Целях устойчивого развития ООН, после чего происходит еще большее сближение стран двух континентов. В 2017 г. переговорный процесс между странами интенсифицировался в качестве ответа на протекционистскую политику президента США Дональда Трампа (2017—2021 гг.) [20].
19 Одним из факторов, повлиявшим на ход переговоров о создании ЗСТ между Евросоюзом Mercosur, являлся спор между Аргентиной и Великобританией о принадлежности Фолклендских островов, которые Аргентина считает своими и называет Мальвинскими. В 1994 г. в Конституцию Аргентины была включена отдельная статья о том, что страна рассматривает архипелаг как неотъемлемую часть национальной территории и что восстановление суверенитета над Мальвинскими островами при сохранении уважения к образу жизни их жителей и в соответствии с принципами международного права — неизменная цель аргентинского народа [22]. После решения Великобритании о выходе из ЕС в 2016 г. переговоры продвинулись, но спор о принадлежности островов так и остался нерешенным [23].
20 Четвертый этап — завершение переговоров, период ожидания (с 2019 г. по настоящее время). 2019 г. является знаковым, так как 28 июня, после почти 20 лет переговоров, было заключено соглашение о создании ЗСТ между ЕС и Mercosur. Для обоих торговых блоков последние несколько лет до подписания соглашения были ознаменованы значительными препятствиями на пути к его заключению. Это связано с завершением процесса выхода Великобритании из ЕС, приостановлением членства Венесуэлы в Mercosur и растущими идеологическими расхождениями Аргентины со ее региональными партнерами. Переговорный процесс между Европейским союзом и Mercosur длился долго, то угасая, то выходя на новый уровень. Тем не менее соглашение было достигнуто при активном участии Испании, Португалии и Аргентины, которые планировали подписать договор до новых выборов в Европарламент и до осенних выборов в Аргентине.
21 В Аргентине до 2015 г. политика трех предшествующих правительств характеризовалась выраженным протекционизмом, но с победой на выборах предпринимателя и политика Маурисио Макри (2015—2019 гг.) был сделан переход к практике свободного рынка; соответственно, был придан новый импульс переговорам с Евросоюзом по ЗСТ. В ходе предвыборной кампании М.Макри активно выступал за скорейшее возобновление переговоров и подписание соглашения. Он заявлял, что Mercosur являлся на тот момент одним из наиболее изолированных и протекционистских блоков в мире и что такое положение дел ведет к усугублению бедности в странах-участницах [24].
22 В Бразилии президентом был избран Жаир Болсонару (2019—2022 гг.), который активно выступал за либерализацию южноамериканских экономик и поддерживал позицию М.Макри в отношении сделки с ЕС. Однако с приходом к власти Альберто Фернандеса (2019 — н/в) внешнеэкономическая политика Аргентины изменилась, и попытки либерализации общих внешнеторговых режимов Mercosur были заблокированы [25]. Период президентства М.Макри выделяют как один из факторов, повлиявших на подписание соглашения о ЗСТ.
23 Испания и Португалия — те страны Евросоюза, которые традиционно связаны с латиноамериканскими партнерами, поэтому неудивительно, что наибольший импульс к подписанию соглашения о ЗСТ исходил именно от них. Именно за время председательства в Совете Европы этих двух стран были достигнуты значительные успехи в установлении новых механизмов эффективного сотрудничества с ЛКА. Во время последнего председательства Португалии в Совете Европы в 2021 г. и временного председательства Аргентины в Mercosur проводились встречи с целью продвижения процесса ратификации соглашения о ЗСТ. Стороны сошлись во мнении о том, что ратификация соглашения может способствовать росту торговли между обоими блоками, а также экономическому восстановлению стран в постковидное время. Ратификация соглашения с Mercosur также являлась одной из приоритетных целей Португалии в период ее председательства в Совете Европы [26].
24 Глава испанского правительства Педро Санчес активно лоббировал заключение соглашения с Mercosur и в данный момент не перестает поддерживать его скорейшую ратификацию. Он утверждает, что соглашение с Mercosur «является ключом к многосторонней торговой системе в целом. Оно может показать всем партнерам, что система работает, посылая сигнал о том, что международная торговля является взаимовыгодной, если она основана на диалоге, сотрудничестве и справедливых правилах» [27]. Сотрудничество с крупнейшими экономиками Латинской Америки является для испанских фирм стимулом к их развитию, способствует интернационализации и усиливает конкуренцию, в том числе внутри Испании [28]. На пути к подписанию соглашения П.Санчес заручился поддержкой Германии, Голландии, Португалии, Швеции, Латвии и Чехии, однако  либерализация торговли с Mercosur вызывала сомнения во Франции, Бельгии, Ирландии, Австрии и Польше. Эти страны и сейчас не перестают выражать скептицизм относительно либерализации торговли и считать открытие рынков одним из факторов дестабилизации европейского сельскохозяйственного сектора, особенно из-за увеличения импорта латиноамериканской говядины.
25 На данный момент прошло уже три года ожидания ратификации соглашения. Документ должны утвердить парламенты 28 стран ЕС и четыре участника южноамериканского общего рынка. Предполагается, что политико-эконо-мическое соглашение ЕС — Mercosur отменит большинство действующих тарифов на экспорт из ЕС в страны союза, что сделает европейские компании более конкурентоспособными и позволит им экономить на таможенных пошлинах 4 млрд евро в год [29]. В соответствии с соглашением о ЗСТ государства Mercosur в течение десяти лет обнулят ввозные таможенные пошлины на 91% товаров, которые компании ЕС поставляют на их территорию. Более длительный период либерализации тарифов — до 15 лет — предназначен для таких наиболее чувствительных продуктов, как говядина, этанол, свинина, мед, сахар и птица. Таким образом, соглашение будет способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на внутреннем рынке Mercosur, который защищен высокими, а иногда и запретительными импортными тарифа-ми [30]. Кроме торговых обязательств, в документе содержится одна глава, посвященная климату, устойчивому развитию, сохранению лесов, уважению трудовых прав и поощрению ответственного ведения бизнеса; в ней закреплены обязательства стран-участниц следовать Парижскому соглашению по климату.
26

Ожидаемые выгоды от соглашения между Евросоюзом и Mercosur

27 Преимущества от заключения сделки с ЕС для Mercosur весьма очевидны. Во-первых, взаимодействие в политико-стратегическом направлении способствует укреплению союза с одним из влиятельных партнеров на международной арене. Во-вторых, соглашение позитивно повлияет на диверсификацию торговых связей и повысит конкурентоспособность, ускорит включение экономик в мировую систему. В-третьих, явным преимуществом для обоих блоков станет отмена ограничений в торговле с Евросоюзом [31].
28 Стоит отметить, что Mercosur является пятой по величине экономикой мира за пределами ЕС с населением более 260 млн человек, годовой объем производства составляет более 2,2 трл евро. Сегодня более 855 тыс. рабочих мест в ЕС связаны с экспортом только в Бразилию. Туда свою продукцию экспортируют уже более 60 тыс. европейских компаний. Они также являются крупными инвесторами в Mercosur, а фирмы Mercosur все чаще инвестируют в ЕС. В компаниях, зарегистрированных в странах Mercosur, работают более 30 тыс. граждан Евросоюза [32]. Если торговое соглашение будет ратифицировано, то у государств Mercosur появятся перспективы получения новых технологий и подключения к глобальным цепочкам создания стоимости; они смогут найти новое место в международном разделении труда и, возможно, пересмотрят стратегии экономического роста; кроме того, повысится конкурентоспособность крупных латиноамериканских транснациональных компаний.
29 В подписании соглашения о ЗСТ из стран Mercosur прежде всего были заинтересованы Бразилия и Аргентина. Несмотря на то, что, по мнению экспертов, Альберто Фернандес, избранный в 2019 г. президентом Аргентины, мог бы стать причиной замедления процесса ратификации соглашения, он бы настроен на положительное решение этого вопроса. На встрече в Берлине с канцлером Германии Ангелой Меркель (2005—2021 гг.) А.Фернандес призвал «материализовать» соглашение между Евросоюзом и Mercosur, которое еще не ратифицировано парламентами стран-членов. Но, несмотря на высказывания президента, Аргентина все же решила приостановить свое участие в переговорном процессе, обосновав это усиливающимся экономическим кризисом в стране.
30 Одним из важнейших пунктов сделки является выполнение условий Парижского соглашения, соответственно, в странах ЛКА, в особенности в Бразилии, будет облегчено достижение консенсуса по экологическим вопросам, что также может ускорить переход к «зеленой» политике партнеров по Mercosur [33]. Благодаря этому сотрудничеству в странах ЛКА будут распространяться «зеленые» технологии, и в целом экологические проблемы будут решаться на новом уровне.
31 Для ЕС сближение с Mercosur означает укрепление ранее существовавших отношений, что является одним из приоритетов обновленной Глобальной стратегии внешней политики и безопасности Евросоюза [34] и может способствовать усилению политического присутствия ЕС в Латинской Америке. В экономическом плане интерес Евросоюза связан с тем, что Mercosur является крупным рынком для экспорта, и до сих пор он был единственным серьезным торговым партнером в Латинской Америке, с которым ЕС не имеет соглашения о преференциальной торговле. При этом европейские компании экспортировали в четыре страны — учредителя Mercosur товаров на сумму 45 млрд евро (в 2018 г.) и услуг на сумму 23 млрд евро (в 2017 г.) [35]. Другими выгодами для ЕС станут рост продаж услуг в регионе и частичная или полная отмена таможенных пошлин, которые на данный момент остаются для большинства европейских экспортных товаров сравнительно высокими: около 20-35% — на станки и оборудование, 23-35% — на автомобили и запчасти, 20-35% — на алкогольную продукцию [36].
32 Больший интерес для европейских партнеров представляет и получение доступа на рынки государственных закупок стран Mercosur, в том числе для участия в инфраструктурных проектах [37].
33

Факторы, препятствующие формированию зоны свободной торговли ЕС — Mercosur

34 Несмотря на все преимущества соглашения о создании ЗСТ между Евросоюзом и Mercosur, многие страны ЕС выразили намерение отклонить проект соглашения. Это связано с различными политическими, экономическими и социальными причинами.
35 Обеспокоенность по поводу выполнения обязательств соглашения вызвала внутренняя политика бывшего президента Бразилии Ж.Болсонару, так как после прихода к власти в январе 2019 г. он в значительной степени ослабил законодательство по защите окружающей среды. В частности, в четыре раза были увеличены разрешенные нормы по очистке от леса территорий в Амазонии для превращения их в сельскохозяйственные уго- дья [38]. Одним из главных экспортируемых Бразилией товаров является говядина, для производства которой вырубаются леса: 63% земель вырубленных лесов в бразильской Амазонии используется для выпаса скота. Экоактивисты в Евросоюзе считают, что торговое соглашение между ЕС и Mercosur позволит и дальше проводить такую политику, поскольку соглашение дает возможность ежегодно экспортировать по низкой тарифной ставке из стран Mercosur в Евросоюз 99 тыс. т говядины и другие сельскохозяйственные продукты. Данные экспертного исследования, проведенного по заказу правительства Франции, доказывают, что соглашение приведет к интенсификации вырубки лесов в Южной Америке на 25% [39]. Особую обеспокоенность европейских государств экологической повесткой Бразилии также можно связать с тем, что в некоторых странах Европы растет популярность «зеленых» партий, которые стали четвертой по величине группой на выборах в Европарламент 2019 г. [40], а также входят в коалиции таких стран, как Бельгия, Швеция, Финляндия и Австрия.
36 На фоне интенсивной вырубки лесов, а также пожаров в Амазонии в 2019 г. Франция и Ирландия заявили о намерении заблокировать торговое соглашение, если бразильские власти не примут меры по ликвидации пожаров в амазонских лесах и по их защите [41]. Вслед за Францией и Ирландией правительства Словакии, Австрии, Нидерландов, Бельгии и Германии проинформировали о том, что не ратифицируют соглашение, если не будут выработаны новые экологические обязательства [42]. 15 сентября 2020 г. восемь европейских стран написали коллективное письмо вице-президенту Бразилии Амилтону Моурау, в котором призвали принять срочные меры по защите Амазонки, отметив, что страны, объединившиеся в рамках Амстердамской декларации о партнерстве (Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Норвегия и Бельгия), разделяют растущую обеспокоенность бизнеса, инвесторов и в целом европейского гражданского общества текущими темпами обезлесения в Брази- лии [43]. В свою очередь бразильская сторона обвиняет противников сделки в использовании экологических соображений в качестве предлога для торгового протекционизма.
37 Ж.Болсонару также известен своей жесткой дискриминационной политикой в отношении коренных народов Бразилии. Активисты и защитники осуждали президента за поощрение вторжения на земли коренных народов и использования их для добычи полезных ископаемых и сельскохозяйственного производства [44]. Лидеры и правозащитники коренных народов Бразилии неоднократно заявляли, что заключение соглашения приведет к усилению дискриминации коренных народов, поскольку вырубается все больше лесов, чтобы освободить место для скотоводческих хозяйств и плантаций сахарного тростника [45]. В этой связи они предлагают внести в соглашение отдельные пункты, которые защищали бы их земли и права, в том числе введение пятилетнего моратория на вырубку леса в Бразилии, увеличение штрафов на нарушение норм экологической безопасности, а также усиление контроля по защите прав коренного населения. В 2017 г. Ладио Верон, лидер гуарани каюва, части этнической группы гуарани — коренных народов, проживающих на юго-западе Бразилии, в штате на границе с Парагваем, — совершил тур по странам Европы в поисках международной поддержки для прекращения нападений и убийств коренных жителей, а также кражи их земель. Он отметил, что Европа, хоть и не может помочь полностью разрешить проблему, но способна оказать поддержку или же усилить давление на власти Бразилии и потребовать признания прав и защиты земель коренных народов. Тур вызвал множество положительных откликов в европейских СМИ, различные европейские организации предложили помощь, в том числе религиозные группы Италии и экологические активисты Греции [46].
38 Примечательно, что в риторике вновь избранного президента Бразилии Лулы да Силвы уделяется достаточно внимания социальной политике, защите лесов Амазонии и коренного населения. Во время своей предвыборной кампании Луис Инасио Лула да Силва неоднократно посещал земли коренных народов. В августе, находясь с визитом в городе Манаус, он заявил: «Мы собираемся создать министерство коренных народов»; «больше не будет добычи полезных ископаемых на землях коренных народов», потому что «мы должны серьезно отнестись к проблеме уничтожения планеты» [47].
39 Против создания ЗСТ ЕС — Mercosur выступают и европейские фермеры, и сельскохозяйственные профсоюзы, например, крупнейшая французская Национальная федерация сельскохозяйственных профсоюзов, которые серьезно обеспокоены угрозой притока дешевых продуктов в Евросо- юз [48], а также резкого снижения цен [49]. Новость о подписании соглашения вызвало волну протестов, особенно во Франции, Италии и Ирландии, хотя в документе предусмотрен механизм защиты европейских фермеров в случае внезапного увеличения импорта, который может вызвать значительный дисбаланс внутреннего рынка ЕС. Этот механизм будет применяться ко всем продуктам, в том числе чувствительным к импорту, для которых предлагаются ограниченные квоты. Кроме того, Европейская комиссия готова оказывать помощь фермерам в проведении любых необходимых корректировок с предоставлением пакета финансовой поддержки в размере до 1 млрд евро в случае нанесения им серьезного ущерба в связи с вступлением соглашения в силу [30].
40 По мнению аналитиков, еще одним важным фактором, повлиявшим на процесс переговоров, является кризис, вызванный коронавирусом. Он внес коррективы как в процесс интеррегионализации, так и в геополитическую обстановку в целом [50]. Последствия коронавируса отражаются на экономиках всего мира, в том числе и латиноамериканского региона. Чрезвычайная ситуация, вызванная пандемией, обострила накопившиеся производственные, экономические и социальные проблемы ЛКА. ВВП стран упали, усилились экономические асимметрии между Европой и Латинской Америкой. Кроме того, наблюдается бегство капитала из развивающихся латиноамериканских стран в США, сопровождаемое сокращением производства и падением конкурентоспособности национальных валют. Важнейшим последствием пандемии также является сокращение международной торговли, что влияет на процесс ратификации соглашения о ЗСТ с европейскими партнерами.
41 После анализа положительных и отрицательных последствий заключения соглашения для обоих блоков можно сделать прогноз относительно его дальнейшей судьбы.
42 Во-первых, одним из ключевых факторов, препятствующих ратификации соглашения, является угроза притока дешевых сельскохозяйственных продуктов в ЕС, что может нанести ущерб европейскому сельскому хозяйству. Европейские фермеры, особенно во Франции, Ирландии и Бельгии, резко раскритиковали соглашение, утверждая, что снижение тарифов и расширение квот на сельхозпродукцию (в частности, говядину и курятину) угрожают их бизнесу. Помимо того факта, что они несут гораздо более высокие производственные затраты, чем в странах Mercosur, фермеры ЕС утверждают, что они будут находиться в крайне невыгодном положении, поскольку производители Mercosur руководствуются более низкими стандартами производства, охраны окружающей среды и труда. Кроме того, у сельскохозяйственных продуктов из стран Mercosur более низкие стандарты качества; в Mercosur также довольно слабый контроль за ходом производства [51]. Поэтому Европейская комиссия настаивает на том, чтобы стандарты безопасности пищевых продуктов ЕС применялись ко всем импортируемым продуктам.
43 Во-вторых, на судьбу соглашения влияет сильная озабоченность европейских стран соблюдением экологических стандартов и решением вопросов по защите окружающей среды в странах Mercosur, в частности, в Бразилии. Важно отметить, что латиноамериканская экономическая модель развития основана на эксплуатации собственных сырьевых запасов. Активная добыча ископаемых и их агрессивное использование в большинстве стран стали важнейшими факторами экономического развития из-за постоянно растущего спроса на мировом рынке на минеральные ресурсы и сельскохозяйственное сырье. Все это сопровождается огромным ущербом, который наносится окружающей среде. Ярким примером сверхэксплуатации природных ресурсов в экономических целях является политика, проводившаяся Болсонару, которую критикуют в странах ЕС. Особенно активно это делает президент Франции Эмануэль Макрон (2017 — н/в).
44 Избрание в 2022 г. на пост президента Бразилии Лулы да Силвы, возможно, приведет к изменению политического курса страны и интенсификации сотрудничества с Евросоюзом [52]. Стоит отметить, что во время предыдущего президентства Лула да Силвы отношения Бразилии с Европейским союзом стали стремительно развиваться. Еще в 2003 г. одним из приоритетных направлений внешней политики было «укрепление взаимопонимания и расширение сотрудничества» с Европейским союзом. В своих выступлениях вновь избранный президент Лула да Силва отмечает, что переговоры по ЗСТ с Евросоюзом застопорились из-за недоверия европейских стран к выполнению Бразилией экологических обязательств, а также подчеркивает, что производство продуктов питания в Бразилии не требует вырубки лесов Амазонии для экспорта соевых бобов или разведения крупного рогатого скота. По словам бразильского президента, в стране «есть обширные пахотные земли, технологии, проводятся передовые сельскохозяйственные исследования» [53]. После победы на выборах Лула да Силва выразил твердое намерение положить конец вырубке лесов Амазонии и разрешить экологические вопросы, препятствующие ратификации сделки с ЕС. В ходе выступления он отметил, что «Бразилия готова вновь занять ведущую роль в борьбе с климатическим кризисом, защищая все наши биомы, особенно леса Амазонки» [54].
45 Дискриминационная политика Болсонару, которая велась в отношении коренного населения, является другим, не менее важным фактором, препятствующим ратификации соглашения. Для решения данной проблемы Лула да Силва намерен отменить все проекты Болсонару, нарушающие права коренного населения, запретить добычу полезных ископаемых и использование земель коренных народов без их согласия. Во время одного из выступлений президент подтвердил, что при проведении государственной политики необходимо учитывать мнения коренных общин, и пообещал создать министерство, которое будет заниматься интересами коренных народов [55].
46 Видимо, политика европейских стран в отношении ратификации соглашения на данном этапе вряд ли изменится, но с избранием нового президента Бразилии в политический курс этой страны могут быть внесены коррективы, направленные на сближение с ЕС. Исходя из того, что в Бразилии проживает около 80% всего населения Mercosur и производится около половины его суммарного ВВП, политика, проводимая этим латиноамериканским государством, является немаловажным фактором в переговорах по ратификации соглашения с ЕС.
47 До сих пор Евросоюз в определенном смысле мог использовать соглашение о ЗСТ в качестве рычага для утверждения своего политического и регулирующего влияния в латиноамериканском регионе. Но если соглашение не будет ратифицировано, то это приведет к ухудшению отношений между ЕС и странами ЛКА, что, соответственно, повлечет за собой существенное расширение возможностей для Китая и США занять доминирующее положение в Латинской Америке. Необходимо также подчеркнуть, что в последние годы Mercosur активно расширяет торговые отношения с Китаем, который является его крупным торговым партнером и основным направлением экспорта [56]. В свою очередь Соединенные Штаты по-прежнему остаются крупнейшей страной-инвестором в регионе, и они явно не намерены отказываться от своего политического и экономического влияния на латиноамериканские государства.

Библиография

1. Ромейко О.Р. Проблемы и перспективы сотрудничества между ЕС и МЕРКОСУР. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: в 2-х т. Т. 2. Сост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г.Шадурского. Минск: Издательство «Четыре четверти», 2011, cc. 137-138. [Romeiko O.R. Problemy i perspektivy sotrudnichestva mezhdu ES i MERKOSUR [Problems and prospects of cooperation between the EU and MERCOSUR]. Sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov. Minsk, Izdatelstvo «Chetyre chetverti», 2011, Vol. 2. pp.137-138 (In Russ.).

2. Hänngi, H., Roloff R., Rüland J. Interregionalism and International Relations. Oxon: Routledge, 2006, 304 p.

3. Söderbaum F. Langenhove L. The EU as a Global Player: The Politics of Interregionalism. Routledge, 2006, 256 p.

4. Воскресенский А.Д. Мировое комплексное регионоведение. Под ред. проф. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014, 416 с. [Voskresensky A.D. Mirovoe kompleksnoe regionovedenie [World Complex Regional Studies]. Ed. prof. Voskressenski A.D. M.: Master: INFRA-M, 2014, 416 p. (In Russ.).

5. Кузнецов Д.А. Теория и практика международного трансрегионализма: монография. Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2022, 160 с. [Kuznetsov, D.A. Teoriya i praktika mezhdunarodnogo transregionalizma [Theory and practice of international transregionalism: monograph]. Moscow: Izdatelstvo «Aspect Press», 2022, 160 p. (In Russ.).

6. Михайленко Е.Б., Михайленко В.И. Внешняя региональная политика Европейского союза. Европейский интеррегионализм: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019, 330 с. [Mikhailenko E.B., Mikhailenko V.I. Vneshnjaja regional'naja politika Evropejskogo sojuza. Evropejskij interregionalizm: monografija [External regional policy of the European Union. European interregionalism: monograph]. Yekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo universiteta, 2019, 330 p. (In Russ.).

7. Лебедева М.М., Кузнецов Д.А. Трансрегионализм – новый феномен мировой политики. Политические исследования (Полис), 2019, № 5, cc. 71-84. [Lebedeva M.M., Kuznetsov D.A. Transregionalizm – novyj fenomen mirovoj politiki [Transregionalism is a new phenomenon of world politics]. Politicheskiye issledovaniya (Polis), 2019, N 5, pp. 71-84 (In Russ.).

8. Кузнецов Д.А. Феномен трансрегионализма: проблемы концептуализации. Сравнительная политика. М., 2016, № 2, cc. 14-25. [Kuznetsov D.A. Fenomen transregionalizma: problemy konceptualizacii [The Phenomenon of Transregionalism: Problems of Conceptualization]. Moscow, Sravnitel'naja politika, 2016, N 2, pp. 14-25. (In Russ.).

9. Кузнецов Д.А. Трансрегионализм в политике Европейского Союза. Европа перед вызовами начала XXI века: Коллективная монография. Кузнецов Д.А., Дронова С.Ю., Григорьева А.С., Кисловская Е.В. и др. М.: Норма, 2017, сс. 15-29. [Kuznetsov D.A. Transregionalizm v politike Evropejskogo Sojuza [Transregionalism in the policy of the European Union. Evropa pered vyzpvami nachala XXI veka: kollektivnaya monografiya. Moscow, Norma, 2017, pp. 15-29. (In Russ.).

10. Тайар В.М. Евросоюз – Латинская Америка: контуры межрегионального партнерства в ХХI веке. Современная Европа. М., 2015, № 2 (62), cc. 72-84. [Tayar V.M. Evrosojuz – Latinskaja Amerika: kontury mezhregional'nogo partnerstva v ХХI veke [European Union - Latin America: Outlines of Interregional Partnership in the 21st Century]. Sovremennaja Evropa. Moscow, 2015, N 2(62), pp. 72-84. (In Russ.).

11. Атаев М.Р. Международная интеграция в Западном полушарии: проект Алка. Власть, 2011, № 9, cc. 47-49. [Ataev M. R. Mezhdunarodnaja Integracija v Zapadnom polusharii: proekt Alka [International Integration in the Western Hemisphere: the Alka project]. Vlast', 2011, N 9, pp. 47-49. (In Russ.).

12. Díaz-Silveira, Santos C. La estratégia inter-regional de la Unión Europea con Latinoamérica. Madrid: Plaza Y Valdés, 2010, 420 p.

13. Прохоренко И.Л. Испания в Европейском союзе: взаимовлияние национального и транснационального политических пространств: автореферат дис. на соиск. уч. степ. доктора политических наук: Москва, 2016, 50 с. [Prokhorenko I.L. Ispanija v Evropejskom sojuze: vzaimovlijanie nacional'nogo i transnacional'nogo politicheskih prostranstv: avtoreferat dis. na soisk. uch. step. doktora politicheskih nauk [Spain in the European Union: the mutual influence of national and transnational political spaces]. Moscow, 2016, 50 p. (In Russ.).

14. Костюнина Г.М. Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций. Российский внешнеэкономический вестник. М., 2010, № 8, cc. 3-13. [Kostyunina G.M. Karibskoe Soobshhestvo: jevoljucija integracionnyh tendencij [Caribbean Community: evolution of integration trends]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, Moscow, 2010, N 8, pp. 3-13 (In Russ.).

15. Михайленко Е.Б., Михайленко В.И. Европейский интеррегионализм в Латинско-Карибской Америке. Известия Уральского федерального университета, Серия 3: Общественные науки. 2015, № 3, cc. 5‒17. [Mikhailenko E.B., Mikhailenko V.I. Interregionalizm v Latinsko-Karibskoj Amerike [Interregionalism in Latin-Caribbean America]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta, Serija 3: Obshhestvennye nauki, 2015, N 3, pp. 5‒17 (In Russ.).

16. Arantza А.G. The first attempt to negotiate the association agreement. Sociology, 2017, N 5, pp. 52-57.

17. Interregional Framework Cooperation Agreement between the European Community and its Member States, of the one part, and the Southern Common Market and its Party States, of the other part - Joint Declaration on political dialogue between the European Union and Mercosur. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/79b6183e-977b-446f-af3a-6930dbbcf8b9 (accessed 10.06.2022)

18. Александров О.Б. Европейская интеграция: учебник. Под редакцией Буториной О.В., Кавешникова Н.Ю. 2-е изд. Москва: Аспект Пресс, 2017. 736 с. [Aleksandrov O.B. Evropejskaya integraciya [European integration: textbook]. Ed. by Butorina O.V., Kaveshnikov N. Yu., 2nd edю Moscow: Aspect Press, 2017, 736 p. (In Russ.).

19. Яковлев П.П. МЕРКОСУР: позади 30 лет. Что впереди? Российский внешнеэкономический вестник. М., 2021, № 11, cc. 30‒48. [Yakovlev P.P. MERKOSUR: pozadi 30 let. Chto vperedi? [MERCOSUR: 30 years behind. What's ahead?]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, Moscow, 2021, N 11, pp. 30-48 (In Russ.).

20. Тайар В. М. Латинская Америка и Евросоюз: концептуальные подходы и практика экономического сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. М., 2022. Т. 22, № 3, cc. 520-536. [Tayar V.M. Latinskaya Amerika i Evrosoyuz: konceptual'nye podhody i praktika ekonomicheskogo sotrudnichestva [Latin America and the European Union: conceptual approaches and practice of economic cooperation] Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. Moscow, 2022, Vol. 22, N 3, pp. 520-536 (In Russ.).

21. MERCOSUR-European Union. Background and Negotiations. Available at: http://www.sice.oas.org/tpd/mer_eu/MER_EU_e.asp (accessed 10.06.2022).

22. Яковлева Н.М. «Мальвинский вопрос» в аргентинской политике. Латинская Америка, М., 2012, № 6, cc. 88-94. [Yakovleva N.M. «Mal'vinskij vopros» v argentinskoj politike ["The Malvinas Question" in Argentine Politics]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2012, N 6, pp. 88-94 (In Russ.).

23. Яковлев П.П. Интеграция в Латинской Америке: Центростремительные и центробежные тренды. Контуры глобальных трансформаций: Политика, экономика, право. М., 2017, Т. 10, № 4 (55), cc. 86-100. [Yakovlev P.P. Integracija v Latinskoj Amerike: Centrostremitel'nye i centrobezhnye trendy [Integration in Latin America: Centripetal and centrifugal trends]. Kontury global'nyh transformacij: Politika, jekonomika, parvo. Moscow, 2017, Vol. 10, N 4 (55), pp. 86-100. (In Russ.).

24. Armendáriz A. Macri: «El Mercosur es el bloque más aislado y proteccionista del mundo y eso profundizó la pobreza en nuestros países». La Nación. Buenos Aires, 2017. 21.12. – Available at: https://www. lanacion.com.ar/2094414-macri-el-mercosur-es-el-bloque-mas-aislado-y-protec cionista-del-mundo-y-eso-profundizo-la-pobreza-en-nuestros-paises (accessed 08.03.2022).

25. Se puede romper el Mercosur: máxima tensión ante el inminente choque entre Brasil y Argen-tina. Available at: https://www.infobae.com/america/america-latina/2019/12/07/ (accessed 13.07.2022).

26. Mercosur-UE: Argentina y Portugal analizaron los pasos a seguir para la firma del acuerdo entre ambos bloques. Available at: https://www.cancilleria.gob.ar/es/actualidad/noticias/mercosur-ue-argentina-y-portugal-analizaron-los-pasos-seguir-para-la-firma-del (accessed 13.07.2022).

27. Sánchez le gana el pulso a Macron: la UE y Mercosur firman un acuerdo de libre comercio tras 20 años. Available at: https://www.elespanol.com/mundo/europa/20190628/ue-mercosur-alcanzan-acuerdo-libre-comercio-negociaciones/409709987_0.html (accessed 18.07.2022).

28. UE y Mercosur, un acuerdo frente al proteccionismo. Available at: https://www.eleconomista.es/economia/noticias/9994465/07/19/UE-y-Mercosur-Un-acuerdo-fren-te-al-proteccionismo.html (accessed 13.07.2022).

29. ЕС и МЕРКОСУР договорились [ES i MERKOSUR dogovorilis' [EU and MERCOSUR agreed]. Available at: https://ru.euronews.com/2019/06/29/eu-and-mercosur-reach-trade-agreement (accessed 13.07.2022).

30. Воловик Н.П. Соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и общим рынком стран Южной Америки. Экономическое развитие России. М., 2019, № 9, cc. 12-17. [Volovik N.P. Soglashenie o svobodnoj torgovle mezhdu Evropejskim Sojuzom i obshhim rynkom stran Juzhnoj Ameriki [Free Trade Agreement between the European Union and the Common Market of South America]. Ekonomicheskoe razvitie Rossii. Moscow, 2019, N 9, pp. 12-17 (In Russ.).

31. Ярошевич В.И. Проблемы и перспективы сотрудничества между ЕС и МЕРКОСУР. [Yaroshevich V.I. Problemy i perspektivy sotrudnichestva mezhdu ES i MERKOSUR [Problems and prospects of cooperation between the EU and MERCOSUR] (In Russ.). Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/45531/1/romeyko_2011_sbor-nik7_tom2.pdf (accessed 13.07.2022).

32. The EU-Mercosur agreement explained. Available at: https://policy.trade.ec.europa.eu/ eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/mercosur/eu-mercosur-agree-ment/agreement-explained_en (accessed 13.07.2022).

33. Heyl K.; Ekardt F.; Roos P.; Stubenrauch J.; Garske B. Free Trade, Environment, Agriculture, and Plurilateral Treaties: The Ambivalent Example of Mercosur, CETA, and the EU–Vietnam Free Trade Agreement. Sustainability 2021, vol. 13, issue 6, pp. 1-24.

34. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy. Available at: https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf (accessed 13.07.2022).

35. European Commission. The EU-Mercosur Trade Agreement: Questions and Answers. Available at: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157953.pdf (accessed 13.07.2022).

36. Гриценко И.А. Переговоры ЕС-Меркосур: роль Аргентины вчера и сегодня. АПЕ, 2018, № 3, cc. 65-69. [Gritsenko I.A. Peregovory ES-Merkosur: rol' Argentiny vchera i segodnja [EU-Mercosur negotiations: the role of Argentina yesterday and today]. APE, 2018, N 3, pp. 65-69 (In Russ.).

37. Carciofi R., Campos R. Unión Europea - Mercosur: Una negciación con final abierto, Buenos Aires, 2016, 18 p. Available at: https://joseovidioflores.files.wordpress.com/2010/ 12/mercosur-y-ue.pdf (accessed 13.07.2022).

38. В бразильской Амазонии стали вырубать вдвое больше деревьев. 15.12.2019 [V brazil'skoj Amazonii stali vyrubat' vdvoe bol'she derev'ev [In the Brazilian Amazon, twice as many trees are cut down]. Available at: https://p.dw.com/p/3UrJ9 (accessed 13.07.2022) (In Russ.).

39. Rapport au Premier minister. Dispositions et effets potentiels de la partie commerciale de l’Accord d’Association entre l’Union européenne et le Mercosur en matière de développement durable. Available at: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/document/document/2020/09/rapport_ de_la_commission_devaluation_du_projet_daccord_ue_mercosur.pdf (accessed 13.07.2022).

