В статье предлагается интерпретация шести стихотворений цикла «Сон в летнюю ночь» — одного из самых «темных» циклов четвертой книги стихов Б. Л. Пастернака «Темы и вариации». Авторы показывают, как центральные для всей книги стихов темы рождения искусства и обстоятельства первых пореволюционных лет могут быть связаны с одноименной комедией У. Шекспира.
В работе выдвигается гипотеза, что блоковский слой стихотворения Б. Л. Пастернака «Белая ночь» (1953), — четвертого в 17-й стихотворной книге романа «Доктор Живаго», мог послужить источником сюжета о чтении А. А. Блоком «Незнакомки» на крыше башни Вячеслава Иванова в воспоминаниях К. И. Чуковского, впервые появившегося в печати в 1956 году. Этот эпизод отсутствовал в предшествующих вариантах воспоминаний Чуковского о Блоке.
В работе обосновывается предположение, что посвященный Пушкину цикл стихотворений Б. Л. Пастернака «Тема с варьяциями», который, очевидно, определил и заглавие четвертой книги стихов поэта «Темы и варьяции», возник как поэтический отклик на стихотворение В. Ф. Ходасевича «Эпизод», которое тот читал в конце января 1918 года на вечере, получившем название «Встреча поэтов двух поколений».
В работе предлагается интерпретация шести стихотворений, открывающих «Нескучный сад» — вторую часть четвертой книги стихов Б. Л. Пастернака «Темы и вариации» как первого и вступительного микроцикла к этой части. Анализ семантики и образного ряда каждого конкретного стихотворения подводит к связи универсального библейского прообраза с центральной для всей книги стихов темой рождения искусства.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library