Театральный альбом Булгакова — это творческая лаборатория и дневник. Один из первых вопросов, который необходимо поставить, касается семиотической природы театрального альбома, обладающего собственным специфическим языком. Театральный альбом как уникальное целостное явление и сочетание стилей до сих пор не изучался. В данной статье сделана попытка восполнить эту лакуну.
Феномен «записной книжки» в наследии Зощенко рассматривается в нескольких ипостасях: писательская лаборатория, мотивация повествования, атрибут сюжета, характеристика персонажа. В Пушкинском Доме в фонде Зощенко собраны 14 из сохранившихся записных книжек с записями творческого характера и подготовительные материалы к неустановленным произведениям. Особое внимание уделено анализу их структуры, тематических разделов, закономерностям пословичных комплексов.
Неопубликованный перевод предисловия ко второму изданию «Элементарной школы эстетики» Жан Поля выполнен Борисом Пастернаком в 1919 году, возможно, для издательства «Всемирная литература». Через два года он оказался в издательстве «Academia» Философского общества при Петербургском университете. Во-первых, представляется любопытным внимание Пастернака к Жан Полю, далекому для него автору, вроде бы чуждой тематике. Во-вторых, уточняется история сотрудничества Пастернака с «Academia» — от истоков возникновения издательства в 1921 году и до его закрытия в 1937-м. В-третьих, перевод Пастернака расширяет рецепцию наследия Жан Поля, философского и художественного, особенно в XX веке.
В статье речь идет о коллекции рукописей, собранной критиком, архивистом, редактором Юрием Александровичем Красовским (1909-1987). В документах Серебряного века — центральной группе в этом собрании — обнаружен неопубликованный черновой отрывок из философской работы драматурга А. В. Сухово-Кобылина «Запись о самосознании». Данный набросок сделан на обратной стороне выписок из нескольких явлений комедии-шутки «Смерть Тарелкина». Эти черновики Сухово-Кобылина, как и другие рукописи в коллекции, содержат примечания, автомаргиналии. Расшифровка реконструирует не просто сам документ, но создает текстологическую коллизию и обнаруживает дополнительные смысловые слои, что позволяет проследить влияние жанров и конвенций, принятых критериев отбора, систематизации документов на процесс формирования структуры эго-документов и показать, как вся инфраструктура архива, научно-справочный аппарат комплектования, архивные практики, составление коллекции могут быть прочитаны как целостный эго-документ, автобиография, память личная и память культуры.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library