Задача статьи — исследовать, как строится в романе образ Лолиты. Лолита как будто всецело создается повествованием Гумберта. Но Набоков конструирует свой роман так, что некоторая эмпирика, служащая построению образа Лолиты, ускользает от контроля повествователя. Чтобы понять, как строится образ Лолиты, необходимо понять, как строится — Набоковым — рассказ Гумберта о Лолите. Внутри рассказа спрятаны автономные свидетельства, расходящиеся с видимой частью рассказа и корректирующие портрет Лолиты.
Набоков пишет по большей части ясными фразами, которые не являются необычными по построению, но создают необычные образы. В отличие от Андрея Белого, Дж. Джойса, А. П. Платонова и даже Н. В. Гоголя у него нет системного иноязычия — уникальность его стиля выражается в иновидении, даре видеть невидимое для других. Особую роль играет трансформация явлений одного мира в образы другого (люди — животные — вещи — явления природы). Слова, слоги, буквы, знаки Набоков использует для игры в языковую комбинаторику.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека