В статье рассматриваются отдельные русские мотивы в творчестве Жан Поля в контексте его биографии. В центре внимания — знакомство Жан Поля с баронессой Юлианой Крюденер, в письмах к которой он намечает образ Александра I, получающий свое дальнейшее развитие в политических сочинениях писателя 1809—1810 годов вместе с образом России, воспринимавшейся Жан Полем как «двойник Европы», как «магнит», притягивающий к себе Европу. Письма и художественные тексты Жан Поля позволяют проследить, как менялось его отношение к российскому императору, который еще в 1814 году виделся ему «богом света» и с которым он связывал надежды на космополитическое обновление Европы. После публикации записки А. С. Стурдзы о положении дел в Германии, которая повлекла за собой принятие в 1819 году «Карлсбадских решений» , направленных на ужесточение государственного контроля за университетами и ограничение свободы печати, Жан Поль, осознав иллюзорность своих надежд, пишет едкую пародию на Венский конгресс, Священный союз и его главных «актов», представив в романе «Комета» Александра I в виде шарлатана-магнетизера, которому помогает некая «ясновидящая» — баронесса Крюденер, ставшая проповедницей мистического христианства и сыгравшая немаловажную роль в формировании идеи Священного союза, созданного по инициативе Александра I.
Статья посвящена неизвестному эпизоду из истории русско-немецких культурных связей XIX века. Введение в научный оборот фрагмента дневника А. И. Тургенева за 1825 год, содержащего стихотворение «Демагогическое», приписывавшееся Гете, позволяет реконструировать темы, которые затрагивались в разговорах А. И. Тургенева и Ф. В. Шеллинга при их первом знакомстве в Карлсбаде. Среди этих тем – политические гонения в немецких землях как результат Карлсбадских постановлений 1819 года, принятых не без участия России.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека