В статье рассматриваются трансформации типического места «род-племя» в исторических песнях о Степане Разине. Сформировавшись как формула в былине, в исторической песне оно может быть расширено в социальном или географическом аспекте. Процессы трансформации дают возможность осмыслить механизмы преемственности внутри фольклорной традиции и мотивируются формированием у русского народа исторического сознания.
В статье рассматриваются два топоса из песен о Ермаке. Топос «выбор места (локуса) из возможных вариантов» представлен во множестве вариаций, в которых прочитываются две разные стратегии: манифестация абсолютной вольности персонажей песни, не желающих соприкасаться с государством; включение казачьей вольницы в решение государственных задач. Второй топос — «перечень городов, которые надо скрытно пройти», в котором демонстрируется высокий уровень знания певцами географии России. Через географию реализуется функция исторической памяти устной народной словесности.
На материале разных циклов русских исторических песен XVIII-XIX веков, созданных в солдатской среде, рассматривается универсальный топос «битва как пир», явленный еще в Слове о полку Игореве. Привлекаются песни разных циклов — о русско-шведских, русско-турецких, русско-французских войнах. Топос используется в двух основных ситуациях: в словах русских солдат, обращенных к неприятелю, 2) в словах персонажа, воспринимающего свое ранение или тяготы военной жизни в кулинарных образах. Выделяются разные версии топоса: с топонимической составляющей (сухари, печенные в Москве и Туле); с образами столового убранства (скатерти, тарелки и пр.); с расшифровкой метафорических образов (столики — полк Преображенский); свертывание топоса до одного слова («угощать» противника). Наблюдения над текстами песен сведены в таблицу, наглядно демонстрирующую, что ядро образной системы топоса составляют образы, связанные с зерновыми культурами (хлеб, пироги, сухари и пр.). Частотность зерновых образов свидетельствует о том, что песни опираются на бытовой, обрядовый и фольклорный опыт русского крестьянства.
Предметом статьи являются исторические песни, отражающие Северную войну 1700-1721 годов. В статье подчеркивается, что при всей опоре на историческую конкретику, песни постоянно сопрягаются с предшествующей традицией. Историко-песенный фольклор позволяет наглядно ощутить, как в одном художественном пространстве сосуществуют старые и новые географические имена, обозначающие один и тот же локус (Россия и Русь; Балтийское море и Варяжское (Верейское) море; Колывань и Ревель; Юрьев и Дерпт).
В свете положения о «материнских», «колонизационных», «региональных» и «локальных» метрополиях формирования былин рассматривается традиция Ростово-Суздальско-Владимирских земель. Несмотря на то, что в данном крае записаны только осколки былинной традиции, Владимирский регион являлся одной из территорий, где складывались былины. Анализируются редкие упоминания Ростова и суздальские следы в былинных текстах. Дается обзор немногочисленных записей былин, сделанных во Владимирском крае.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library