Статья опирается на мысль, по-разному сформулированную Вяч. Ивановым, П. М. Бицилли и другими о единстве пяти романов Достоевского. Выявляются особые сцены и детали, переходящие из одного романа в другой и занимающие важные позиции в структуре целого. Рассмотрены сцены с гробом, в котором лежит жертва — женское или детское тело; специальные меняющиеся значения и функции имеют цветы, муха, птицы. Такие сцены есть в «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Вечном муже», «Братьях Карамазовых». Соответствиями и контрастами между ними образуется единая композиция «большого романа» или «сверхромана».
Статья освещает эволюцию Ю. М. Лотмана с точки зрения целостности его научного подхода, сосредоточенного на диалектическом взаимодействии коллективного разума и индивидуальной свободы. В основе его научно-просветительской школы лежала работа с текстом как манифестацией культуры, только в далекой перспективе приводящая к обобщению. Объектом исследования Лотмана были явления культуры в их динамике, текст в развитии, смыслы в процессах усложнения, протагонисты культуры — в их эволюции. Глазами участника студенческого семинара Лотмана показано, как принципы, которых ученый придерживался в работе, отражались в наборе тем и методов исследования, предлагавшихся его ученикам.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека