В статье рассматривается история работы А. А. Блока над книгой «Последние дни императорской власти». В процессе ее подготовки неоднократно менялся жанр и авторское присутствие в тексте. Сначала Блок представляет себя автором романа-эпопеи, описывающего историю русского самодержавия в стиле Золя или Достоевского, затем делает выбор между историческим исследованием или политическим докладом с обличительной направленностью и, наконец, трудится над отчетом комиссии и составляет летопись революционных дней. Все это нашло отражение в книге «Последние дни императорской власти».
Способы выражения в художественном тексте авторской субъектности женщин-писательниц — одна из интересных и все еще до конца не исследованных проблем в литературе русского модернизма. Поэзия З. Н. Гиппиус в этом плане наиболее показательна. Она дает богатый материал для осмысления конкретных приемов, к которым поэтесса прибегала для рефлексии над собственным творческим процессом в контексте узловых гендерных и философских идеологем эпохи, стоявших за сложным процессом конструирования женского авторства. В статье рассмотрены такие метафоры творчества, как прядение, шитье, плетение венка, молитва. Смысловое наполнение данных метафор анализируется сквозь призму теории О. Вейнингера и собственных размышлений Гиппиус, отраженных в ее статье «Зверебог» (1908), а также на фоне слома всего гендерного порядка, который переживала русская культура на рубеже XIX-XX веков.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library