В статье рассматривается ритм в произведениях Н. С. Лескова, составивших цикл «проложных» («византийских») легенд. Ритмически организованные фрагменты не только служат архаизации и драматизации текста, но и становятся способом психологической характеристики персонажей. Также показано, что композиционный и сюжетный ритм сближает легенды Н. С. Лескова с «Иродиадой» и другими легендами Г. Флобера.
Для осмысления вопросов, связанных с литературной собственностью и неправомерными заимствованиями, И. А. Гончаров в «Необыкновенной истории» пользуется рядом понятий: подражание, параллель, заимствование, воровство. Однако ключевой стала восходящая к Горацию метафора идти по чужим следам, которая позволила писателю разграничить понятия плагиата и подделки (contrefaçon), а также сформулировать свои представления о границах авторского права.
Статья посвящена проблеме сотрудничества Н. С. Лескова в газете «Новое время» в конце 1870-х годов как рецензента. Ставится вопрос об атрибуции писателю отзывов на вторую часть «Книги для первоначального чтения» В. И. Водовозова, «Энциклопедию ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков» Н. Макарова, роман «Homo sum» Г. Эберса, книгу «Римская религия от Августа до Антонинов» Г. Буасье, а также заметки «Книжки для народа».
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека