В статье рассматриваются отдельные русские мотивы в творчестве Жан Поля в контексте его биографии. В центре внимания — знакомство Жан Поля с баронессой Юлианой Крюденер, в письмах к которой он намечает образ Александра I, получающий свое дальнейшее развитие в политических сочинениях писателя 1809—1810 годов вместе с образом России, воспринимавшейся Жан Полем как «двойник Европы», как «магнит», притягивающий к себе Европу. Письма и художественные тексты Жан Поля позволяют проследить, как менялось его отношение к российскому императору, который еще в 1814 году виделся ему «богом света» и с которым он связывал надежды на космополитическое обновление Европы. После публикации записки А. С. Стурдзы о положении дел в Германии, которая повлекла за собой принятие в 1819 году «Карлсбадских решений» , направленных на ужесточение государственного контроля за университетами и ограничение свободы печати, Жан Поль, осознав иллюзорность своих надежд, пишет едкую пародию на Венский конгресс, Священный союз и его главных «актов», представив в романе «Комета» Александра I в виде шарлатана-магнетизера, которому помогает некая «ясновидящая» — баронесса Крюденер, ставшая проповедницей мистического христианства и сыгравшая немаловажную роль в формировании идеи Священного союза, созданного по инициативе Александра I.
Статья посвящена неизвестному эпизоду из истории русско-немецких культурных связей XIX века. Введение в научный оборот фрагмента дневника А. И. Тургенева за 1825 год, содержащего стихотворение «Демагогическое», приписывавшееся Гете, позволяет реконструировать темы, которые затрагивались в разговорах А. И. Тургенева и Ф. В. Шеллинга при их первом знакомстве в Карлсбаде. Среди этих тем – политические гонения в немецких землях как результат Карлсбадских постановлений 1819 года, принятых не без участия России.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library