40. Europarl. Available at: https://www.europarl.europa.eu/election-results-2019/en (accessed 13.07.2022).

41. Франция и Ирландия могут заблокировать договор ЕС-МЕРКОСУР из-за лесных пожаров [Francija i Irlandija mogut zablokirovat' dogovor ES-MERKOSUR iz-za lesnyh pozharov [France and Ireland may block the EU-MERCOSUR agreement due to forest fires]. 23/08/2019. Available at: https://www.rfi.fr/ru/v-mire/20190823-frantsiya-i-irlandiya-mogut-zablokirovat-dogovor-es-merkosur-iz-za-lesnykh-pozharov (accessed 13.07.2022). (In Russ.).

42. It would be wrong – Varadkar puts brakes on Mercosur deal. 29.09.2020. Available at: https://www.independent.ie/business/farming/it-would-be-wrong-varadkar-puts-brakes-on-merco-sur-deal-39570998.html (accessed 13.07.2022).

43. Países europeus pressionam Mourão a conter destruição ambiental. 2020. Carta Capital. Available at: https://www.cartacapital.сom.br/sustentabilidade/paises-europeus-pressionam-mourao-a-conter-destruicao-ambiental/ (accessed 15.08.2022).

44. Yanomami Amazon reserve invaded by 20,000 miners; Bolsonaro fails to act. Sue Branford, 12 July 2019. Available at: https://news.mongabay.com/2019/07/yanomami-amazon-reserve-invaded-by-20000-miners-bolsonaro-fails-to-act/ (accessed 02.07.2022).

45. EU’s green trade promises face rainforest reality. June 18, 2019. Available at: https://www.politico.eu/article/eus-green-trade-promises-face-reality-check-in-the-rainforest/ (accessed 13.07.2022).

46. Brazilian tribal leader tours Europe to plead for help to stop killings and land grabs. The Guardian 08.06.2017. Available at: https://www.theguardian.com/environment/ 2017/jun/08/brazilian-tribal-leader-tours-europe-to-plead-for-help-to-stop-killings-and-land-grabs (accessed 11.07.2022).

47. Lula baila con indígenas y les garantiza seguridad, si gana las elecciones. Available at: https://www.swissinfo.ch/spa/brasil-elecciones_lula-baila-con-ind%C3%ADgenas-y-les-garantiza-seguridad--si-gana-las-elecciones/47867400 (accessed 11.07.2022).

48. Macron defends EU-Mercosur trade deal, as farmers protest. 3.07.2019. Available at: https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/news/macron-defends-eu-mercosur-trade-deal-as-farmers-protest/ (accessed 13.07.2022).

49. Stop the EU-Mercosur trade deal and make all trade agreements work for sustainable development. Available at: https://europeangreens.eu/content/stop-eu-mercosur-trade-deal-and-make-all-trade-agreements-work-sustainable-development#_edn6 (accessed 12.07.2022).

50. Тайар В.М. Евросоюз и Латинская Америка: основные формы и направления межрегионального сотрудничества. Актуальные проблемы Европы. М., 2022, №3, сс. 44-67. [Tajar V.M. Evrosoyuz i Latinskaya Amerika: osnovnye formy i napravleniya mezhregional'nogo sotrudnichestva [The European Union and Latin America: the main forms and directions of interregional cooperation]. Aktual'nye problemy Evropy. Moscow, 2022, N 3, pp. 44-67 (In Russ).

51. Baltensperger M., Dadush U. The European Union-Mercosur Free Trade Agreement: prospects and risks. Bruegel, 2019. Available at: http://www.jstor.org/stable/resrep28500 (accessed 13.07.2022).

52. Polls show Lula's first rise this year in Brazil presidential race. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/bolsonaro-attacks-brazil-voting-system-losing-him-mo-derate-voters-poll-says-2022-05-11/ (accessed 13.07.2022).

53. Brazil’s ex-president Lula supports ratification of MERCOSUR-EU agreement at European Parliament. Available at: https://www.riotimesonline.com/brazil-news/brazil/brazils-ex-president-lula-sup-ports-ratification-of-mercosur-eu-agreement-at-european-parliament/ (accessed 10.08.2022).

54. Lula victory boosts climate effort hopes. Available at: https://www.politico.eu/article/lula-da-silva-victory-brazil-election-gives-climate-efforts-hopes-amazon-rainforest/ (accessed 10.11.2022).

55. Em acampamento indígena, Lula defende ‘revogaço’ de PLs e a criação de um ministério aos povos originários. Available at: https://www.cartacapital.com.br/cartaexpressa/em-acampamento-indigena-lula-defende-revogaco-de-pls-e-a-criacao-de-um-ministerio-aos-povos-originarios/ (accessed 13.07.2022).

56. Федорчук А.И. Региональная интеграция и социально-экономическое развитие стран МЕРКОСУР. Инновации и инвестиции. М., 2021, № 6, cc. 57-59. [Fedorchuk A.I. Regional'naja integracija i social'no-jekonomicheskoe razvitie stran MERKOSUR [Regional integration and socio-economic development of the MERCOSUR countries]. Innovacii i investicii. Moscow, 2021, N 6, pp. 57-59 (In Russ.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести