В статье предлагается интерпретация цикла «Пять повестей», открывающего четвертую книгу стихов Б. Л. Пастернака «Темы и вариации». На основании анализа текстов показано, как главные «темы» книги (вдохновение, искусство, любовь, природа, соблазны) реализуются в цикле, образуя при этом законченный сюжет. Кроме того, продемонстрированы механизмы переложения, варьирования «тем» предшественников - Шекспира, Гете, Пушкина, Блока. «Пять повестей» раскрываются как системообразующий цикл, определяющий основные мотивы и логику их развития во всех «Темах и вариациях».
Статья посвящена «еврейскому вопросу» в жизни и творчестве Б. Л. Пастернака. На основе анализа эпистолярных и художественных свидетельств делается предположение о специфической амбивалентной роли еврейского происхождения в автомифологии поэта. С одной стороны, ощущение исключенности из окружающего христианского универсума встраивается в представления Пастернака об искусстве и роли художника как одно из требующих творческого преодоления препятствий физического, детерминированного мира. С другой стороны, родовая принадлежность к древней иудейской традиции, Библии и её персонажам воспринимается поэтом как культурный потенциал.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации