В статье предлагается новая датировка Проекта адреса Александру II, известного как «Проект тургеневской конституции». Предположительная дата создания документа — август 1861 года, когда русское общество активно обсуждало ход крестьянской реформы. На фоне начавшихся волнений в Царстве Польском Тургенев вступает в спор с А. И. Герценом, происходит размежевание радикально настроенных группировок и либеральной части общества. Особое внимание уделено трагической судьбе польского революционера Артура Бенни, оказавшегося в центре сложного процесса становления русского политического самосознания.
В статье впервые публикуется полный текст письма А. А. Фета 1891 года, написанного в ответ на циркулярное послание петербургского издателя М. М. Ледерле, собиравшего материалы для книги «Мнения русских людей о лучших книгах для чтения» (1895). Проанализировав содержание письма и общественную обстановку того времени, можно сделать вывод о том, что позиция Фета была полемичной по отношению к замыслу Ледерле, а его письмо следует рассматривать как одно из последних публицистических выступлений поэта.
Статья посвящена малоизвестному эпизоду — истории одного из первых Собраний сочинений И. С. Тургенева в четырех томах, появившегося в 1859-1860 годах, и роли в нем А. А. Фета. Выходившее в свет с указанием имени издателя Н. А. Основского, Собрание сочинений издавалось им на паях с А. Н. Плещеевым и И. В. Павловым, в результате чего возник конфликт между пайщиками, едва не закончившийся дуэлью. Вовлеченный в эту историю Фет оказался в сложной ситуации, которая завершилась миром, однако повлияла на дальнейшие отношения между писателем и поэтом.
Статья посвящена малоизученной истории благотворительных литературно-музыкальных концертов в Париже, активную роль в организации которых принимал И. С. Тургенев. Он же был непосредственным участником этих концертов, как и Полина Виардо и многие другие исполнители. Публикуемое впервые письмо Тургенева к известному французскому пианисту и композитору Луи Дьемеру, хранящееся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, позволяет уточнить не только дату одного из музыкальных собраний, но и состав исполнителей, среди которых, очевидно, был корреспондент Тургенева. Письмо к Дьемеру также значительно расширяет наши представления о связях Тургенева с музыкальным миром Парижа и вносит немало уточнений в Летопись его жизни и творчества.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library