Особенности венесуэльского конституционного процесса: от истории к современности
Особенности венесуэльского конституционного процесса: от истории к современности
Аннотация
Код статьи
S0044748X0018834-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дабагян Эмиль Суренович 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
22-31
Аннотация

В статье рассматриваются истоки политической напряженности, возникшей в Венесуэле в 2013 г. накануне избрания главой государства Николаса Мадуро. Автор исходит из того, что именно историческая ретроспектива, анализ тенденций и процессов, происходивших во внутриполитической жизни страны на рубеже XXI столетия, дают четкое представление о том, на какой основе сформировался и укрепился феномен чавизма с присущими ему автократизмом и популизмом. Позднее, в ходе передачи власти преемнику Уго Чавеса Н.Мадуро, появилась новая тенденция — пренебрежение буквой закона ради «сохранения внутриполитической стабильности» ценой обеспечения несменяемости власти. Подробно рассматривая действия администрации Н.Мадуро в указанном направлении, автор предпринимает попытку обосновать тот факт, что, являясь исполнительным вице-президентом, преемник У.Чавеса не имел права баллотироваться на президент-ский пост. Проигнорировав положения Конституции, правящие круги Венесуэлы продемонстрировали мировому сообществу неуважение к закону, что повлекло за собой серьезные последствия не столько для нынешнего режима, сколько для венесуэльского народа в целом.

Ключевые слова
У.Чавес, Д.Кабельо, С.Флорес, Н.Мадуро, Национальная ассамблея, Национальная конституционная ассамблея
Классификатор
Получено
27.10.2021
Дата публикации
10.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
788
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Когда речь заходит о Венесуэле, в сознании тех, кто интересуется международной политикой, Латинской Америкой и, в частности, Венесуэлой, возникают картины социально-экономического коллапса и ожесточенной борьбы за власть между правительством президента Николаса Мадуро и оппозицией. В течение многих лет экономическая и политическая ситуация в этой южноамериканской стране ухудшается довольно быстрыми темпами. Растущее политическое противостояние происходит на фоне стремительной гиперинфляции, перебоев в поставках электроэнергии, нехватки базовых продуктов питания и медикаментов [1].
2 Следует подчеркнуть, что за последние годы Венесуэлу покинули более 5,6 млн граждан [2].Удивительно, но даже на такой простой вопрос, как «кто сегодня управляет страной», ответить непросто, если учесть, что еще в январе 2019 г., после прошедших в 2018 г. президентских выборов, лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента. Этот шаг ведущего оппозиционера стал прямым вызовом президенту Н.Мадуро, который был приведен к присяге на второй шестилетний срок всего двумя неделями ранее.
3 Однако недавние надежды многих на изменения в верхнем эшелоне власти в стране во многом не оправдались. Несмотря на попытки Х.Гуайдо привлечь на свою сторону военных, они по-прежнему в значительной степени остаются лояльными президенту. Армия и силы безопасности до сих пор верны чавизму в лице ставленника Уго Чавеса. Н.Мадуро же, в свою очередь, время от времени вознаграждает военных регулярным повышением зарплаты, продвигая некоторых из них на ключевые посты, в частности, в качестве руководителей целых отраслей экономики [3].
4 В то же время выдвинувшая кандидатуру Мадуро Единая социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV) все еще довольно прочно удерживает контроль над избирательным органом и Верховным судом. Многим оппозиционным кандидатам под разными предлогами помешали баллотироваться, в то время как другие были заключены в тюрьму или покинули страну из опасения быть арестованными. Среди них — популярный оппозиционный деятель, кандидат в президенты Энрике Каприлес (отстранен от участия в выборах), откровенный противник режима Леопольдо Лопес, бывший мэр фешенебельного района Каракаса Чакао (находится под арестом), Антонио Ледесма, бывший мэр Каракаса (был вынужден уехать из страны) и другие лица [4]. Довольно большое количество венесуэльцев считают, что голосование в ходе последних президентских выборов не являлось ни свободным, ни справедливым [5]. Более того, переизбрание Мадуро не было признано контролируемой оппозицией Национальной ассамблеей (Asamblea Nacional, AN), которая заклеймила действия Мадуро как действия подлинного «узурпатора власти» [6].
5 Ссылаясь на статьи Конституции, которые в подобных случаях предусматривают вмешательство в ситуацию лидера AN, Гуайдо, как было сказано выше, объявил себя исполняющим обязанности президента. Следует помнить, что лидеры более 50 государств мира заявили о признании его законным главой государства, в том числе США и многие страны Латинской Америки. Но Россия и Китай, как Куба и некоторые другие государства, оказались на стороне тех, кто признал действующего президента [7].
6 Переговорный процесс между правительством и оппозицией, начавшийся в 2019 г., пока не увенчался успехом. Более того, тот факт, что именно венесуэльское руководство до последнего момента искало подходящий предлог для того, чтобы прервать эти переговоры, для многих не был откровением. Зададимся вопросом: зачем эти переговоры были нужны официальным властям Венесуэлы? Возможно, для снятия или хотя бы ослабления международных санкций, введенных против страны и лично против Мадуро и членов его кабинета? Но решать те или иные серьезные проблемы ценой передачи власти оппозиции или, по меньшей мере, укрепления ее политической роли на фоне продолжающегося социально-экономического кризиса, отягощенного пандемией коронавируса, с точки зрения режима неприемлемо. Очевидно, что хотя все масштабные санкции крайне болезненно отражаются на и без того тяжелом экономическом положении страны и в определенной степени даже на политической устойчивости администрации Мадуро, они пока не ослабили существующий режим настолько, чтобы власть на президентском Олимпе сменилась [8]. А в ряде публикаций на Западе проскальзывает мысль, что санкции дают Мадуро и его правительству удобный повод для того, чтобы оправдать плачевное состояние экономики [9].
7

Что касается оппозиции, то она стремилась и стремится заручиться гарантиями свободных и справедливых выборов в будущем. Однако надежды на прогресс в налаживании диалога между властями и оппозицией весьма призрачны. Еще в августе 2021 г. спикер венесуэльского парламента Хорхе Родригес, глава правительственной делегации на переговорах в Мехико, сообщал журналистам, что «обе стороны работают над достижением договоренностей», хотя никакой конкретной информации о характере этих договоренностей не приводилось. Источник в стане оппозиции был настроен менее оптимистично, заявив, что «ничего еще не согласовано» [10]. И худшие предположения скептиков оправдались: в октябре 2021 г. правительство Мадуро как бы «приостановило» диалог с оппозицией после того, как видный представитель венесуэльского правительства на переговорах Алекс Сааб был выдан властями Кабо-Верде Соединенным Штатам в связи с обвинениями последнего в преступлениях по отмыванию крупных денежных средств*. Венесуэльские власти незамедлительно отреагировали на этот факт и, как и ожидалось, прервали переговоры с оппозицией, выразив «глубокое негодование по поводу открытой агрессии в отношении Алекса Сааба Морана, направленной против него не только как против личности, но и как против одного из основных членов делегации…» [11].

* Алекс Сааб Моран — видный представитель крупного колумбийского бизнеса — изначально был избран венесуэльским правительством в качестве члена команды со стороны официального Каракаса для проведения переговоров в Мехико. В июне 2020 г. он был арестован в международном аэропорту столицы Островов Зеленого мыса г. Прайа и затем выдан властям США.
8

Истоки политической напряженности в современной Венесуэле восходят к апрелю 2013 г. Тогда состоялись досрочные президентские выборы, обусловленные смертью Чавеса, последовавшей после его тяжелой и продолжительной болезни. У.Чавес находился на вершине пирамиды власти свыше 14 лет и намеревался оставаться в занимаемом кресле до декабря 2030 г., когда бы исполнилось 200 лет с момента кончины безмерно почитаемого им знаменитого венесуэльца Симона Боливара [12].

9

Электоральной кампании 2013 г. предшествовал ряд событий, без осмысления которых трудно понять последующий контекст. Во-первых, 8 декабря 2012 г. в перерыве между сеансами химиотерапии Чавес, используя технологию «указующего перста», назвал своим преемником исполнительного вице-президента Мадуро, назначенного на эту должность еще в октябре, и призвал сторонников поддержать эту кандидатуру в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств. Тогдашний президент Венесуэлы блестяще охарактеризовал выдвиженца, выразив уверенность в его способности продолжить дело боливарианской революции [13]. Учитывая персональное мнение главы государства, его ближайшее окружение «взяло под козырек»: несмотря на наличие других кандидатов, вопрос решился автоматически, без обсуждения. При Чавесе это было обычной практикой.

10 Во-вторых, 10 января 2013 г. должна была состояться церемония вступления в должность Чавеса, победившего на выборах 7 октября 2012 г. Но в оговоренный законом период времени процедура инаугурации не состоялась. Статья 231 венесуэльской Конституции предусматривает, что подобный акт должен происходить в присутствии депутатов AN, а в особых случаях — перед членами Верховного суда [14]. Однако президент оказался не в состоянии участвовать ни в одной из вышеназванных церемоний, поскольку вынужден был продолжать лечение на Кубе.
11 В создавшейся ситуации все ветви власти действовали в унисон. Единодушная позиция Мадуро, бывшего в то время председателем парламента Дьосдадо Кабельо и генерального прокурора Силии Флорес по вопросу отсрочки процедуры вступления Чавеса в должность основывалась на рекомендациях медиков, считавших, что процесс восстановления его здоровья потребует времени. Было решено, что глава государства принесет присягу позднее. Находясь в клинике, будучи в полном сознании, президент продолжал выполнять свои обязанности. Поэтому о «полном его отсутствии» и о проведении новых выборов не могло быть и речи. Верхи доказывали, что ничего экстраординарного не происходит, и что дата инаугурации является формальностью, ибо главное уже произошло: Чавес получил мандат народа. А это — превыше Конституции, которая была одобрена на референдуме. Использовался и такой аргумент: поскольку Чавес, выдвигавшийся на должность президента, уже являлся таковым, то принятие присяги становится делом рутинным [15].
12 К решению вопроса, связанного с переносом даты инаугурации, подключилась и высшая судебная инстанция, которая юридически обосновала необходимость маневра, предпринятого системой. Комментируя вердикт, бывшая в то время председателем Верховного суда Луиса Моралес заявила, что «в формальности 10 января не было необходимости, поскольку налицо административная преемственность. Несмотря на то, что 10 января начинается новый конституционный период, повторную инаугурацию проводить не следует, ибо Чавес является переизбранным главой государства. Правительство должно продолжать свою деятельность» [14]. Одновременно Л.Моралес утверждала, что приведение к присяге необходимо, однако важно видеть разницу между данным актом и новым конституционным периодом. Подчеркивалось, что речь шла лишь об отсрочке церемонии инаугурации до момента выздоровления Чавеса. На вопрос о том, можно ли провести эту церемонию непосредственно в гаванском госпитале, Моралес ответила: «Условия, касающиеся времени, места и порядка проведения церемонии вступления в должность пока не определены» [14]. Так, по нашему мнению, «революционная целесообразность» возобладала над буквой Основного закона.
13 В-третьих, 5 марта 2013 г. Чавес скончался. И ровно с этого момента, согласно Конституции 1999 г., пост главы государства становился вакантным, и в 30-дневный срок должны были состояться досрочные выборы. В том же документе прописано, что вплоть до избрания и вступления в должность президента его обязанности исполняет председатель Национальной ассамблеи [16]. В итоге это положение было также нарушено: исполняющим обязанности главы государства назначили вице-президента Мадуро. Позднее он стал официальным кандидатом на пост президента. Создалась исключительно редкая в мировой практике ситуация, когда один человек одновременно выступал в двух ипостасях. Подобные манипуляции стали прелюдией к последующему обострению положения дел.
14 Перенос инаугурации, о котором говорилось выше, резко накалил обстановку. Оппозиция полагала, что ситуацию следовало решать в рамках правового поля, т.е. объявить должность вакантной и назначать дату выборов. Представители оппозиционных сил ссылались и на то, что в Конституции, как они указывали, не прописана фигура преемника, каковым был назван Мадуро. Ведь его, аргументировали они, не избирали в связке с президентом, и поэтому он не имел права руководить страной, тем более в течение неоговоренного периода времени. Подобный казус не имел бы места, если бы, как в большинстве стран, вице-президент выдвигался вместе с главой государства, а не назначался и смещался по усмотрению президента.
15 В апреле 2013 г. произошли следующие события. Правящая политическая сила —PSUV — назвала Мадуро своим кандидатом на очередных президентских выборах. В борьбе за пост главы государства он, как и следовало ожидать, одержал победу над оппозиционером Энрике Каприлесом, хотя и с минимальным преимуществом (Мадуро поддержали 50,66 % избирателей, а его соперник получил 49,07% голосов) [17].
16 Э.Каприлес оспорил итоги выборов, поскольку разница между голосами, отданными за него и за Мадуро, оказалась в пределах статистической погрешности [18]. Власть сначала отвергла это действие Каприлеса, но позднее согласилась провести частичный аудит. Тем не менее, спустя пять дней, не дождавшись результатов проверки, Мадуро вступил в должность. Данное обстоятельство впоследствии породило волну протестов, не утихающих по сей день [19]. Но это уже — другая тема, и она выходит за рамки данного материала.
17 Однако по прошествии короткого времени исполнительная власть оказалась в растерянности: в декабре 2015 г. оппозиция одержала убедительную победу на парламентских выборах. Она получила абсолютное большинство мест в однопалатной Национальной ассамблее. Через некоторое время в качестве ответной меры власти выдвинули и реализовали на практике решение о созыве нового органа — Национальной конституционной ассамблеи (Asamblea Nacional Constituyente, ANC), в очередной раз нарушив Основной закон, поскольку в нем не прописано существование параллельной инстанции.
18 Инициатива президента по созданию нового законодательного органа стала одним из поводов для негативной реакции общества. Квалифицировав это намерение как государственный переворот, оппозиция призвала массы к неповиновению, бойкоту инициативы и в конце концов вывела на улицы разгневанных граждан [20]. В несвоевременности образования ANC были убеждены и члены Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций. В их заявлении ясно говорилась, что для преодоления тяжелейшей ситуации необходимы не новые конституция или государственный орган, а продовольствие, лекарства, политическая, социальная и экономическая стабильность, порядок, демократические выборы, уважение права на диалог. Власти должны гарантировать гражданам обеспечение безопасности и элементарных нужд [21].
19 Подобные мысли высказывали и представители других влиятельных кругов. Но президент не внял никаким призывам, продолжая придерживаться своей линии. ANC была создана и выстраивалась по принципу квот и разнарядки, спускаемой сверху. Места в ассамблее были распределены по категориям населения. Палата состоит из 545 членов, 364 из которых делегировались от территорий, в том числе 8 депутатов — от индейских народностей. Остальные 181 — от восьми секторов, в частности, 79 рабочих, 8 крестьян и рыбаков, 24 студента, 28 пенсионеров, 24 представителя коммунальных советов, 5 бизнесменов, 5 инвалидов [22].
20 С появлением ANC возникла парадоксальная ситуация, которая заключалась в том, что в стране одновременно функционировали две законодательные структуры. Одна — признанная мировым сообществом, другая — отвергнутая целым рядом государств. Подчеркнем, что председатели AN сменяются ежегодно по принципу ротации, что, по нашему мнению, отвечает требованиям законности и демократичности, а руководители ANC не избираются, они назначаются и смещаются главой государства. Подобная «рокировка», в частности, была осуществлена после выборов 2018 г., когда влиятельную политическую фигуру Делси Родригес, занимавшую пост председателя ANC, «передвинули» на должность вице-президента, на которой она находится до сих пор, а председательствовать назначили политического тяжеловеса Д. Кабельо [23].
21 Выдвинув идею создания ANC, Мадуро ссылался на прецедент 1999 г., когда впервые была образована подобная структура, призванная кардинально перестроить существовавшую политическую систему. Решив эту стратегическую задачу, ANC тогда самораспустилась, уступив место новым структурам. К тому же прежняя ассамблея, в отличие от нынешней, формировалась на основе всенародного голосования.
22 Следует отметить, что Мадуро постоянно прибегал к административному ресурсу. Вначале он перекрыл дорогу оппозиции, намеревавшейся мирным, ненасильственным путем отстранить от власти главу государства, получившего этот пост недостаточно легитимным путем, и провести референдум о прекращении его полномочий. Следует подчеркнуть, что данная процедура прописана в Конституции 1999 г. В статье 72 указывается, что вопрос о полномочиях любых выборных должностных лиц, независимо от ранга, может стать предметом консультаций по истечении половины мандата при наличии подписей не менее 20% избирателей [16].
23 Собрав необходимое количество подписей и получив одобрение электоральной инстанции, оппозиция приступила к следующему этапу. Но власть заблокировала всю процедуру, используя двух губернаторов, якобы усмотревших некие проблемы, связанные со сбором подписей. Опираясь на подобный ресурс, Мадуро обезглавил системную оппозицию, лишил ее лидеров политических прав на длительный срок и, соответственно, возможности участвовать в электоральной кампании 2018 г. Вслед за этим президент не позволил представителям оппозиционных сил выдвинуть единого кандидата [24]. В итоге они бойкотировали выборы, которые к тому же были перенесены на более ранний срок, что также является нарушением Основного закона [25].
24 20 мая 2018 г. на избирательные участки пришли лишь 46,07% граждан, т.е. половина от числа тех, кто обладал правом голосовать [26]. Тем не менее выборы были признаны состоявшимися, хотя с точки зрения уровня представительства это не соответствовало общепринятой мировой практике. Особенностью данной электоральной кампании являлось участие в ней Энри Фалькона — бывшего губернатора штата Лара. Энергичный и целеустремленный политик был допущен к выборам для придания им законности [27]. В условиях, когда системная оппозиция блокировала избирательный процесс, Э.Фалькон пытался привлечь на свою сторону весь протестный электорат. Мадуро, на которого явно произвел впечатление факт роста популярности конкурента, позволил себе беспрецедентное откровение, заявив, что он любыми способами, вплоть до использования армии, попытается воспрепятствовать приходу к власти соперника, задумавшего передать родину в руки империализма. «И мне безразлично, как на мои действия отреагируют американцы и европейцы» [28].
25 Прогнозы ряда специалистов полностью подтвердились: за Мадуро проголосовали 67,76% избирателей, и он получил право оставаться главой государства вплоть до 2025 г. Э.Фалькону отдали свои голоса 21% граждан, пришедших на выборы [26]. Так закончилась весьма предсказуемая электоральная кампания. Определенную роль здесь сыграл и подконтрольный власти Национальный избирательный совет, который смог обеспечить нужный ей результат. Это сочеталось с задабриванием послушного электората в условиях тотального дефицита жизненно важных товаров и продуктов питания посредством выдачи продовольственных наборов, распределявшихся военнослужащими.
26 Неудивительно, что США, страны Евросоюза и свыше 12 латиноамериканских государств не признали результаты венесуэльских выборов, считая их сфальсифицированными [29]. Тем не менее 24 мая 2018 г. глава государства вступил в должность. А 10 января 2019 г. Мадуро совершил весьма экстравагантный применительно к мировой практике акт: он вторично присягнул на верность Отечеству, но на сей раз перед членами Верховного суда, объяснив это тем, что сделал так по аналогии с действиями предшественника [30].
27 Как следует из вышеизложенного, отличительными чертами правления Мадуро являются частые нарушения Конституции и чрезмерное использование административного ресурса. В связи с этим, как нам представляется, возникает вопрос о легитимности режима, который держится на плаву благодаря отлично оснащенным вооруженным силам и послушному электорату (точнее, внутриполитическим манипуляциям, о которых шла речь выше). Что же касается внешнеполитических факторов, то далеко не последнюю роль здесь играет поддержка со стороны тех немногих, но влиятельных стратегических союзников, которые видят в Венесуэле возможность продемонстрировать США, что эпоха их безраздельной гегемонии в Западном полушарии окончательно ушла в прошлое.
28 Впрочем, в последние месяцы наметились тенденции, которые, на наш взгляд, можно было бы считать признаком некоторой демократизации правящего режима и его смягчения с точки зрения авторитарного правления. Несмотря на то, что оппозиция, как известно, бойкотировала парламентские выборы декабря 2020 г., стоит обратить внимание на некоторые факты противоположного характера. Во-первых, в мае 2021 г. AN приняла решение включить в состав пятиместного Национального избирательного совета, призванного координировать муниципальные выборы, состоявшиеся в ноябре 2021 г., двух сторонников оппозиции, включая освобожденного из заключения активиста Роберто Пикона. Это — первый подобный прецедент с 2005 г. [31]. Во-вторых, хотя победу на ноябрьских выборах одержала правящая партия, 3 из 20 мандатов, причем совершенно законно, получили лидеры оппозиции [32]. В-третьих, количество мест в AN увеличилось на 110 (общее число избираемых депутатов возросло до 277, что может свидетельствовать о расширении представительной демократии). И, наконец, самый символичный факт: в штате Баринас, на родине Чавеса, на выборах 14 января 2022 г. убедительную и тоже признанную властями победу одержал представитель оппозиционных сил [33]. Хочется думать, что эти и некоторые другие подобные факты свидетельствуют о начале процесса сближения полярных политических сил в стране, что отвечало бы интересам как венесуэльского народа, так и международного сообщества.  

Библиография

1. Семенов В.Л. Финал «Боливарианского проекта»? Латинская Америка. М., 2017, № 1, c. 38–51. [Semenov V.L. Final «Bolivarianskogo proekta»?

2. Venezuela crisis: How the political situation escalated. Available at: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-36319877 (accessed 16.12.2021).

3. Diamint R. ¿Quién custodia a los custodios? Democracia y uso de la fuerza en América Latina Nueva Sociedad. Buenos Aires, 2018, N 278, p. 24–35.

4. Reuters. 19.02. 2018. Fastbox: Venezuela’s jailed, exiled or barred opposition politicians. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics-factbox-idUSKCN1G31WU (accessed 17.01.2022).

5. Silver Laura, Johnson Courtney, Taylor Kyle. Pew Research Center. Venezuelans have little trust in government, say economy is in poor shape. 25.01.2019. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/25/venezuelans-have-little-trust-in-national-government-say-economy-is-in-poor-shape/ (accessed 17.01.2022).

6. Venezuela election: Guaido opposition boycotts National Assembly vote, Maduro gains. Washington Post, 07.12.2020. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/the_americas/venezuela-election-national-assembly-maduro-guaido/2020/12/06/8a9fee74-35d2-11eb-8d38-6aea1adb3839_story.html (accessed 17.01.2022).

7. Ивановский З.В., Розенталь Д.М. Венесуэла: политическое противостояние и мировое сообщество. Вестник Московского университета. Серия 25 «Международные отношения и мировая политика». М., 2020, т. 12, № 2. сс. 71-111.

8. Гордиев узел венесуэльского кризиса М.: ИЛА РАН, Серия «Саммит», 2021, 138 с.

9. Trump’s Sanctions on Venezuela Only Made Maduro Stronger. Jraissati Joege, Von Laer, Wolf. 03.06.2021. Available at: https://foreignpolicy.com/2021/06/03/maduro-sanction-trump-biden-stronger/ (accessed 17.01.2022).

10. Venezuela government signals ‘partial agreements’ at Mexico talks. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/9/5/venezuela-government-signals-partial-agreements-at-mexico-talks (accessed 18.09.2021).

11. Venezuela suspends talks with opposition after Maduro envoy extradited to US to face charges. Available at: https://www.foxnews.com/world/venezuela-suspends-opposition-after-maduro-extradicted-to-us (accessed 22.10.2021).

12. The Guardian. Carroll Rory. Victorious Chávez promises action on crime and services as he sets sights on ruling beyond 2030. 16.02.2009. Available at: https://www.theguardian.com/world/2009/feb/17/hugo-chavez-venezuela-referendum (accessed 10.01.2022).

13. Venezuela's Maduro: from bus driver to Chavez's successor. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-chavez-maduro/venezuelas-maduro-from-bus-dri-ver-to-chavezs-successor-idUSBRE9250PO20130306 (accessed 22.12.2021).

14. Venezuelan legislature postpones Chavez inauguration Available at: https://www.wsws.org/en/articles/2013/01/10/vene-j10.html (accessed 20.12.2021).

15. The Seattle Times. Disputes brewing over Hugo Chavez’s inauguration. 13.01.2013. Available at: https://www.seattletimes.com/nation-world/disputes-brewing-over-hugo-chavezs-inauguration/ (accessed 17.01.2022).

16. Venezuela (Bolivarian Republic of)'s Constitution of 1999 with Amendments through 2009. Available at: https://www.constituteproject.org/constitution/Venezuela_2009.pdf (accessed 29.08.2021).

17. Nicolás Maduro narrowly wins Venezuelan presidential election. Available at: https://www.theguardian.com/world/2013/apr/15/nicolas-maduro-wins-venezuelan-election (accessed 18.12.2021).

18. Cannon B. As clear as MUD: Characteristics, objectives, and strategies of the opposition in Bolivarian Venezuela. Latin American Politics and Society. Cambridge, 2014, vol. 56, N 4, p. 49–70. DOI: 10.1111/j.1548-2456.2014.00248.x.

19. Ивановский З.В. Внешняя и внутренняя политика Венесуэлы в условиях кризиса. Латиноамериканский исторический альманах. М., 2014, № 14, с. 219–245.

20. Venezuela: Constituent Assembly Starts Work, Opposition Stages Terror Attack. Available at: https://venezuelanalysis.com/analysis/13306 (accessed 05.09.2021).

21. El asalto del independentismo a la Cámara de Comercio, con permiso de la Generalitat. Available at: at https://www.elindependiente.com/economia/2019/05/12/el-asalto-del-independentismo-a-la-camara-de-comercio-con-permiso-de-la-generalitat/ (accessed 19.12.2021).

22. Venezuela: What is a National Constituent Assembly? Available at: https://www.aljazeera.com/features/2017/7/31/venezuela-what-is-a-national-constituent-assembly (accessed 25.09.2021).

23. Did Maduro Sideline Diosdado Cabello? Available at: https://www.venezuelablog.org/did-maduro-sideline-disodado-cabello/ (accessed 15.12.2021).

24. Corrales J. Democratic backsliding through electoral irregularities: The case of Venezuela. European Review of Latin American and Caribbean Studies. Amsterdam, 2020, N 109, p. 41-65. DOI: 10.32992/erlacs.10598.

25. Reuters. “Vote for what?”: Venezuelan opposition boycotts parliamentary election. 06.12.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-election-idUSKBN28G056 (accessed 11.01.2022).

26. Venezuela's 2018 Presidential Elections. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/IN10902.pdf (accessed 10.12.2021).

27. Пятаков А.Н. Переизбрание президента: параллели, парадоксы, перспективы. Латинская Америка. М., 2018, № 8, сс. 5-22.

28. Venezuela Elections: Who Is Henri Falcon? Available at: https://www.telesurenglish.net/analysis/Venezuela-Elections-Who-Is-Henri-Falcon-20180509-0038.html (accessed 28.08.2021).

29. Reuters. Sequera Vivian, Buitrago Deisy. U.S., EU say they do not recognize Venezuela parliamentary vote. 07.12.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-election-results-idUSKBN28H0L3 (accessed 17.01.2022).

30. Second Inauguration of Nicolás Maduro. Available at: https://wikiy.org/en/Second_inauguration_of_Nicol%C3%A1s_Maduro-6626444084 (accessed 17.12.2021).

31. Venezuelan lawmakers OK opposition members to election board. 04.05.2021. Available at: https://apnews.com/article/gregory-meeks-joe-biden-south-america-venezuela-b6e3d8d4f 222b00783d324191fd6c1cc (accessed 01.25.2022).

32. Venezuela's ruling party wins 20 governorships - electoral authority. 22.11.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/venezuelans-head-polls-regional-local-elections-opposition-returns-2021-11-21/ (accessed 01.25.2022).

33. Osborn Catherine. Venezuela's Opposition Wins Election in Barinas, Hugo Chávez's Home State. 14.01.2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/01/14/venezuela-opposition-barinas-governor-vote-election-hugo-chavez-maduro/ (accessed 13.01.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести