Рассуждая о лирической поэзии в своем теоретическом трактате, Г. Р. Державин упомянул о разных видах вдохновения, которые он испытывал, сочиняя стихи. Современники Державина, а позже исследователи его творчества отмечали особое умение поэта наполнять новым содержанием известные литературные сюжеты, темы и даже слова. Сатирическое стихотворение А. П. Сумарокова на важную в то время тему дворянской службы и досуга было воспринято Державиным полемически и побудило его к созданию оды «Фелица».
Педагогические и философские трактаты западноевропейских ученых, появившиеся в России в 1760-е годы в русских переводах, привлекли внимание российского общества к детству как важному этапу формирования личности. Басня, будучи жанром, обращенным к людям разного возраста, приобретает в это время, по мнению русских литераторов, особый воспитательный потенциал. Перелагая басенные сюжеты античных и западноевропейских авторов, персонажами которых были дети, Сумароков переносил события, изображенные в них, на отечественную почву, вносил в изображение детей свои изменения, эмоционально их интерпретировал. В баснях на собственные сюжеты Сумароков рассказал о поведении, чувствах и эмоциях детей в разных ситуациях, об их стремлении к самоутверждению и попытках в критической ситуации постоять за себя. Эти рассказы наполнены авторским присутствием и авторским сочувствием. Своими литературными сочинениями Сумароков способствовал осознанию специфической природы детства и его самостоятельной ценности, а также появлению в России художественной литературы, обращенной к детям и изображающей детей.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека